В конце 80-х гг. прошлого столетия на территории Южного Урала археологами было открыто более 20 древних поселений III–II тысячелетия до н.э. Общероссийскую и мировую известность приобрел один из древних памятников истории — Аркаим. Тогда, чтобы спасти историческое место от затопления, в защиту памятника выступили директор Государственного Эрмитажа академик Б. Пиотровский и директор Института археологии Академии наук СССР академик Б. Рыбаков, музейная комиссия Всесоюзной ассоциации востоковедов, а также общественность. Люди приехали на Аркаим и с арматурой в руках, объединившись в цепь, не дали строителям затопить древнее поселение.
Огромную роль в сохранении памятника, формировании творческого коллектива ученых сыграл руководитель экспедиции ученый археолог, доктор исторических наук Геннадий Борисович Зданович. Он и возглавил изучение южно уральских находок, а затем историко-культурный Центр «Аркаим» при Челябинском государственном университете.
Но кому-то очень не понравилась работа ученого. К радости критиков Аркаима, в 90 х гг. директор Центра «Аркаим» Г. Б. Зданович неосмотрительно дал интервью в поддержку одного из кандидатов в губернаторы Челябинской области, а пришел к власти его оппонент. И долгие годы Здановичу приходилось с большим трудом добиваться финансирования научных изысканий на Южном Урале, закрывая глаза на непотребства политиков разного ранга, приезжающих в Заповедник «отдохнуть».
В2001 г. в издательстве Центра Карнеги вы шла книга под названием «Язык и этнический конфликт» (под редакцией Марты Брилл Олкотт и Ильи Семенова), в которой была опубликована статья Виктора Шнирельмана, тогда ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, под названием «Страсти по Аркаиму: арийская идея и национализм». В статье есть такие строки:
«Все эти теории, оживляющие расистское наследие нацистской Германии и адаптирующие его к современной российской действительности, подхватили не только русские ультранационалистические газеты, но и такие популярные общероссийские журналы, как «Чудеса и приключения», «Свет», «Природа и человек» и «Наука и религия». Даже такой интеллектуал, как К. Мяло, симпатизирующая идее «славянского арийства», не находит ничего странного в отождествлении Аркаима с «древнеславянской цивилизацией»… на Аркаим повалили толпы экстрасенсов, доморощенных астрологов, любителей неоязычества и других нетрадиционных религий. Всех их привлекала возможность увидеть «русское чудо» и услышать лекции Г. Здановича о «духовном значении Аркаима». На подходе к городищу их встречал плакат «Здесь родился Заратуштра» (информацию о плакате автор статьи взял из личного сообщения некоего Линдстрема Р. от 12 апреля 2000 г.).
Автор этой статьи совершенно забыл, что экстрасенсы и «доморощенные астрологи» — тоже люди, которые, кроме научных знаний, обладают еще и сакральными знаниями. Эти люди видят и чувствуют то, что недоступно и непонятно обычным людям. Из приведенного текста видно, что его автор, чтобы «от пугнуть народ», «ловко» связал популярность Аркаима с оживлением национализма и угрозой возрождения «расистского наследия Германии» в России. Хотя на самом деле все, что происходило на Аркаиме, ничего общего не имело и не имеет с измышлениями автора этой статьи. Фактически это была по пытка очернить ученого, сыграв на патриотических чувствах граждан.
А дальше чем больше становилось сторонников у Аркаима, тем больней и ретивей атаки его противников. Встреча в 2005 г. Г. Б. Здановича с В. В. Путиным, который пообещал финансирование научных разработок на Аркаиме, была крайне отрицательно воспринята представителями отечественной науки. Ведь, являясь членом Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Г. Б. Зданович не согласовал приезд Президента России на Аркаим с Академией наук. (Возможно, поэтому до сих пор обещанные деньги Центром «Аркаим», по нашим сведениям, так и не были получены, растворившись, видимо, между Москвой и Челябинском).
После этого из Москвы в адрес Уральского отделения Академии наук поступил звонок. Заставить забыть об Аркаиме уже не удастся с требованием «устранить ученого и его открытие». В результате Г. Б. Зданович был исключен из Института истории и археологии РАН (якобы по сокращению штатов). В Екатеринбурге, в отсутствии Г. Б. Здановича, состоялось заседание «ученого сообщества» (стенограмма опубликована в официальных источниках), где его научная деятельность подверглась осуждению. Г. Б. Здановича обвинили в ненаучности его работы, которая выразилась в том, что:
1) он не сдал научный отчет за один из 90 х гг.;
2) неправомерно употреблял слово «город», говоря про Аркаим, так как Аркаим маленький и не соответствует городу с точки зрения концепций, разработанных специалистами по изучению городов эпохи Античности;
3) неправомерно употреблял термин «Страна городов» при систематизации найденных археологами артефактов;
4) пускал на территорию заповедника и в музей «всяких экстрасенсов», чем подрывал доверие к науке и способствовал формированию шовинизма в России.
И самое страшное обвинение — по дороге на Аркаим был вывешен плакат: «Здесь родился Заратуштра».
Когда читаешь стенограмму этого позорного заседания, вспоминается сожжение Джордано Бруно и гонения ученых- новаторов в сталинское время. Хотя большинство участников того заседания не были специалиста ми в данной области и не читали большинство работ Г. Б. Здановича, его докторскую диссертацию и многие работы его коллектива.
Однако на этом атаки на ученого не закончились. Кто- то продолжал гнать волну нелепых домыслов и обвинений. От сына Геннадия Борисовича потребовали, чтобы он признал идеи, выдвинутые им в своей научной работе, идеями отца (чтобы и их раскритиковать).
