В ЕДИНСТВЕ СИЛА (о проведении джашана в Зороастрийской общине)

Опубликовано star72 -

В ЕДИНСТВЕ СИЛА

В Санкт-Петербурге иранский мобед Ардашир Хоршидиан встретился с единоверцами Зороастрийской общины и провел религиозный ритуал восхваления Богу – джашан.

Зороастрийцы Санкт-Петербурга тщательно подготовились к проведению джашана. Для этого ритуала столы накрыли белой скатерью. Молоко было налито в прозрачный стеклянный стакан. На один из металлических подносов были положены семь различных сухофруктов и орехов: финики, миндаль, изюм, фундук, инжир, грецкие орехи, курага. На другой поднос положили три вида фруктов: апельсины, бананы, мандарины, а также свежие огурцы и дыню.
Специально для этого ритуала были куплены также два небольших деревца туи, так как туя (или кипарис) является символическим деревом для зороастрийцев. Проводить джашан мобеду Хоршидиану помогал его родственник Арья, который разжигал и поддерживал ритуальный огонь в афринагане общины.
Перед началом ритуала доктор Хоршидиан рассказал о сущностях Амеша Спента.

– Когда мы собираемся проводить этот ритуал, мы ставим на стол семь предметов, каждый из которых олицетворяет одну из ипостасей Ахуры Мазды. Когда Бог создал нас, он одарил нас Разумом и Верой – Даэной, Религией. Бог наделил нас шестью качествами. Первое из них – качество Вохумана, Благой мысли. Его образ в материальном мире – молоко. Оно белого цвета, как и одежда, которую мы одеваем. Даже маленькое пятнышко заметно на белой одежде. И наш разум так устроен, что любое отклонение человека от добрых намерений он сразу фиксирует.
Первое, что мы должны усвоить, – это стремление к добрым мыслям, словам и делам. Лучшая задача человека, следующего путем зороастрийского мировоззрения, – стать воплощением Вохумана и бороться со злым помыслом.
Второе качество – это правдивость, праведность. Ее воплощение – Огонь, Аша Вахишта, Ардебихишт. Слово «Бихишт» переводится как «рай», т. е. самое лучшее стремление к истине, отказ от лжи, борьба с ложью. Суть триединства добра в том, что если человек что-то задумал, то он об этом сказал и так же сделал. По этому наличию триединства можно составить представление о человеке, насколько он праведен. А лжец, если что-то задумал, то он не станет об этом говорить. И сделает не так, как сказал. Мы должны быть, как огонь. Он излучает свет и греет. Так и мы должны освещать и согревать собой окружающее пространство, сиять.
Третье качество – Шахривар. Его символом является металл. Он никогда не обесценится, никогда не потеряет своего достоинства. Мы должны развивать в себе качества металла: уметь владеть собой, укреплять силу духа, отказаться от лени, проявлять инициативу, контролировать себя и защищать все доброе в мире. Мы должны быть объединены единой волей, силой.
Четвертое качество – Спента Армаити – Святой покой, мир. Это сама Земля, воплощение любви, скромности. Воплощение Спента Армаити в материальном мире – фрукты. Все на Земле, влажное и сухое (что вначале было влажным, потом становится сухим), входит в это понятие. Земля обильна своей любовью. Вы ходите по ней, топчите ее, пашите ее, а она дает вам всходы полезных растений, плоды. Мы должны быть, как Спента Армаити, давать людям свою любовь, добро, свет, насыщать все окружающее плодами своей жизни.
Пятое качество – Хаурват. Его символ – вода. Свойство воды – накапливать знания. В плане накопления знаний и опыта мы должны быть, как вода. Вода – универсальный растворитель, и мы также должны растворять знания в себе, никогда не ограничивать себя в мыслительном процессе, чтобы наши мысли были свободными, чтобы наша жизнь протекала в поиске. Не надо быть фанатиками, но и не надо сковывать себя привычными стереотипами, чтобы достичь совершенства.
Если мы пройдем все эти этапы, мы достигнем следующего уровня – ступени священного Амертата. Мурдат – это смерть, а Амурдат, или Амертат – это бессмертие. Тогда мы достигнем главной эманации Божества Ахуры Мазды.
Существует семь этапов, семь ступеней зороастрийского познания, которые должен пройти каждый зороастриец. Они идут не одна за другой, а сразу одновременно зороастрийцы работают над всеми этими качествами, сразу совершенствуют их в себе. Мы должны это понять, усвоить и тогда мы достигнем высшего уровня – Спента Мана. Мы все надеемся достичь этого с божьей помощью.

