СВЯЩЕННИЧЕСТВО В ИРАНЕ

Опубликовано star72 -

Журнал "Митра" № 10 (14) 2009 год

СВЯЩЕННИЧЕСТВО В ИРАНЕ

В Благой Вере, начиная со времен царя Виштаспы, разделены власть и духовенство. Священно служителями являются только мужчины, потомки первых учеников Ашо Заратуштры. Они составляют отдельное сословие. Священническая иерархия включает в себя следующие ступени.

Мобедияр — помощник мобеда из числа наиболее праведных и образованных в религиозных вопросах мирян. Чин мобедияра, как исполняющего обязанности священнослужителя, был введен решением Анджомана Мобедов Ирана (АМИ) в 70х гг. XX в. Мобедияр может совершать некоторые ритуалы в отсутствие мобеда или хирбада и обучать религии других мирян. Мобедияры не имеют права голоса в Анджомане Мобедов Ирана, и, как и все заратуштрийцы, подчиняются его решениям.

Хирбад — помощник или секретарь мобеда, происходящий из рода мобедов и желающий в будущем сам стать мобедом. Хирбад получает религиозное образование и служит при мобеде до прохождения обряда посвящения в мобеды. Хирбады в отсутствие мобеда могут совершать службу у огня третьего ранга. Хирбады состоят в АМИ, но, пока не станут мобедами, не обладают правом голоса.

Мобед — священнослужитель. Это название происходит от древнеиранского слова magush, известного в других языках, как слово mag. Мобедом может стать здоровый мужчина из рода мобедов, не совершавший неискупимых грехов. До инициации будущий мобед должен завершить обучение, пройти службу в качестве хирбада, пройти обряды очищения и инициации. До инициации кандидат должен жениться на заратуштрийке, родители которой также являются заратуштрийцами. Допускается, чтобы родители невесты были обращенными. Обряд инициации — нозуд — осуществляется тремя дастурами в присутствии не менее девяти бехдинов.
Мобеды имеют право проводить все службы в храме огня и совершать любые ритуалы: принятия веры, бракосочетания, присвоения сословного титула, очищения, отпевания, поминовения и т. д.

Дастур — опытный и религиозно образованный мобед, пользующийся авторитетом среди прихожан. Он назначается сармобедом или Мобедан мобедом. Дастур возглавляет религиозное сообщество провинции, в его ведении находятся храмы огня, дахмы, пиры и т. д. Он имеет право давать опекаемым им заратуштрийцам и священнослужителям обязательные к исполнению указания в социальной (датик) и политической сферах. Если в одной провинции несколько храмов огня (Йезд, Керман и т. д.), в ней может быть несколько дастуров. В отдельных случаях решениедастура считается более авторитетным, чем решение светского судьи.

Сар-мобед (бозорг дастур, великий дастур). Титул сармобеда присуждается дастуру, наизусть знающему авестийские и пехлевийские священные тексты, а также комментарии к ним. Сармобед назначается Мобедан мобедом или (при его отсутствии) — Анджоманом Мобедов Ирана. Сар-мобед — второй после Мобедан мобеда высший религиозный авторитет, его правая рука. Он может назначать или снимать с должности дастуров или мобедов в опекаемой им провинции. Также сар-мобед может назначать кандидатуру на пост главы заратуштрийской общины. Сар-мобед вправе принимать решения о закрытии храмов огня, о перемещении священного огня с места на место, об изгнании человека из сообщества заратуштрийцев и т. п. вплоть до приказа об участии в боевых действиях.

Мобедан мобед (мобед мобедов) — высший духовный авторитет, выбираемый АМИ или сар-мобедами (иногда дастурами). Его резиденция находится в Иране. Мобедан мобед может решать все важнейшие религиозные, социальные и политические вопросы; его решению подчиняются все, без исключения, заратуштрийцы. Решения по религиозным вопросам должны быть одобрены общим собранием мобедов или дастуров. Если это решение не одобряется общим собранием мобедов или дастуров, но при этом одобряется сармобедами, то оно считается принятым и обязательным к исполнению.
Помимо Анджомана Мобедов Ирана, в мире существуют и другие организации заратуштрийских священнослужителей — «Совет мобедов Северной Америки» (North American Mobed Counsil — NAMC), «Совет восьми парсийских дастуров Индии» и др., но только АМИ является высшим религиозным авторитетом.
В настоящее время место Мобедан мобеда в Иране остается вакантным после смерти в 2004 г. последнего Мобедан мобеда, генерала, профессора Джахангира Ошидари. Поскольку
новый Мобедан мобед все еще не выбран, АМИ возглавляется пятью сармобедами Ирана.
Одним из немногих традиционных мобедов, который действует за пределами Ирана, является мобед Камран Джамшиди, представляющий Анджоман Bozorg Bazgahst («Великое возвращение»). Организация осуществляет миссионерскую деятельность, одной из основных целей которой является возвращение иранцев к Благой Вере. Анджоман Bozorg Bazgasht также помогает принять благую веру и неиранцам.

