Али Джафари. Садэ - праздник огня

Опубликовано star72 -

2004 год

sede 01 iran.jpg

Отнимите у человека огонь — и он станет диким, подобно любому животному! Самое великое открытие, сделанное людьми на этой благой земле — умение возжигать и поддерживать огонь. Человек, как и животные, видел огонь, нисходящий с неба в виде молнии, уничтожающий кусты и деревья и опустошающий огромные пространства цветущей земли. Он видел огонь, изрыгаемый вулканом и льющуюся лаву, ползущую вниз по склонам. Он также знал, что огонь очень горяч и отпугивает диких животных. Хотя это еще не доказано палеоантропологами, вероятнее всего, он знал также, как сохранить его горящим. Это обеспечило бы его светом и теплом, а дикие животные держались бы вдалеке от него. Должно быть, он учился и управлять огнем, который в конечном счете позволил ему выплавлять металл из руды.
Но человек не знал, как разжечь огонь. В тот день, когда он открыл для себя это умение, он отделил себя от царства животных, населяющих землю. Он открыл источник света, тепла и энергии — саму основу цивилизации. Огонь помог человеку уйти от кочевого образа жизни и создать социальные и политические институты, связанные с оседлой жизнью.

sede 02iran.jpg

Неудивительно, что горящий огонь вскоре стал объектом почитания и воплотил в себе все божественное.
Легенды о том, как человек научился зажигать огонь, столь же бесчисленны, сколь и число древних народов. Понятие о том, что Бог принес или похитил его с неба — всего лишь указание на удар молнии и появление огня. Представление о том, что огонь был извергнут землей, напоминает нам об извержении вулкана. Представление о том, что огонь был взят с дерева мудрецом, указывает на то, что он был получен от горящего дерева. Легенды, гласящие, что огонь — продукт трения двух ветвей или «ребенок десяти матерей», отправляют нас к намного более позднему открытию огня, возжигаемого путем вращения деревянной палки в углублении в дереве, или просто вращению палки двумя ладонями — десятью пальцами, «десятью матерями».
Наиболее поразительна иранская легенда, сохраненная, помимо других записей, в «Шахнаме» Фирдоуси. Огонь был случайно открыт, когда кремневый топор, брошенный Царем Хушангом в змею, пролетел мимо цели, ударился о скалу и высек искру. Это родило идею разжечь огонь, ударяя одной частью кремня о другую. Эта теория подтверждена археологами как наиболее вероятный способ зажжения огня в каменном веке.
Хушанг, как гласит иранская легенда, отметил открытие проведением праздника — праздника, который сохранился, пройдя сквозь века. Он проводится каждый год 10 Бахмана (30 января), почти посреди зимы. Он называется Садэ, что значит «сотня», поскольку согласно популярной традиции, он приходится на сотый день от 17 октября, начала зимы по иранскому календарю. Или же это сокращенная форма авестийского saredha, персидского sard, означающего «холод, зима».

sede 02iran03.jpg

В этот вечер люди собираются за городом, собирают в груду хворост, сухие ветки деревьев и сорную траву. Священнослужители читают молитвы, восхваляя огонь как божественный свет, теплоту и энергию, молят Бога о продвижении жизни к вечному счастью, и когда солнце садится и запад горит подобно огню, поджигают груду хвороста. Наблюдать за этим огромным пылающим огнем — поистине великолепное зрелище. Те же, кто остался дома, на крышах своих домов, вымазанных глиной для предотвращения пожара, зажигают небольшие костры — как дань благам цивилизации, дарованным открытием огня.

sede 02iran04.jpg

Перевод с английского языка
Джамшид Зартошти, Минск
www.avesta.ru