ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКУ.

Опубликовано star72 -

ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКУ

Стенограмма встречи с мобедом из Йезда Камраном Лорианом, представляющим иранское зороастрийское сообщество. В ходе динамичной беседы, длившейся почти 4 часа, выяснилось, что зороастрийцев России и Ирана очень многое объединяет, между ними практически нет никаких противоречий. Мобед Камран Лориан от иранского зороастрийского сообщества преподнес Павлу Павловичу за вклад в развитие зороастризма в России подарки — «Зеркало Заратуштры» и золотую монету с изображением льва и восходящего солнца. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с материалами этой встречи.

Камран Лориан: Павел Павлович, я очень рад, что нахожусь рядом с Вами. Благодарю за то, что Вы проповедуете веру Заратуштры. Спонсор моей поездки, зороастриец Парвиз Варджаванд, который сейчас живет в Англии и возглавляет фирму «Zarvan International», хорошо Вас знает. Он рассказал о том, что Вы являетесь очень большим человеком, Учителем и поручил мне познакомиться с Вами и учиться у Вас. И хотя я являюсь мобедом, сейчас я становлюсь Вашим учеником.

Павел Глоба: Спасибо! У Вас очень древняя наследственность, а я зороастриец только на 1/16 часть. Моя прабабушка из под Тебриза. В свое время дедушка учил меня языку пехлеви. Я даже его немного знаю и могу читать на нем, но язык фарси сильно отличается от него. Я понимаю на слух только отдельные слова. Мою прабабушку звали Тахминэ. Почти весь ее род погиб. А мой прадед вывез ее из Ирана в Россию в середине XIX в. Он был русским. Охранял российскую миссию в Тебризе. И совершенно случайно во время погрома спас мою прабабушку, а потом уже на ней женился, когда вывез ее в Россию. Это реальная история. Я знаю, что мой дедушка был в Иране в 1912 г. и нашел там своих родственников, которые занимали в зороастризме особое положение. Они называли себя магами, «маго», и считались потомками мидийцев. Мидия, Атропатена. Они даже не были персами, парси. Они мидийцы. Их религией был не ортодоксальный зороастризм, а так называемый зерванизм. Поэтому они всегда были в особом положении даже среди последователей Заратуштры. И мой дедушка также был зерванитом.

PPG vstreha s KamranLorianom.jpg

Встреча в Москве Павла Павловича Глобы и мобеда из Ирана Камрана Лориана

К.Л.: Расскажите, пожалуйста, о разнице между зороастрийцами-зерванитами и зороастрийцами Гат.
П.Г.: Все зерваниты признают Гаты, без сомнения. Но из текста Гат они особо выделяют 30-ю главу Ясны, в которой написано о двух близнецах, в которой есть начало, исток. Этим истоком они считают Зерван. Это единственное, коренное, кардинальное отличие. Для них Гаты — это главный священный текст — самое начало зерванизма, поскольку они считают Зерван первоистоком, Абсолютным началом Вселенной.
К.Л.: В какое время появились зерваниты: до или после Заратуштры?
П.Г.: Во времена Ахеменидов их, скорее всего, не было. Зерваниты существовали при Мидийском царстве и в начале периода Ахеменидов. Первый «пик» зерванизма был во времена Мидии, VIII–VII вв. до н. э., в начале мидийского периода, в доахеменидское время. Это эпоха Мидийского царства, до Кира, Куруша Великого, и его сына Камбиза. Судя по историческим данным, и это можно доказать, истребление зерванитов было проведено Дарьяваушем в 521 г. до н. э. Это был переворот Дария I, и после этого маги были истреблены и изгнаны за пределы царства Ираншехра. Это изгнание описано во всех исторических источниках. Второй расцвет зерванизма был во времена Сасанидов, при Шапуре. Было два «пика» зерванизма: первый — перед Киром, VIII в. до н. э., а второй — в Сасанидские времена— с III по VI вв. н. э. Последним, кто их ограничил, уничтожил влияние зерванитов, был Хосров Аноширван. Он изгнал их за пределы страны. Причем удивительные совпадения в истории наблюдаются — после изгнания зерванитов начинается расцвет в культурах стран, сопредельных с Ираном, приграничных. Расцвет культуры Греции, где появляются очень близкие идеи, расцвет буддизма в VI–V вв. до н. э., и можно проследить влияние зерванизма, влияние магов. После VI в.н. э. появляется тибетский вариант буддизма, в котором очень сильно влияние зерванизма, особенно самое раннее направление «бонпо» — «черные шапки». На эту тему написано много книг, литературы. Достаточно серьезные ученые этим занимались. Мне просто пришлось это проследить, сопоставить и привести в единую систему. Так что далеко не всегда зерваниты были признаны в Иране и не всегда были на вершинах социальной иерархии. Судя по всему, во второй половине периода Ахеменидов и при парфянской династия Аршак, Аршакидов, зерваниты не были на вершине власти. При Сасанидах снова они появляются и занимают в религиозной иерархии самые высокие посты. Без сомнения, великий Кирдер, Картир, мобадан мобад, по всем данным, был зерванитом. Очень похоже. По крайней мере, он не был их гонителем и относился к ним очень терпимо. Его родная дочь имела имя Зервандухт, это точно. Такие источники сохранились. Об этом Вы можете прочитать и узнать.

К.Л.: Сохранилось мало информации, источников. Мне удалось изучить и узнать только то, что Заратуштра все заветы от Бога собрал воедино. Во время Заратуштры появляется «система диктатур», утверждений Ахура Мазды, которым все должны следовать. Появился единый Бог, который все сотворил. После Заратуштры, конечно, остались ученики, которые начинают эти идеи развивать, и появляются ответвления от главной линии религии. После этого периода начинается период упадка, самый нижний уровень религии.
П.Г.: А как Вы считаете, когда родился пророк Заратуштра?
К.Л.: Один из исследователей зороастризма Мансур (?) утверждает, что он родился в 3-м тысячелетии до н. э. Есть мнения, что это было позже, в 1-м тысячелетии до н. э.

П.Г.: Истина может быть посередине — это могло быть во 2-м тысячелетии до н. э.
К.Л.: Нет, в Гатах описываются люди, занимающиеся сельским хозяйством, а железа еще не было, применение металлов еще не было открыто. Когда мы читаем одну из Гат, то узнаем, что во времена Заратуштры система была такой же, как при крепостном праве. И этой системы не может быть во 2-м тысячелетии до н. э. Это скорее всего было в 3-м тысячелетии.