Затем доктор Хоршидиан произнес молитву на авестийском языке. Все, у кого был пояс кушти, перевязали его под чтение молитвы, стоя. После этого помощник мобеда Арья поднес афринаган с ритуальным огнем к каждому из присутствующих, и каждый смог ладонями как бы «коснуться» огня и направить его на себя, вдохнуть в себя этот жар, осознав свое единство с огнем, сыном Ахура Мазды. Поднося огонь к участникам ритуала, помощник мобеда произносил слова «HAMAZUR BIM» («Хамазурбим!») , и каждый вслед за ним повторял эту же фразу. Это означает, что все мы должны быть едиными со всеми добрыми людьми, должны быть солидарны со всеми, кто излучает добро. Выражение «HAMAZUR BIM» состоит из трех частей: «HAMA» означает «все», «ZUR» – «сила», а «BIM» – «будем», т. е. все вместе переводится как: «Мы будем сильны, если будем объединены», или «В единстве сила».
В конце ритуала родственники г-на Хоршидиана обнесли всех присутствующих приготовленным угощением – фруктами и сухофруктами.
На подобных ритуалах мы присутствовали не впервые. Джашаны уже проводили в зороастрийской общине ее младший настоятель Михаил Чистяков, мобед Камран Лориан из Ирана и дастур Кушру Мадон из Индии. Однако каждый священник делал это по-своему. Джашан, который провел мобед Хоршидиан, тоже имел свои особенности. Он прошел очень торженственно и красиво.

Gosti iz Tigerana.jpg
Гость из Тегерана объясняет смысл своих действий во время джашана

Завершая ритуал, мобед Хоршидиан сказал: «мы не сектанты. Наша религия обладает большой гуманистической направленностью. Она предназначена для всех народов. Мы не отделяем свои интересы от интересов всего человечества. Вы можете взять угощение с подносов и передать его другим – друзьям и родственникам, которые не были здесь сейчас. Старайтесь познать философский аспект каждого ритуального действия. Большое спасибо, что вы приняли участие в этом ритуале. Давайте будем проводить в жизнь основные зороастрийские принципы: добрую мысль, доброе слово, доброе дело и не будем лгать друг другу. Следуйте по пути Правды, Арты, Истины. Я желаю всем успеха именем Ахуры Мазды»

ritual.jpg
Во время ритуала каждый зороастриец может прикоснуться к священному огню

После проведения ритуала г-н Хоршидиан ответил на вопросы присутствующих.

Какие молитвы были прочитаны во время джашана?

– Прежде всего это «Срош бадж», молитва, посвященная изеду Сраоши, который помогает установить связь с зороастрийским эгрегором, выполняет приблизительно ту же роль, что и Гавриил в христианстве. Зороастрийцы обычно читают молитву, посвященную Сраоши, 5 раз в день. После «Срош бадж» была прочитана молитва, посвященная изеду – покровителю времени суток, а затем молитва для перевязывания священного пояса «Авеста кушти». Повязывая пояс кушти, зороастрийцы делят свое тело на две части. Они больше заботятся о верхней части своего тела, нежели о нижней. Пояс оборачивается вокруг тела три раза. Это символически означает единство доброй мысли, доброго слова и доброго дела. Четыре узла связаны с четырьмя благими стихиями: огнем, землей, воздухом и водой. После чтения молитв «Авеста кушти» был прочитан «Джашан на каждый день». Джашн – это хвала Богу, восхваление. В современном мире это просто праздник. В нашей религии – изъявление радости, восхваление Бога, но в разумных пределах. Мы благодарим Бога за то, что он создал наш мир, людей.

– Когда читаются молитвы Огню?

