Как религия восстановится и Вселенная будет обновлена
1. Заратуштра спросил Хормазда так: «О Хормазд, благосклонный дух! Творец материального мира, тот, кто праведный1 Каким образом произойдет восстановление этой доброй религии маздаяснийцев и как будут уничтожены демоны с растрепанными волосами, отродья Айшмы?
2. О Создатель! Даруй мне смерть! Даруй смерть моим любимым, так чтобы они не жили в это запутанное время. Даруй им совершенную жизнь, чтобы они не делали зла и не попали в ад».
3. Хормазд сказал так: «0, Спитама Заратуштра! После власти с дурным предзнаменованием этих отродьев Айшмы будет злодей Шедаспих из Килишьякиха из стран Сальма. Махванддад сказал, что эти люди — румийцы (арумайяк), а Рошан сказал, что они имеют красное оружие, красные знамена и красные шапки (кулах).
4. О Спитама Заратуштра! Признаком их появления, пока они продвинутся, будет то, что Солнце и темнота покажут знаки, Луна станет показывать различные цвета, землетрясения (бум-гужанд) также станут многочисленны, ветер будет более сильный, а нужда, горе и трудности в мире станут более заметны. Юпитер и Меркурий продвигают верховную власть к подлости. Этих людей будут сотни, тысячи, мириады.
5. Они будут иметь красное знамя злодея Шедаспиха. Они поспешат продвинуться к этим странам Ирана, которые созданы мною, Хормаздом, до берега Арванда, некоторые говорят, на реку Ефрат, до греков (юнан), живущих в Асуристане. Они греки, согласно точным записям, и они убивают ассирийских людей в их жилищах, и таким образом они уничтожают эти жилища, но некоторые говорят и о скрытых убежищах (грестан) демонов.
6. Они, эти отродья Айшмы из сотен, тысяч и мириадов, повернут назад и несметная армия этих демонов с растрепанными волосами подойдет к этим странам Ирана, которые я, Хормазд, создал.
7. И армия захватчиков растянет фронт противника Турка и даже Карма, которые будут с выставленными наверх знаменами, когда Шедаспих разместит наверху знамя. Однако их будет чрезмерное множество, которое будет как волосы в гриве коня, в странах Ирана, которые я, Хормазд, создал.
8. Подпоясанный кожаным ремнем Турк (туранец) и румиец Шедаспих из Килишьякиха одновременно выйдут вперед в три места с одинаковой враждой. Там трижды пройдут великие сражения (ардих), о Спитама Заратуштра!
9. Первое было во времена Кей-Кавуса, когда была битва с поддержкой демонов против Амеша Спента. Второе — когда ты, о Спитама Заратуштра, воспринял религию и имел совещание со мной. Тогда была битва между царем Виштаспой и дурно созданным через гнев Арджаспой, которая проходила в Спэдразуре («лес в инее»), некоторые говорят — в Парсе. А третье сражение будет в конце твоего тысячелетия, о Спитама Заратуштра, когда все трое — туранец, араб и румиец придут к этому месту, как сказано, на равнину Нишанак.
10. И все эти страны Ирана, которые я, Хормазд, создал, отойдут из своих мест в Падашхваргар из-за этого отродья Айшмы, о Спитама Заратуштра1 Так сообщено, что некоторые из пещерных, горных и речных жилищ этого народа будут оставаться в Падашхваргаре и Парсе. Как сказано, огонь Вишнасп в глубине озера Чечаст с целебной водой, изгоняющей демонов, начинается там (в Падашхваргаре?), «происходящий оттуда», так что они могли использовать его заново, и огонь снова может стать сияющим в этих странах Ирана, которые я, Хормазд, создал.
11. Когда один сможет спасти свою жизнь, то он не вспомнит о жене, ребенке, богатстве, потому что их может не быть в это запутанное время, о Заратуштра! Все же будет так, что в день конца сотой зимы твоего тысячелетия ничто злое не сможет перейти в следующее тысячелетие».
12. Заратуштра спросил Хормазда так: «О Хормазд, благословенный дух! Создатель материального мира, тот, кто праведен! Если они так многочисленны, то каким образом они смогут погибнуть? »
13. Хормазд ответил так: «О Спитама Заратуштра! Когда демон с растрепанными волосами из отродьев Айшмы станет известен в восточной стороне, сначала черный знак станет явным, и Хушедар, сын Заратуштры, родится из озера Фраздан.