П.Г.: Это верно в том случае, если считать, что пророк Заратуштра проповедовал на нынешней территории Ирана, Афганистана или Кавказа. Однако ученые до сих пор не могут договориться, в каком именно районе проповедовал пророк. Место его проповедей с точностью до сих пор ни один ученый не может назвать. Есть версии даже про приуральские степи, вплоть до Аркаима. Его культура четко с этим связана. Очень похоже, полное соответствие. А как Вы считаете, в каком районе проповедовал пророк?
К.Л.: Мы только знаем из нашей истории, что Заратуштра был арийским. После того как арии эмигрировали из Сибири на юг, они оказались на нашей территории. И мы считаем, что Заратуштра действительно проповедовал у нас.

П.Г.: Это одна из версий. Но есть и другие, например, южноуральская версия проповедей Заратуштры, с подтверждением находок в андроновской культуре. Примерно 20 лет назад было найдено место под названием Аркаим, которое подтверждает версию о местонахождении благой земли Арьяна Ваэджа на этой территории. Время Аркаима — примерно XVI в. до н. э. Это приблизительное официальное время. Оно может быть и более поздним. В строении и археологических раскопках Аркаима есть много подтверждений версии о рождении пророка в этой области, совпадающих с текстами Авесты.
К.Л.: Объясните, пожалуйста, про зерванизм. На какие источники Вы опираетесь?

П.Г.: Вся литература, которая сохранилась о зерванитах, — это литература их противников, относящихся к ним предвзято. Сами зерваниты ничего не оставили. У них не было письменности, поскольку они считали, что письменность придумал дьявол, Ахриман. И косвенным доказательством этого является то, что до настоящего времени ни одного древнего зерванитского текста не сохранилось. Почему? Ведь зерваниты занимали высокое положение при дворах монархов, хотя бы во времена Сасанидов. В то время писали очень много текстов, которые потом были положены в основу современной версии Авесты. А вот от зерванитов ничего не осталось. Это доказательство того, что они ничего не писали. Все, что сейчас знают о зерванизме тех времен, это знают из полемики с их противниками. Поэтому мнение о них, по меньшей мере, может быть только односторонним, хотя бы это надо признать. Я знаю от своего деда, а он от своих предков, что практически до последнего времени зерваниты никаких священных текстов не записывали, они их учили наизусть. Поэтому судить о зерванизме можно только односторонне. Но была и другая сторона. Судя по всему, это было достаточно замкнутое сообщество людей, наследственность и родственные связи которых упирались в до ахеменидские времена, во времена мидийских родов, во многом уничтоженных, ограниченных во влиянии. Поэтому они сохраняли свою внутреннюю кастовость и, по-видимому, дожили до времен Сасанидов, пытаясь вернуть обратно свое влияние. Сохранились достаточно обширные, датируемые совершенно разными веками, сохраненные моим дедом тексты, которые были, видимо, учебниками для новоприбывших неофитов. Эти тексты совершенно разные. Они собирались на протяжении разных времен и потом были объединены и названы «Заман-намаг» («Зерван-намаг»). Это изложение мифов, легенд, некоторые научные тексты, тексты молитв, очень разнообразные и, скорее всего, не предназначенные для широкого пользования, а только для своих людей, для их обучения. Это чтото типа фольклора, там есть часть народного фольклора, часть— тексты для обучения, часть — изложение мифов, легенд, в своем, зерванитском, ключе.

К.Л.: Откуда взяты основные положения религии?
П.Г.: Это взято из очень древних переданных изустно традиций, которые упираются во времена до Заратуштры. Может быть, это связано с тем, что зороастризм пришел в Мидию в те времена, когда зерванизм там уже был. И мидийцы вынуждены были признать учение Заратуштры как одного из великих пророков, но «одного из…». Заратуштра перечислен последним из 16 великих пророков, которые были до него. В этом тексте написано: в самом учении Заратуштры воплотилась вся полнота учения. Он последний, кто все это объединил.
К.Л.: И все-таки основные положения религии зерванитам дал Зардушт или нет?

П.Г.: Я думаю, что зерванизм был до зороастризма. Корни зерванизма более древние. Это были два различных религиозных учения, которые потом были соединены в эпоху позднего Мидийского царства. Судя по всему, это именно так. Когда мидийцам в позднее время, а потом уже и ранним Ахеменидам, по-видимому, Киру Великому, нужно было искать единую национальную религиозную идею, произошел некий синкретизм, соединение двух религиозных ветвей воедино. Это, наверное, вызвало сильную ответную реакцию, и переворот Дария был неслучаен. Он был реакцией на этот религиозный синкретизм, и изгнание магов после этого произошло. По крайней мере, об этом есть свидетельства.
К.Л.: Как Вы считаете, появление религии Заратуштры было противоположным или сходным с зерванизмом?

П.Г.: Зерванизм и зороастризм — очень сходные учения, но единственное, что отличало зерванизм от зороастризма — это замкнутость и изустная передача знаний. Зерваниты ничего не записывали, а передавали свои знания из уст в уста. Это по образу жизни.
К.Л.: Это один из способов передачи литературы в Иране. Только благодаря мобедам, которые держали свои знания в сердцах, головах, они дошли до нас. Они учили их наизусть. Когда ты пишешь, невозможно это критиковать. А изустно можно критиковать то, что скажешь. Это свойство еще осталось у иранцев. Они всегда предпочитают держать важное у себя в сердцах, нежели записывать. Вы можете объяснить разницу между наукой, знанием и разумом?

П.Г.: Это совершенно разные понятия, которые все объединяются в едином духе Божьем.
К.Л.: Зартушт следовал только разуму. В остальных верах я этого не вижу.
П.Г.: Зерваниты различали пять различных форм познания. Как на руке пять пальцев, так и пять форм познания. Научное познание также у них было, поскольку они очень серьезно занимались наукой. Это было одно из их направлений. Пять способов познания вполне доступны. Современная психология пришла к этому в XIX в. Там есть ясновидческое познание, есть познание сновидений…

К.Л.: Я нахожусь здесь третий день и вижу, что очень много внимания уделяется астрономическим знаниям. Какие есть связи между астрономическими познаниями и зороастризмом?
П.Г.: Мне известно по моим дальнейшим познаниям зороастризма, что сами древние зороастрийцы наукой и звездами занимались достаточно серьезно. По крайней мере, в доисторический период и даже в Сасанидское время. 6-я книга или 6-й наск Авесты был посвящен «приговорам звезд». Он называется «Надар». Но зерваниты этим занимались более серьезно: математикой, астрономией и астрологией прежде всего. Для них это была одна из форм познания мира и человека, причем самая мощная.

К.Л.: Разве Заратуштра не был против предсказания?
П.Г.: Об этом ничего не было сказано в Гатах Заратуштры.
К.Л.: Заратуштра был против предсказателей.
П.Г.: Видимо, Вы цитируете это по более поздним текстам, но в текстах, которые можно связать с самим пророком Заратуштрой, ничего подобного нет. Где в Гатах это написано? Если он был против отдельных конкретных личностей, это не значит, что он был против самого метода. Плохой врач не означает плохой медицины. Не надо переносить отношения к одной-двум личностям на отношения ко всей проблеме и ко всему методу. Иначе бы 6-й наск Авесты не был бы связан с «приговором звезд» и с астрологией.