– Молитва Огню читается только тогда, когда разжигается большой огонь и только мобедом. Мобед выбирает нужные части для конкретной церемонии, ритуала. Молитва никогда не читается всухую. Если нужно почитать молитву о душе – это очень профессионально.

Поясните, пожалуйста, Ваши действия во время ритуала.

– Поднимая один палец во время ритуала, мы говорим, что Бог един. Произносим «Афринаме!», восхищаемся Богом и миром, который он произвел. Буквальный перевод – «Хвала Богу!». Когда мы поднимаем и второй палец, это означает: мы верим, что Заратуштра – посланник Бога, что мы мыслим, говорим и делаем доброе. А движение руки до глаз означает, что мы все свои чаяния, желания «кладем на глаза», чтим как око (у нас есть такое выражение), так они дороги нам.
Движение к веткам дерева (в данном случае – к туе) – наш привет всем северным странам, потом южным, восточным и последнее – всему добру, что идет от западных стран. А вот движение к центру – для добра и всех праведных в своей стране. Если поставить эту веточку туи в середину- то это для Ирана. Находясь в России и ставя веточку в центр – это для России. При этом думать нужно только о праведных людях, о тех, кто говорит, делает и мыслит добро. Вначале нужно двигать веточку на все стороны света, а потом – в центр, для нас. В конце ритуала мы произносим «Хамазурбим!», т. е. «Да будем мы едины!».

Что означает символ Фравахара в зороастризме?

– Фравахар – это один из самых главных зороастрийских символов. Большое кольцо в нем – это Земля. Фравахар символизирует человека, проходящего через земное воплощение. Человек, носящий Фравахар, – впереди идущий. Носят этот символ слева, ближе к сердцу. Фравахар также показывает связь с родом, с предками.

dlja Djanshana.jpg
Для джашана обязательно зажигается священный огонь в афринагане

Верят ли зороастрийцы в реинкарнацию?

– У нас нет траура. Мы не верим в смерть, как в реальность. После смерти начинается новая жизнь. Поэтому мы не надеваем черное, мы одеваем белое. Женщины одевают белые платки. У нас нет поминок. Есть церемония «PORSE». В нашем понимании это не поминки как встреча скорби. У нас не скорбят, а просто собираются, чтобы почтить покойного. Считается, что на 4-й день душа отделяется от тела и улетает на мост Чинват, и там ее судят. Дальнейшая участь души зависит от того, что перетягивает – грехи или добро. Если грехи – душа отправляется в ад. Если добрые дела – в рай. Это лучшее место. Самый большой срок пребывания в аду или раю – 30 лет. Через 30 лет душа отправляется в обитель Бога. Там свет и покой. Там душа сливается с Богом. На 4-е утро после смерти проводят «ритуал четвертого дня». И потом 30 лет каждый год поминают умершего, молятся за его душу 1 раз в год, в день смерти. Кроме «ритуала четвертого дня», после смерти проводятся церемонии на 10-й и на 30-й дни. Читают молитвы родственники. Если хотят хоронить, то в каменную или глиняную могилу или цементируют место погребения. Самое главное, чтобы при этом не осквернялась земля.

Г-н Хоршидиан подарил общине две свои книги. В одной из них – ответы на основные вопросы по зороастрийской религии. Вторая – повествует о роли женщины в зороастрийской религии.

Из вечерней беседы с гостем

– В русском языке слово «счастье» состоит из частей С-ЧАСТЬ-Е, что позволяет понять внутренний смыл этого слова. А как это слово звучит, трактуется по-персидски?