Уральское отделение Академии наук «взяло» под свой контроль большую часть территории, где велись археологические работы группой Г. Б. Здановича. Их лишили самостоятельности в распоряжении необходимыми материальными ресурсами, забрали у них большинство финансовых потоков.
Сейчас Аркаим фактически передан в ведение отделения Министерства культуры Челябинской области, которое распоряжается культурным наследием по своему усмотрению. Здановича обвиняют в ненаучности, ставя ему в вину пропаганду зороастризма. Против него ополчились не только ученые, но и отдельные представители православной церкви, видимо, усматривающие угрозу для себя в предверии возрождения в России древнеарийской Доброй и Мудрой Веры пророка Заратуштры, древней веры наших предков. Подливают масло в огонь и журналисты, пытаясь обрести популярность на дешевых блиц эффектах.
Одновременно в нескольких российских и зарубежных изданиях появились публикации о якобы научных фальсификациях, связанных с изучением Аркаима и обвинениями Г. Б. Здановича в национализме, что на самом деле, конечно же, никакого отношения не имеет к его деятельности. А в июне прошлого года Зданович был приглашен на Первый ка нал телевидения. Ему сказали — на передачу, где он может рассказать про Аркаим. На самом деле туда пригласили подготовленных людей с критикой научной ценности Аркаима. Эту передачу показали по Первому каналу. Оценка этого, судя по всему, заказного «шоу» дана в статье «Кривой эфир» директора «Арктиды» А. Л. Непомнящего, который тоже был приглашен на эту передачу.
В конце передачи ее ведущий А. Гордон произнес такие слова: «Мы боролись сегодня с теми чудовищами, которые как воронье слетаются на любой жареный факт, чувствуя абсолютное бессилие в попытке доказать превосходство одного над другим, одного человека над другим». По этому поводу уместно заметить, что подкованный журналист даже не за метил, что в процессе своей борьбы сам превратился в одно их таких чудовищ и перешел запретную черту журналисткой этики. Он был весьма далек от нейтралитета, который все же должен был соблюдать в силу своего положения. Возникает вопрос: по какому праву журналист А. Гордон позволил себе, вещая на огромную аудиторию, разговаривать с уважаемым, достойным человеком, как строгий судья с преступником? Это не прибавило ему чести. А вот Геннадий Борисович, несмотря ни на что, был на высоте. И все, что ему удалось сказать, было убедительно, понятно и честно. И было абсолютно очевидно его превосходство над беснующимися оппонентами. И была совершенно очевидной неудавшаяся попытка Гордона показать незначимость Аркаима и доказать необходимость его нивелирования, так, чтобы о нем все забыли.
Понятно, что причиной травли ученого в научном сообществе стала обычная зависть: по чему мы открыли поселения древнее и больше, а деньги на исследования дают южно-уральскому ученому, да еще про него знает весь мир и в его Заповедник приезжают тысячи людей? Да и кому то на Западе очень не хочется, чтобы россияне помнили о своей много тысячелетней истории. Ведь не зря пару лет назад ЮНЕСКО официально заявило о запрете использования научного открытия Аркаима в геополитических интересах России.
…После передачи «Гордон Кихот» и не справедливых, просто кощунственных обвинений Геннадий Борисович получил осложнения на сердце (инфаркт). Но и этого оказалось недостаточно его противникам. Недавно, после празднования юбилея, в канун нового года, Геннадия Борисовича отправили в отставку с поста генерального директора заповедника на должность руководителя музея «Человек и Природа». Кто ответит за нанесенный ученому моральный и физический ущерб?
Сейчас про Аркаим написано гораздо больше, чем про другие археологические открытия на территории России. Заповедник «Аркаим» ежегодно посещают десятки тысяч людей. Люди едут туда за поддержкой, и они ее получают. Аркаим ничего не дает лишь тем, кто сам не в состоянии его воспринять. Почти на протяжении 10 лет зороастрийцы Санкт Петербурга и слушатели авестийских школ П. П. Глобы из разных городов России принимали участие в туре-фестивале «Путем Заратуштры», приезжали в Аркаим и встречались там с Геннадием Борисовичем, слушали его лекции. Обычно это было в июле, в месяц, связанный с Фравашами. И об этом у нас остались самые наилучшие воспоминания. Многие из нас побывали там не единожды и хотели бы оказаться там снова. Мы с глубоким уважением относимся к Геннадию Борисовичу, поддерживаем его и верим, что его противники когда-нибудь очень сильно пожалеют о том, что они «творят» сейчас. Заставить забыть об Аркаиме уже никому не удастся.
Редакционная коллегия
АРКАИМ - СВЯЩЕННОЕ МЕСТО ПАМЯТИ ОБ УЧИТЕЛЕ
Аркаим — название места, близкое к древнему. Хотя сейчас говорят, что это тюркское слово, но я думаю, что название связано с древним царем Йимой. Там, по идее, должна быть вара. Этот храм по строен по образу и подобию вары Йимы, которая расположена за полярным кругом у Северного полюса.
Храм Аркаима просуществовал около 70 лет, захоронений там нет, мусора тоже нет. Это храм, священное место, хранящее дух зороастризма, место, связанное с Заратуштрой. Там нашли скелет старца с поврежденными ребрами, убитого ножом в спину. Его захоронение, на кургане, особо охраняемое и причем единственное. Это место, где хранилась память об Учителе. Там, по сути, было выковано ядро учения зороастризма.
Там создавался зороастризм как мировая религия. Система городов рядом с Аркаимом — это храмовые комплексы, основанные учениками Заратуштры наподобие колоний, где они вырабатывали, усовершенствовали это учение, ставшее впоследствии зороастризмом. Это очень чистое место, которое связано с нашей историей.