К.Л.: Этот наск Авесты относится к позднему времени.
П.Г.: Он был собран в исторические времена, в эпоху Картира и чуть позже. И они были утверждены Советом первосвященников Ирана. Как же они были поздними? Они были написаны на пехлеви в III–IV вв.
К.Л.: Мы говорим про два периода времени. Был первый период, когда был Заратуштра, а во второй период были его ученики.

П.Г.: Ну и что, что ученики? Про учение пророка тоже нельзя делать какие-то конкретные выводы, поскольку о самом учении Зардушта можно судить лишь по Гатам. Если уж так говорить о времени самого пророка. Язык, на котором говорили тогда, это был язык Гат. Все остальное было позднее, потом все это записали.
К.Л.: «Вендидат» был в то же время.
П.Г.: Конечно, «Вендидат» был, но все же язык в «Вендидате» более поздний. Самый древний язык — в Гатах. Они написаны на авестийском языке.

К.Л.: Вы говорили, что Яшты были до Заратуштры и после него.
П.Г.: Да, были и те, и другие, разумеется.
К.Л.: Заратуштра был против Яштов и против Хаомы.
П.Г.: Да, Заратуштра был против Хаомы, но Хом-яшт есть до сих пор. Никому сейчас не приходит в голову запретить ритуал Хаомы.
К.Л.: Сейчас мобеды делают то, против чего выступал пророк.
П.Г.: То есть получается, что нынешняя религия против самого пророка, что вы выступаете против самого пророка?

К.Л.: То, что мы совершаем, это как раз не одобрял Заратуштра. Все мобеданы, которые были раньше и есть сейчас в мире, хотели и хотят использовать религию как инструмент управления.
П.Г.: Это большое искушение использовать религию как инструмент управления людьми.
К.Л.: Зардушт не хотел этого. В Хордэ-Авесте записаны уже не те молитвы, которые говорил сам пророк.
П.Г.: А можно ли точно узнать, что сказал сам Заратуштра, кроме Гатов? Есть ли что-нибудь, кроме Гатов, сказанное самим пророком? Если не прибегать к апокрифам…

К.Л.: Все, что он сказал, — это Гаты. 17 глав Ясны — это слова пророка Зардушта. В этом нет никаких сомнений. Поэтому надо сказать всем, что нельзя судить о Заратуштре по другим книгам, «Виспереду», Яштам и т. д. Только в Гатах — его слова.
П.Г.: Конечно. Остальное может быть создано его учениками в разные времена, потом учениками учеников. Совершенно с Вами согласен. Но зерванизм выходит из 30-й главы Ясны. Зерван — начало, один из эпитетов Зервана. Вначале — два близнеца, два духа, первичное.
К.Л.: Спента-Манью и Ангра-Майнью. Я тоже согласен с этим. Там про это рассказывается, а феномен — это Время.
П.Г.: Да, одна из эманаций, проявлений Зервана — это Время. У него два проявления. Одно как Абсолют — Зерван Акарана и Зерван Даргахвадата.
К.Л.: Я согласен. Но в зороастризме не может быть трех богов.
П.Г.: Нет. Ахриман не является Богом. У зерванитов он тоже не был Богом. Его дела не от Бога.

К.Л.: А этика, то, что внутри, от кого?
П.Г.: От Бога, конечно. Все лучшее — от Бога. Все лучшие качества — от Него. А все противоречия — от Ахримана, потому что он сам, отрекшись от Бога, себя ему противопоставил и обрек на уничтожение. Все его дела не божеские, Бог за него не отвечает. Бог сотворил его, но не его дела, не его выбор. Это главный, ключевой момент. Зерваниты были монотеистами, а не дуалистами.

К.Л.: Вы решили мою проблему. Ахура Мазда, Бог, дает только сотворение.
П.Г.: Совершенно верно. Только творение. И предоставляет каждому творению выбор. За все остальное должен каждый нести ответственность сам.
К.Л.: Для природы то же самое или это только для человека?
П.Г.: Для человека. Человек должен выбрать. Он выбирает. А в природе уже все есть. Каждый человек должен выбирать, а судить его будут, конечно, по делам, по итогу, что каждый натворил.
Я тоже ученик тех, кто были моими предками. Я тоже не так много знаю. Они знали гораздо больше. Мой дед знал очень много, но он умер в 93 года. Он мог бы с Вами поговорить и на Вашем языке. Он знал фарси. Я был учеником своего деда, особенно в последние годы. У меня кое-что сохранилось, и то, что я знаю, могу это изложить честно.

К.Л.: Ахура Мазда сотворил принцип — отдаешь и получаешь. Все в мире крутится вокруг этого. В нашем мире действуют две силы. Они противоположны друг другу, но они не хотят убить друг друга. Это не их цель. Они притягиваются друг к другу, любят друг друга.
П.Г.: Нет, влюбленности нет между ними. Ахриман сам себя приговорил к смерти, он ограничен. Я расскажу одну притчу из «Зерван-намага», где говорится, кому уподоблен Ахриман. Он уподоблен человеку, который прыгнул в воду и пытается под водой, на дне, установить свою власть. Но он не может дышать под водой. Поэтому чем дольше он будет там, на дне, тем меньше у него будет возможности вынырнуть. Понимаете? Вот это и есть Ахриман, который попал туда, где ничего не может сделать, и он обязательно умрет, потому что вторгся туда, где у него нет никаких возможностей. Я знаю, от своего деда, что зерваниты совершенно разделяли этих двух духов и предупреждали о нежелательности переноса этических законов на законы природы. Они отличаются друг от друга. Да, в природе многое полярно: есть полюс мужской, есть женский, положительный и отрицательный. Но это не надо связывать с законами этики, потому что они из другого мира, из верхнего мира. Поэтому не могут быть отождествлены с законами природы. Из добра зло не вытекает и наоборот. Законы этики из другого мира. Там нет полярности. В законах нашего мира полярность есть. Два начала антагонистичны, из них надо выбирать. Они не смешиваются и не могут друг друга поддерживать. Либо ты идешь одним путем, либо другим.