– Счастье – по-персидски «бахти». Раньше это слово звучало как «бохти». Часть «бох» означает проигрыш или выигрыш, потому что жизнь для нас – это игра, в которой мы рискуем, выигрываем или проигрываем. Одна из частей этого слова означает хороший, добрый. Поэтому смысл слова «бахти» у нас означает: счастлив в жизни тот, кто больше выигрывает, а не проигрывает, кто не только много берет, но и отдает. Должно быть равновесие между тем, что мы заработали и что мы получили.
Любое слово имеет свой смысл, философскую подоплеку, поскольку у нас целостное мировоззрение и мы повсюду видим проявление Бога. Есть народная иранская песня, в которой говорится: «Посмотрю на степь – вижу тебя, посмотрю на горы – вижу тебя, куда не посмотрю, везде вижу тебя, т.е. Бога»… Поэтому мы называем вещи своими именами. Мы говорим мужчина и женщина, но оба эти слова обозначаются у нас одним общим местоимением (нет разных «он» и «она», как в русском языке, – прим. переводчика). В этом тоже проявляется наше единое восприятие мира. Даже слово «супруга, жена» в персидском означает «общая голова» или «голова к голове». Одна частичка этого слова означает «совместный», а другая – «голова». Жену, хозяйку дома, мы называем «хадбону»…

Многие парсы считают персидский язык языком своих предков, поэтому они его изучают и знают.

– Ранее Иран был огромной страной, в 5 раз больше современного. Многие современные страны были его провинциями. Везде уважали персидский язык. В Индии наш язык называют сахарным. Фирдоуси, персидский поэт, живший более 1000 лет назад, написал поэму «Шахнаме». Многие его рукописи были утрачены. В одном из российских музеев в Москве или в Санкт-Петербурге хранится древнее издание, которому более 300 лет. Если в Иране возникают спорные вопросы по этой книге, то обращаются к этому изданию. Это говорит о том, что у нас давние связи между русской и иранской культурами. Культурное и литературное наследие Ирана всегда привлекало ученых из России, ведь мы были соседями.

Ранее было деление Ирана на «устаны». Но затем эти «устаны» стали государствами: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и т.д. Уже после распада СССР они обрели независимость, но приставка «стан» до сих пор у них присутствует. У Азербайджана нет такой приставки, потому что он был отделен. Афганистан, Курдистан, Арменистан, Пакистан, Индостан. Стан – это место, где живут, в русском языке – «становище», английское – Stage.

…Если кто-нибудь из вас приедет в Иран и овладеет фарси, или с ним будет переводчик, то мы смогли бы его научить проводить ритуалы и многое показали бы. Йезд – это источник, откуда забили воды традиции Заратуштры. Именно там лучше всего и бережнее сохранили все традиции. Задача священника – доступно объяснять учение простому народу. Все идеологии состоят из двух частей – философской и исследовательской. Между проповедниками и простым народом разговор ведется особо. В любой религии есть основное направление и побочные ветви, как, например, в исламе – суннизм и шиизм. Религия имеет конкретное воплощение в виде этих ветвей. Религии – это общие установки, идеи, общая философия. Она ведет к формированию мыслей народа. Даже в коммунистической традиции есть определенная философия. Ленин говорил, что религия – опиум для народа, но и сам коммунизм превратился в некое подобие религии. Он принял свои ритуальные формы в разных странах. Нацизм так же.

Даже если взять две партии в Америке – республиканцев и демократов, то мы видим, что у них тоже сложились определенные традиции. Если вы пришли к зороастризму, то вы должны абсолютно правильно понимать идеи зороастризма, правильно проводить ритуал и стараться этому научиться. Кто проводит ритуал, тот должен делать его правильно, чтобы не был нарушен философский посыл, чтобы он не терялся, а исполнялся.

Культ и традиция, философия и культурная составляющая во многих религиях перемешаны и непонятны. Например, многие направления ислама – сунниты, шииты – одно и то же могут трактовать по-разному, в христианстве есть такие направления, как католики, православные, которые могут также смотреть на одни и те же вещи по-разному. У нас есть очень хорошая книга – Гаты, которые невозможно понимать двояко. Заратуштра говорил все очень четко, недвусмысленно, поэтому для нас все ясно, что мы должны делать. Может быть, в чем-то зороастризм в Иране, Северной Америке, Индии отличается, могут быть местные особенности ритуалов, но основные принципы везде неизменны. Несмотря на приход ислама, слова Заратуштры были настолько прозрачны и ясны, что наша традиция сохранилась до сих пор, несмотря ни на что. Образ мыслей может выражаться по-разному, но основные принципы веры должны быть сохранены.

Zoroastriici Spb s edinovercami.jpg
Зороастрийцы Санкт-Петербурга на встрече с единоверцами из Ирана