ВЕЛИКИЕ ДАСТУРЫ ИРАНА

В настоящее время высшим руководящим органом, исполняющим обязанности Мобедан мобеда в его отсутствие, является Собрание великих дастуров (сармобедов). В Иране пять сар-мобедов, каждый из которых отвечает за несколько провинций и городов. Некоторые места, такие как храм огня Шах Варахрам в Йезде и некоторые места паломничества, разделены между двумя сармобедами. За пределами Ирана нет священнослужителей в чине сармобеда. Ниже перечислены сармобеды Ирана в порядке их авторитета.

Дастур (сармобед) Азаргошасп — высший священнослужитель храма огня Шах Варахрам в Йезде, высший священнослужитель огня в городе Хорамшах и в целом города Йезд, всех ближайших деревень (исключая ШарифАбад) и их огней, включая дахмы, все места паломничества. Высший священнослужитель города Ардакан со всеми храмами. Высший священнослужитель провинции Исфахан, включая огонь Адриан и другие места.
Дастур (сармобед) Фархани — высший священнослужитель храма огня Шах Варахрам в Йезде, городов Тафт, Меймех, Мехриз, всех их храмов и дахм. Высший священнослужитель провинции Парс (Шираз), ее огней и мест паломничества. Высший священнослужитель города Тонекабон (Шахсавар) и северной части Ирана.
Дастур (сармобед) Беливани — высший священнослужитель храма огня и деревни ШарифАбад и мест паломничества в Йезде.
Дастур (сармобед) Хормозд — высший священнослужитель провинции Керман со всеми храмами и святыми местами в Кермане, Махане, Баме и т. д. Также высший священнослужитель храма огня Шах Варахрам в Кермане. Высший священнослужитель провинции Систан и всех ее святых мест, таких как Захедан, Ираншахр и т. д.
Дастур (сармобед) Хошбахти — высший священнослужитель провинции Тегеран, включая город Тегеран, огни Шах Варахрама, Адриан, Дарбемехр, дахмы. Высший священнослужитель города Карай и всех священных мест, высший священнослужитель ШахреРэй. Высший священнослужитель провинции Хузистан (города Ахваз).

Мобедан мобед

Его святейшество Мобедан мобед Джахангир Ануширван Ошидари родился в 1920 г. в деревне Ганатестан, недалеко от Кермана в семье мобеда. В 1942 г. он окончил Тегеранский университет по специальности «Ветеринария» и сразу же поступил на службу в армию, не оставляя при этом своей религиозной службы. Джахангир Ошидари был женат и воспитал трех сыновей и трех дочерей. В 1972 г. Ошидари вышел в отставку в чинегенерала.
Как его отец и деды, Джахангир Ошидари был посвящен в сан мобеда и служил своим единоверцам на протяжении более 60 лет. Ошидари был членом Заратуштрийского Анджомана Тегерана (Tehran Zoroastrian Anjoman) и возглавлял его.
С 1981 г. состоял в Анджомане Мобедов Ирана. После ухода в 1993 г. Мобедан мобеда Рустама Шахзаде был избран главой всех мобедов (1). В качестве представителя заратуштрийских священнослужителей Джахангир Ошидари участвовал в работе международных конгрессов, в том числе во втором всемирном конгрессе религий в Чикаго, межконфессиональном конгрессе в Таиланде. Джахангир Ошидари написал и издал более 15 книг и статей, посвященных его профессиональной и религиозной тематике. Среди последних можно отметить «Энциклопедию Зороастризма», двухтомник «История Заратуштрийцев», «Заметки господина Кейхосрова Шахроха»,
«Учебное пособие по Мазда Ясне». Помимо профессиональной, военной и религиозной деятельности, Джахангир активно участвовал в благотворительной деятельности организации Ростама Гива (Rostam Giv Charity Organization).
Душа его святейшества Мобедан мобеда Джахангира Ошидари отправилась к Мосту Чинват в 2004 г.

Публикуется по материалам официального сайта Русского Анджомана http://blagoverie.org/priesthood
______________________________________________

1 После ухода в 1993 г. Рустама Шахзаде место Мобедан мобеда оставалось незанятым, и Джахангир Ошидари фактически являлся исполняющим обязанности Мобедан мобеда с согласия АМИ.