К.Л.: Может быть так, что эти две силы действуют на выбор человека так же, как на природу?
П.Г.: На природу действуют по-другому. Законы этики не надо смешивать с законами природы. Человек больше, чем просто тело и его душа. Природа лишена разума. А в человеке есть разум, и разум должен выбирать. Но человек, несмотря на то, что он имеет разум, еще и телесное создание, поэтому он, выбирая, не всегда все это может различить, потому что он находится под влиянием очень многих природных сил. А в Боге все едино. Там есть свет, добро, там нет места для зла. Поэтому Ахриман, дьявол, не может туда, в верхний мир, к Богу, прорваться. Он только может нас, природных созданий, иногда искушать. Но мы должны выбирать, чтобы пройти туда. Там дьявола нет. У Бога нет дьявола. Это зерванитская идея. Я не виноват, что зороастрийцы ее не подхватили. А в христианстве она почему-то появилась, но под другим видом. Там бесконечный свет, там нет тьмы, там добро, ничем не оскверненное, добро, идущее от Бога. А тьма и свет не могут смешиваться. Не могут быть едины, они разные. Либо есть свет, либо он отсутствует. Все. Только здесь, в этом созданном мире, может быть смешение, потому что здесь смешиваются дела Ахуры Мазды и Ахримана. Дьявол сюда прорвался, сотворил много злокозненных дел, но это не значит, что у Господа Бога то же самое, и дьявол сидит по его правую руку. Ничего подобного. Если Вы считаете так же, мы с Вами верим в одного Господа Бога.

К.Л.: Да, да. Когда я вошел сюда, я стал Вашим учеником.
П.Г.: А я ученик своих предков.
К.Л.: Я сегодня видел по телевизору патриарха православной церкви Алексия II. Какую роль играет церковь в Вашей стране? Какими средствами она располагает? В Иране ислам — примерно то же самое, что в России христианство. Это мощные веры. Почему в течение истории влияние зороастризма действует так слабо?

П.Г.: Объясняю. Потому что зороастрийцы отошли от монотеизма. К сожалению. Это большая беда для зороастризма. Вот это главное. А монотеизм — он в душе человека. Душа человека не может признать, что дьявол равен Богу. Дьявол — творение, которое отошло от Бога, вырвалось и вносит сумятицу в мир, творение, ограниченное во времени, ограниченное в познании. Но не больше.
Поэтому победоносно шествовало христианство, победоносно шествовал ислам. Кстати говоря, в основе христианства и в основе ислама лежат вырванные куски из зороастризма, и их очень много. Это точно. Это главное, почему зороастризм уступил. Не надо было отступать от первичного монотеизма, который был в зороастризме изначально. Пока он держался, зороастризм и был оплотом, основой многих религиозных исканий. Многие люди, которые не знали единого Бога, были многобожниками, ехали в Иран учиться у зороастрийцев и у мидийских магов. Возьмите Гераклита, Пифагороса. На учение Гераклита зороастрийцы точно повлияли. Без сомнения, сейчас на эту тему много книг написано.

К.Л.: Я очень рад нашей с Вами встрече и, поскольку я сюда приехал, у меня есть к Вам как к духовному основателю зороастрийской религии просьба…
П.Г.: Я не основатель! В 1916 г. в Санкт- Петербурге была уже зарегистрирована зороастрийская община. Мой родной дед был одним из ее основателей. Тогда была выделена земля под храм в Санкт-Петербурге в Коломягах, там, где сейчас находится буддийский храм и где хотели построить храмы всех религий. Помешала этому только революция, переворот. А в Азербайджане до 30х гг. XX в. был действующий храм огня — Саруханы. Он был основан выходцами из Ирана и Азербайджана. Там был огонь Атар Борзенмихр, Огонь Высокого Митры. В конце 30х гг. (1937–1938 гг.) храм был закрыт, и куда потом перенесли огонь, неизвестно. Служитель храма, хорбад, был из Западного Ирана, из Тебриза. Азербайджан входил в состав Российской империи, и до 1938 г. здесь был храм огня и сохранялись иранские священники. Так что на территории Советского Союза был зороастризм и был очень древний храм огня.

PPG i Kamran Lorian.jpg
Павел Глоба и Камран Лориан

К.Л.: У меня к Вам есть просьба, чтобы Вы другим, кто приедет к Вам, тоже сказали о монотеизме, чтобы мы, все зороастрийцы, были едины.
П.Г.: Конечно! Я и не могу говорить иначе. Это мои убеждения. Всех своих учеников я учу этому уже 25 лет. У меня есть к Вам встречный вопрос. Насколько я знаю, зороастрийцы, в том числе и современные (я знаю это по индийским парсам), признают за своих единоверцев только тех, кто родился в полной зороастрийской семье. Так ли это в Иране?
К.Л.: Нет. После Заратуштры и его учеников были люди, которые называются «пурта-кашан». Это были настоящие зороастрийцы. Но рядом с ними были мобеды, которые работали во дворцах, которые только следили за тем, чтобы люди были религиозными, и способствовали развитию религии. Но люди, которые жили в то время, больше любили простых заратуштровцев. Когда шахам надо было удержать или получить власть, они прибегали к помощи мобедов, истинных последователей религии убивали. Такие мобеды считали, что только они чистокровные зороастрийцы. Они заявили, что только их потомки могут стать зороастрийскими мобедами. Этот закон действовал, когда ислам оккупировал Иран. Потом те, кто были потомками мобедов, не всегда хотели тоже быть мобедами, потому что зороастрийцев очень сильно притесняли, даже уничтожали. Надиршах уничтожил очень много зороастрийцев. Так было до XVI в. Так что люди в то время внесли идею чистокровности, потомственности зороастризма.

П.Г.: Но эта идея не является изначально зороастрийской!
К.Л.: Мобеды делали и хорошие дела. Если бы они не выполняли свой долг, если бы из своих сыновей не делали мобедов, на данный момент вообще не было бы зороастрийской религии.
П.Г.: Я понял. Благодаря этому религия сохранилась. Но это политика. Нам приходится в этом мире выживать разными способами.
К.Л.: Но это мнение о наследственной передаче зороастризма на сегодняшний день уже не актуально. Сейчас наступил такой момент, что многие в Иране хотят вернуться в эту религию. Если следовать прошлым идеям, то никто не сможет присоединиться к зороастризму. Сейчас время, противоположное времени уничтожения зороастрийцев. Очень многие интересуются зороастризмом, многие любят эту религию. И не всегда мобедами становятся сыновья мобедов. Это сейчас не нужно. Иранские мобеды уже пришли к этому выводу. Я не из семьи мобедов.

П.Г.: Вы проводите ритуал Навджот?
К.Л.: Это единственный спорный вопрос. В этом виноват режим в Иране. Еще надо сказать, что индийские мобеды могут надеяться, ориентироваться на иранских мобедов, потому что у них не хватает своих данных, своих источников.
П.Г.: Конечно, в Иране более древняя традиция. Парсы переехали в Индию в XI в.
К.Л.: Сейчас самые хорошие мобеды из Ирана ездили в Индию, чтобы там сохранялась их традиция.
П.Г.: Сколько сейчас в Иране зороастрийцев, приблизительно?
К.Л.: Затрудняюсь ответить.

П.Г.: Насколько мне известно, по Конституции Исламской Республики Иран, зороастрийцам должно принадлежать в вашем парламенте одно место. Оно действительно есть?
К.Л.: Да, есть один депутат, но мы думаем, что это «куколка». Он ничего не решает. Наш народ радуется тому, что наша вера, религия начинает распространяться, и я благодарен Вам за Ваш труд, за Ваши старания.
П.Г.: Несмотря на мой зерванизм? Ведь зерваниты всегда имели свой подход. Они всегда говорят: «Веру проверяй разумом».

К.Л.: Заратуштра говорит то же самое. Когда Парвиз Варджаванд узнал, что я поеду в Россию и буду одевать судре 10 человекам, он очень помог мне. Вы прекрасный учитель и у Вас очень хорошие ученики. В эти дни, когда я нахожусь в России, я словно нахожусь в объятиях матери, и вижу, что здесь, в самом деле, настоящий зороастризм.
П.Г.: Это очень хорошо, спасибо. Мне хотелось еще задать Вам пару вопросов. Это достаточно трудные вопросы. Я скажу, как к этому относились зерваниты, но сначала хотел бы узнать, каково Ваше отношение к кровнородственным бракам? Многие считают, что зороастрийцы признавали подобные браки, женились на родственницах до сих пор.
К.Л.: Нет, нет! У нас не одобряются такие браки. Их нет. Религия к этому не имеет никакого отношения.
П.Г.: У нас тоже нет! Зерваниты говорили, что нельзя жениться на родственницах до 7го колена. Второй вопрос, тоже очень важный, исходя из нашего мира, где проповедуется терпимость в современном «демократическом» в кавычках обществе. В Авесте и во многих древних зороастрийских текстах, например, в «Видевдате», постоянно подчеркивается абсолютная нетерпимость ко всем сексуальным извращениям, гомосексуализму и прочему, как связь с дьяволом. Каково Ваше мнение?

К.Л.: Религия не может говорить, что можно, а что нельзя. Религия как закон. «Видевдат» — это книги, которые написали люди. А мы только говорим о Гатах как об основополагающем.
П.Г.: Я говорю не о религиозном отношении к этому. В Гатах Заратуштры не сказано ни слова, на ком надо жениться. Насколько я знаю, зороастрийцы очень трепетно относились к роду и наследственности, потому что Фраваши для всех едины. Проблемы рода были для них очень важны. Поэтому любые отклонения от нормы и извращения считались недопустимыми для рода и отвергались. И они не изменяются со временем. Это осквернение рода, дурная наследственность. Может быть, даже пресечение рода. Род был очень важен для зороастрийцев.
К.Л.: Я согласен с Вами. Заратуштра также говорит о том, что человек должен быть разумен. Он против мучения тела.
П.Г.: Да, правила надо устанавливать на Земле. Последний вопрос: какого календаря Вы придерживаетесь? Не от Иездигерда?
К.Л.: Нет. Это все было, но после оккупации ислама все изменилось. Сейчас «Хиджишамси».

П.Г.: Насколько я знаю, у Вас в Иране еще в начале XX в. был солнечный календарь, солярный? Сейчас он отменен?
К.Л.: После времени Сасанидов все утрачено. У нас есть солнечный календарь, но дни считаются по-другому. Есть календарь Амордат. У нас не тот календарь, который был у Сасанидов. Тогда в месяце было 30 дней, и были последние 5 дней, а каждые четыре года прибавляли еще один. К сожалению, наша молодежь не помнит эти названия.
П.Г.: Все правильно. У зерванитов сохранился древний календарь. Его цикл 32 года. Все мои ученики это знают. Мы даже нашли в одной наскальной надписи в Иране все 32 символа. Есть даже исследования, что эти символы могли указывать на годы. Мы предоставим Вам все материалы.
К.Л.: У нас месяцы, дни еще сохранились, а годы — нет. Есть переводы с санскрита.

П.Г.: Это нечто другое. Зерваниты относились к Времени как к некоему священному, как к эманации Божьей. Время для них было проявлением Бога. Поэтому любые временные отрезки были для них священными циклами. Цикл года, цикл большой космический, движение земной оси — прецессии, лунный цикл, так называемый сарос, связанный с затмениями. Каждый их них был связан с разными символами. Один из самых главных срезов познания человеком себя — это изучение астрологии, поэтому она является для нас священной. Это один из самых объективных способов познания себя и мира. Реальным доказательством этого является хотя бы то, что астрологию личности, т.е. гороскоп, построенный на судьбу человека, начали серьезно изучать во времена Ахеменидского Ирана в Vв. до н. э. Первичный гороскоп. Астрономия и астрология не были раньше разделены. Не было бы смысла изучать небо, если бы они не могли применить эти знания. Для этого они и изучали небо.
К.Л.: У нас об этом многое известно. Сейчас все знают, что есть четыре самые главные стихии, такие как ветер, вода, огонь, земля. Весь мир работает под действием этих сил.

П.Г.: Насколько я знаю, в традиции упомянуты не четыре, а шесть стихий, в том числе растения и животные.
К.Л.: Мы говорим о четырех «ахши», основных стихиях, все остальные — производные от них. Наша вера говорит, что человек в этом мире существует, чтобы поддерживать эти четыре стихии.
П.Г.: И чтобы передать им частичку своего разума. Натурфилософские воззрения зороастрийцев потом были переданы древним грекам. Кстати говоря, первым среди греков учение о четырех стихиях сформулировал Гераклит, учившийся у зороастрийцев в VI в. до н. э.
К.Л.: Недавно в международной организации появилась Конвенция, которая у нас была уже 1000 лет назад.
П.Г.: Это то же самое, что греки унаследовали от зороастрийцев. Это потом было передано через Аристотеля по эстафете в Средневековье и затем попало в современную науку.
К.Л.: На данный момент я предлагаю не заниматься историей. Надо поговорить о том, что нас объединяет. Нам лучше объединяться.
П.Г.: Правильно. Я считаю, что нас настолько мало разъединяет, что все это — фактически мелочи. Главное — платформа одна. Мы читаем одни и те же молитвы, по крайней мере «Ахунвар» тот же, «Ашем Воху», «Енгхе Хатам»…
К.Л.: У нас в зороастризме очень мало пишут, и мы просим Вас, чтобы Вы распространяли свои исследовательские знания.

П.Г.: Я этим занимаюсь уже несколько лет.
Мне же приходилось пробивать утверждение зороастрийской общины в Государственной Думе России, Парламенте, мне приходилось воевать с врагами.
К.Л.: Какие у Вас успехи на этом поприще?
П.Г.: Мне трудно оценивать свои успехи. Могу только сказать, что если раньше о зороастризме никто ничего не знал, кроме узкого круга людей, специально занимающихся историей, то сейчас ситуация в корне изменилась. О зороастризме знают, что это была мировая религия, что это религия живая, что есть последователи, и желающие могут ознакомиться с ее догматами и ее учением, получить доступ к информации. Причем выработалось к этому достаточно серьезное отношение. Я внимательно слежу за литературой на религиозные темы. Сейчас многие публикации говорят о зороастризме как именно о мировой религии, которая существует в наше время, хотя до сих пор никто сознательно не связывает ее с Россией. Хотя в Конституции России упомянуто о присущих ей религиях, в том числе о буддизме, но почему-то в прессе об этом не говорят. Так что это не только к зороастризму относится. По поводу проповедей, по поводу распространения учения я выбрал для себя особый путь — как зерванит я это проповедую через астрологию, которая является составной частью религии. Узнавая одно, люди сразу познают и другое. Поскольку в России мое имя входит в число самых известных имен, следовательно, все знают и мое учение, знают, какую религию я исповедую. Даже если в стране не знают о зороастризме и о том, что существует зороастрийская община, знают о том, что хотя бы один зороастриец в стране есть. Они видят меня каждый день по телевизору. Все знают, что я зороастриец. Почти во всех интервью я говорю об этом и о том, что мои предки — зороастрийцы. Меня всегда удивляло потрясающее невежество людей, которые выдавали нам право исповедовать религию. Даже эксперты по религиям в Государственной Думе выказали совершенно полное незнание, что такое зороастризм. Один богослов православной церкви, очень известный, не буду называть его имя, заявил, что как же вы хотите зарегистрировать зороастрийскую общину, ведь вы верите в Бога и в дьявола. У нас нет даже подхода к знанию, у людей нет даже информации о том, что такое зороастризм, и это у людей, обличенных не просто властью, а которые руководят идеологией или являются экспертами по религии. Конечно, мне приходилось очень трудно, ведь нужно было начинать в условиях полного информационного вакуума.

К.Л.: Вы находитесь за пределами Ирана и Индии, но в нашей стране тоже есть подобные случаи. Я знаю одного высокопоставленного человека, который преподает в институте на большие аудитории, который ничего не знает о зороастризме. И в то же время к нам часто приезжают туристы, как и Ваши ученики, познакомиться с зороастрийской верой. Очень любят наш храм Аташ-кадэ.
П.Г.: Но ведь в Иране запрещено проповедывать религию зороастризма? У нас, конечно, нет жесткого запрета, но это также не поддерживается сверху, как и у Вас. В преподавании я свободен. Но регистрация новых общин у нас в России затруднена. Есть закон о религиях. После 15 лет фактического существования они могут официально зарегистрироваться. Поэтому у нас есть пока только одна зороастрийская община — в Санкт-Петербурге. Официальная регистрация других общин возможна только после испытательного срока в 15 лет. Но в виде общественной организации, не религиозной, прикрывающей деятельность общины, зороастрийцы могут существовать, например, как общество по изучению зороастрийской культуры. Так сделано сейчас в Москве.

К.Л.: У нас в Иране ситуация практически такая же. Чтобы официально зарегистрировать общину, надо выдержать 20–25 лет срока. У нас можно проповедовать свою религию только на своих территориях, но если присутствует хоть один мусульманин, уже запрещено. В современном мире с развитием компьютерных технологий ситуация меняется. Вам надо усилить свои силы в Интернете, работайте в этом направлении. В данный момент есть четыре канала, которые находятся во влиянии христианства, и они проповедуют свою религию таким образом.
П.Г.: Мы этим будем заниматься более активно. Сейчас есть одна моя телепрограмма на всю Россию. Зато 5 минут каждый день. Я всегда говорю там о Заратуштре, о всех праздниках, маленькими блоками приходится давать информацию об учении зороастризма. Эта программа идет по телевидению уже 9 лет каждый день. Есть много откликов.
К.Л.: Вы знакомы с человеком, который живет в Англии и много рассказывает о зороастризме? У него есть программы в Интернете и на телевидении. Его зовут Абрахам Абрахам (?). Он зороастриец, исследователь и хорошо пропагандирует зороастризм. В Америке тоже есть один зороастриец Али Джафари, который рассказывает о Заратуштре, но его проповедь похожа на диктаторство.

П.Г.: Я знаю, что в Европе есть люди, которые утверждают, что они имеют какое-то отношение к зороастризму, на самом деле это не всегда так. Чаще всего это небольшие группки любителей. Я с ними знаком, так как являюсь также и гражданином Германии. Они называют себя зороастрийцами, но по своей нации они курды, и у них зороастризм совершенно другой, особый. Они настоящие дуалисты и утверждают, что невидимый материальный мир создал дьявол, Ахриман, поэтому ему, по их учению, тоже надо молиться.
К.Л.: Это манихейская ересь. Есть много подобных лжеучений. Мани утверждал, что материальный мир создал дьявол, а женщина — самый худший вариант человека. И нельзя вступать с ней в сексуальные контакты.

П.Г.: Потому что женщина рожает детей, а значит умножает зло. Они считали, что если бы не было женщин, не было бы зла в нашем мире. Манихеи проповедовали как раз сексуальные извращения, чтобы поменьше рожать. Раз мир создал дьявол, значит его надо разрушить, уничтожить. Это были духовные педерасты. По словам Мани, пророки пытались вырваться из этого мира. Я внимательно изучал манихейство. У нас издан сейчас целый манихейский кодекс, достаточно доступный, это «Кефалайа». Зерваниты тоже считали манихейство страшной ересью.
К.Л.: Мани говорил, что все, что ты думаешь, надо рисовать. Все плохие вещи он черным рисует, остальные — светлым. Это называлось «аржанга». Сейчас священная книга Библия вся рисуется по этой таблице.

П.Г.: Он был художником. Совершенно верно. Мани считал, что все свои мысли надо зарисовать, материализовать, ибо только мысль является материальной, чистой, а все земное является грязным, от дьявола и должно быть уничтожено. А каково Ваше отношение к такому лжепророку, как Маздак, духовному отцу всех революций, который хотел всех уравнять?
К.Л.: Это было во время Сасанидов. Это было самое худшее время. Социальная классовость, угнетение бедных способствовали революционному движению Маздака. Если существует напряженная проблема, то по прошествии времени в любой момент могут появиться предпосылки, чтобы все восстали против нее. Если в Иране заставляют женщину одевать платок и чадру, она все равно рано или поздно сбежит от этого.
П.Г.: Но ведь по древним зороастрийским законам женщины другие были. Было равноправие женщин. В молитве «Енгхе хатам» как раз утверждается о равноправии мужчин и женщин: «Благие, праведные мужчины и женщины,…».

К.Л.: Да! Религия Заратуштры первая провозгласила равноправие. Враги зороастризма постоянно обвиняют зороастрийцев в кровнородственных браках. Но этого не было. В эпоху Сасанидов единственный шаханшах Камбиз женился на своей родной сестре. Он спросил разрешения у мобедана, на что тот уклончиво ответил, что в нашей религии это не разрешается, но поскольку ты шах, то, наверно, можешь. Но после разговора с шахом этот мобедан отверг свои слова, сказал, что он просто спал и ничего не слышал. Это не относится к религии, к вере.
П.Г.: Да, это мелкие для религии вещи, но необходимые, чтобы не заблудиться.
К.Л.: В обычных делах, которые человек совершает в жизни, по примеру Заратуштры надо действовать, принимать решения исходя из разума.
П.Г.: И посредством разума человек должен был сам выбрать свою религию. Должен ли человек, даже родившийся в зороастрийской семье, сам, сознательно, выбирать религию? Не должны же Вы вмешиваться в выбор своих детей или пояс повязывают насильно?

К.Л.: Конечно, человек выбирает веру сам, по собственной воле. Никто его не обязывает быть зороастрийцем.
П.Г.: Зерваниты никогда не принимали человека в религию, пока он не узнает о вере, пока он не будет убежден в том, что именно это его религия.
К.Л.: Хорошо, что Вы затронули эту тему. Шах Ирани, который основал общение зороастрийцев Индии и Ирана, в своей книге пишет, что обучение ребенка начинается с того момента, когда он только в зародыше появляется внутри матери. Вера воспитывается в ребенке с самого детства, до того момента, пока он не станет подростком. В Авесте говорится, что когда ты слышишь и воспринимаешь, когда две силы — разум и время соединяются вместе, тогда возникает совесть. Совесть — основа веры. Когда подросток вырастает, на него надевают новую рубашку сэдрэ, которая символизирует хорошие мысли, а также пояс как символ добра.

П.Г.: Верно! Пояс добра как новая пуповина, которая связана с учением, которая человека связывает с Духом Божьим. Повязание кушти — как новое рождение в религии. А рубашка сэдрэ, как мне протрактовал мой дед, — как околоплодный пузырь, в котором находится ребенок в религиозном чреве своей матери. Рубашка — это плацента. У зерванитов пояса трехцветные, символизирующие благую мысль, слово и дело. Хумат, Хукст и Хварэшт. Это желтый, красный и синий цвета, основополагающие цвета, которые все вместе в спектре составляют белый цвет.
К.Л.: А у нас пояс белый, он изготавливается из шерсти барана. Но эти отличия не важны.
П.Г.: Это мелочи. Практически у нас все тоже самое. В свое время в христианстве был страшный спор на первом соборе, манихейском, из-за одной буквы греческого алфавита, которая называлась «йота»: является Христос единосущим Богу или подобным Богу. Одна буква внесла раскол на 300 лет в христианстве. Я не думаю, что мы с Вами разойдемся изза цвета пояса. Неважно, какой цвет у пояса, важна душа. Пояс может быть хоть белый, хоть трехцветный. Самое главное, чтобы душа не была черной. Вот если душа черная, тогда тебя уже ничего не спасет, даже если будет белый пояс. Самое важное, чтобы в главном религиозном учении у нас не было никаких разногласий.

К.Л.: Неважно, какого цвета пояс. Отклонений от главных идей нет, у нас единый разум, поэтому я хочу, чтобы все наши люди знали, что зороастризм Гат и зервано-зороастризм — это не разные религии. Основа этих религий — хорошие мысли, слова и дела.
П.Г.: Это главное. И плюс разум. Когда идет дождик, это хороший знак. Дождь связан с Тиштрией, который отгоняет демона Апаошу в соленые воды, в море и торжествует. Дождик, как соединение земли и небес, дарует Тиштар. Я как раз родился в месяц Тиштар, в 28-й день солнечный день, в день Замьяд, который связан с землей.
К.Л.: У земли главная функция — сохранять и взращивать. Она обладает свойством — то, что есть, держит внутри, не показывает на поверхности. Печаль людей на себя берешь, а им даешь радость. Я очень рад, что мы встретились.
П.Г.: Я хочу вкратце сформулировать итоги нашей встречи: сходство и различие. У нас одно главное различие — это признание Зерван Акарана как первичный исток всего мироздания, Абсолютное начало Вселенной, непознаваемый Абсолют, за пределами возможного познания. Он исток, дающий начало творения. Ахура Мазда и Ангра Майнью, Ахриман, происходят от него, но он ответственен только за их создание. Он абсолютно не несет ответственности за все, что они создали. Поэтому во всех учениях зерванитов сказано, что Зерван — это Творец, который не произвел творения. Он лишь основа, мысль, дающая импульс, подобный взрыву. В современной науке Зерван подобен большому взрыву, из которого произошла Вселенная. Только в этом мы различаемся. И отсюда вытекает то, что надо познавать все, что связано с циклами Времени, которые помогут человеку найти путь к первоистоку.
Все, что связано с временными циклами, и все те природные циклы, на которые можно ориентироваться, являются источниками познания Зервана, Господа Бога. Знание этих циклов позволяет человеку восстановить свой исток. Отсюда пристальный интерес к небесной механике, к любым небесным циклам, к астрономии, астрологии, благодаря которым человек не сможет заблудиться в мире. Это путь возвращения к истоку.

К.Л.: Это не разногласия. Мы думаем то же самое. Зерван Акарана есть начало. Заратуштра говорит, что творение не с нуля началось, был большой взрыв — бинг банг. А у зерванитов творение произошло с помощью Зервана?
П.Г.: Нет. Зерван — как первый взрыв, как толчок, первоначало, идея. Первичная мысль. Но идея от начала мира до конца мира, поэтому Зерван является одновременно руководителем всех временных циклов, осуществляет контроль над всем от начала и до конца мироздания и проявляется в виде времени.
К.Л.: Это четвертый канон, который говорит о времени. Не будет времени, ничего не будет. Но это также основоположение в зороастризме. Это же есть в Гатах.
П.Г.: Значит у нас нет разногласий! Все проявляется во времени. Это основополагающая теория мироздания. Это основа зерванизма. В Гатах это есть — 30-я глава Ясны. Но только многие зороастрийцы, с которыми мне приходилось общаться, говорят по-другому, что в Гатах Зерван конкретно не упомянут. Нет там конкретного слова «Зерван».
К.Л.: Обратите внимание, что у нас есть два вида зороастризма — традиционный и гатический. Наша беда в том, что они отличаются. Зерван в Гатах назван подругому, но он там есть.

П.Г.: Да! Традиционный зороастризм —мифологический. В Гатах он другой. Зерван назван началом. В начале были два разных духа. Но начало, исток, который породил того и другого — это Зерван. Не может быть двойственности в начале, оно первичное, едино. Из одного потом появляются два. Так что зерваниты были устойчивыми, абсолютно убежденными монотеистами, а не дуалистами.
К.Л.: Наши противники часто говорят, что в основе зороастризма лежит дуализм.
П.Г.: Неправильно они говорят! Я считаю, что изначально, настоящий Заратуштра, не исторический, не мифологический, был монотеистом. И второе. Исходя из того, что зерваниты верили, что Зерван — первооснова мира, что с ним связано прошлое, настоящее и будущее, они считали особо важным познание этих циклов, что и делали при помощи астрологии. Это главное, что я хотел сказать. Если в этом мы с Вами не расходимся, значит у нас нет разногласий. Для нас астрология является лучшим средством познания человека и мира. Есть другие средства, но это главное.
К.Л.: Один преподаватель, который меня обучал в институте, тоже был астрологом, и он также говорил, что, действительно, в Гатах рассказано много про астрологию.

П.Г.: Да? Значит, есть неточности в переводах Гат. В том переводе, который есть у меня, относительно астрологии ничего нет. Есть только намеки, но конкретного нет. Есть какие-то исследования на эту тему? Для нас это было бы очень важно.
К.Л.: Сейчас есть Гаты, которые переводил верховный мобед Фируз Азаргушасп. До этого были Гаты, к сожалению, не иранские, это во введении написано. Их переводил человек не арийский, не знакомый с духовным учением, который изучал эту традицию извне. После него уже начали переводить. Если было столько чужих переводов, то потом, когда их перевели на русский, там уже так много искажений, неточностей. Например, Геуш Урван переводят, как «душа коровы», а это «душа земли». Я хотел бы попросить Вас обучать меня астрологии, но я не знаю русского языка. Есть ли такая возможность?

П.Г.: Да! Для меня это большая честь. Обязательно!
К.Л.: В Йезде у меня есть 40 учеников, которых я обучаю познанию мира.
П.Г.: Вы более счастливый человек, потому что через меня прошли более 30 тыс. человек. Чем больше людей вокруг, тем больше врагов.
К.Л.: У меня тоже есть враги. Если б узнали, что я нахожусь здесь, у меня были бы большие проблемы. В Иране много ортодоксальных зороастрийцев с принципами, противоположными разумному зороастризму. Есть продажные люди, предатели.
П.Г.: Зато всегда можно ручаться, что предают ведь не враги, а друзья. И, наоборот, лучшими союзниками, как правило, могут быть только противники. По крайней мере, ты знаешь, что они твои противники. Если ты находишься с ними на противоположной стороне, то нужно способствовать тому и суметь сделать так, чтобы один твой враг смог уничтожить другого твоего врага. Поэтому чем больше врагов, тем лучше.
К.Л.: Я никогда не смотрю, кто находится вокруг меня.
П.Г.: А и не нужно смотреть. Смотреть нужно всегда вперед, на небо, стремиться к Богу, а враги сами тебя найдут.

К.Л.: До сих пор я надеялся на Бога, и если бы что-то было не так, меня бы здесь не было.
П.Г.: Правильно, но только зерваниты учили тому, что нужно быть очень прагматичным человеком, нужно знать все законы этого мира, руководствоваться этими законами, но жить по Божеским законам. Они считали, что мир у нас, созданный Богом, оккупирован дьяволом. Поэтому задача любого человека жить в этой жизни как партизан на оккупированной территории. Вот это самое главное — как мы живем здесь. Мир создан Богом, он изначально благой, добрый, хороший, но нехороший дьявол вторгся в этот мир и внес хаос, все перемешал — хорошее и плохое. Поэтому задача любого человека — по мере своих возможностей этот мир очищать и жить.

К.Л.: Каково Ваше мнение о Раджнеше Ошо и Фридрихе Ницше?
П.Г.: Раджнеш Ошо — это такой же лжепророк, как Мани. Пахвалан — тоже лжепророк, он говорил: делайте, что хотите, но осознавайте, что вы делаете. Ницше — гомосексуалист, извращенец, это человек, который совершенно не знал зороастризма. В книге «Так говорил Заратуштра» он как философ описал какого-то мифического героя, которому приписал свои мысли и назвал его Заратуштрой. Удивительные совпадения. Зороастризм — религия разума. Написав свою книгу, Фридрих Ницше лишился последних остатков разума и в последние свои годы был полным безумцем и даже не осознавал себя. Кстати, есть ли у Вас такой благословляющий жест, как у зерванитов, — поднятый указательный палец — «Во имя единого Бога»?

К.Л.: У Заратуштры точно такой же.
П.Г.: Значит, у нас просто нет никаких противоречий. Ято думал, что же нас разъединяет, ведь нет же ничего такого… Спасибо Вам большое! Я думаю, что это была только первая наша встреча. Астрологию Вы будете знать. О зерванизме и всей его специфике тоже будете знать. Мы ничего не скрываем. У меня от деда осталось много записей, частично на пехлеви, которые называются«Зерваннамаг». Мне хочется познакомить Вас с этим текстом. Это будет для Вас неким раскрытием взглядов на учение зерванитов. Насколько я понимаю, в Иране не знают о существовании зерванитов в области Тебриза.
К.Л.: Нет, я думаю, они могли эмигрировать.
П.Г.: В апреле 1912 г. мой дед ездил туда. Последняя его запись датируется 15 апреля 1912 года, когда «Титаник» утонул. С тех пор нет никаких известий о моих родственниках. Известно ли о каких-то зороастрийцах в районе Тебриза? Может, они стали по-другому называться. Ведь прошло почти 100 лет.
К.Л.: Может быть. Были зороастрийцы в районе Урмия. Один мой знакомый, переводчик международного языка, рассказывал, что там есть зороастрийцы, которые ничего не показывают, у них есть храм у озера Чичат. Я попробую что-нибудь узнать.
П.Г.: Очень похоже. У меня все же есть подозрение, что они еще там. Огромное спасибо Вам, что Вы нас посетили и согласились почитать лекцию. Это очень полезно для моих учеников. Я бы попросил Вас рассказать им о толковании Гат и озвучить ту фразу, которую Вы мне сказали об астрологии в Гатах. Это очень важно. И второе, что между зерванизмом и зороастризмом практически нет противоречий и разногласий. У некоторых наших людей есть такое мнение, почерпнутое из научных книг, что зерванизм является сектой внутри зороастризма и не имеет с настоящим зороастризмом ничего общего. Это главное.
К.Л.: Благодарю вас. Вы настоящий мастер. Я, действительно, не вижу противоречий между нашими учениями.

П.Г.: Я слово «мастер» не очень люблю, оно относится к терминологии масонства, столь близкой к манихейской идеологии, что для нас неприемлемо. Я не считаю себя большим корифеем. Я всегда называл себя только проводником, на большее я никогда не претендовал. Все мои знания очень скромные по сравнению с моим дедом. Когда будете в Санкт-Петербурге, обязательно побывайте там, где находится сейчас буддийский храм. За ним была земля, где должен был находиться зороастрийский храм.