14. Это будет, когда он придет на совещание со мной, Хормаздом, о Спитама Заратуштра, в направлении Китая, как об этом сказано одним из индусов, тогда родится принц (кай) рода кайанидов, он приблизится к женщине (?), и религиозный принц родится у него, и он назовет его именем Вархаран Варджаванд, некоторые говорят, Шапур.
15. Известие об этом может прийти на землю ночью. Когда этот принц родится, с неба упадет звезда и покажет знак.
16. Дад-Хормазд сказал, что в день Вад месяца Абана его отец умрет, он будет воспитан служанками царя, и женщина станет правителем.
17. Этот принц, когда ему будет 30 лет, говорил он далее, пойдет с бесчисленными знаменами и различными армиями Индии и Китая, и с поднятыми знаменами и оружием они будут спешить до реки Вех, некоторые говорят, что до страны Бамбо, до Бухары и в пределах Бухарского берега, о Спитама Заратуштра!
18. Когда звезда Юпитер придет в верхнюю точку (балист) и свергнет Венеру вниз, верховная власть придет к принцу.
19. Многочисленные его защитники, вооруженные и с выставленными знаменами, как говорят одни, из Сагистана, Парса и Хорасана, другие говорят — с озера в Падашваргаре, третьи говорят — из Хиратиса и Кохистана, иные утверждают — из Тапаристана, из всех этих направлении каждая мольба о ребенке станет видна.
20. В связи с выставленным знаменем и очень многочисленной армией, которыми был вооружен человек, защитники и солдаты из стран Ирана в Падашхваргаре — о ком я го-ворил тебе, что они призывают и Курд и Карман — было объявлено, что они будут убивать в военной операции чрезмерное количество под тем же знаменем ради этих стран Ирана.
21. Эти отродья Айшмы и обширная армия Шедаспиха, имена их — двуногий волк и подпоясанный кожей демон на берегу Арванда, проведут 3 битвы. Одна — в Спэдразуре, другие — в долине Нишанак. Сказано, что одна будет у озера трех народов, а третья битва — в сияющем Марве, другие, говорят,— в Парсе.
22. Для поддержки стран Ирана придет бесчисленная армия востока с поднятыми знаменами, у них будут знамена из шкуры тигра и из развевающейся белой ткани. Их бесчисленные конные войска пойдут к затаившимся в убежищах демонам и будут убивать так, что тысяча женщин после этого сможет увидеть и поцеловать лишь одного мужчину.
23. Когда будет конец времени, о Спитама Заратуштра, этих врагов будет уничтожено так много, сколько гибнет корней и опадает листьев на растениях в ночь наступления холодной зимы. Они будут восстанавливать эти страны Ирана, которые я создал.
24. Быстро принесется сам Злой Дух, вместе со злейшими отродьями демонов, и Айшма с копьем ярости. Они придут на помощь этим демонопоклонникам и дурным созданиям Айшмы, о Спитама Заратуштра!
25. И я, Создатель Хормазд, пошлю ангела Нарьясанга и праведного Сраошу в Кангдез, который создал сияющий Сиявуш, к Читро-мийяну, сыну Виштаспы, хварны Кавиев, справедливому восстановителю религии, сказать так: «Иди вперед, о сияющий Пешотан, к этим странам Ирана, которые я, Хормазд, создал, освяти огонь и воды для Хадокхта и Дваздах-хомаста, т. е. отпразднуй их с огнем и водами, как это предназначено огню и водам!»
26. Нарьясанг (проследует) с праведным Сраошей от доброго Чакад-и-Даитик до Кангдеза, созданный сияющим Сиявушем, изречет так: «Выходи, о сияющий Пешотану! О Читромийян, сын Виштаспы, хварны Кавиев, справедливый восстановитель религии! Выступай в эти страны Ирана, которые я, Хормазд, создал! Восстанови снова трон верховной власти религии!»
27. Эти Духи пройдут дальше, и они умиротворят их, сияющий Пешотану с хаомой проведет Дваздах-хомаст со 150 праведными, своими сторонниками, одетыми в мех черной куницы, и их одеяние будет словно соткано из Святого Духа.
28. Они подойдут со словами: «Хумат, Хукст, Хуваршт» и освятят огонь и воды. С сияющим Хадокхтом они прославят меня, Хормазда, и Амеша-Спента и после этого треть врагов будет уничтожена.
29. Сияющий Пешотану пойдет дальше со 150 последователями, облаченными в мех черной куницы, и они справят ритуалы: (1) Гадман-хоманд («хварноносный») —ритуал огня, который они называют Рошано-керп («светящиеся формы»), установленный в назначенном месте; (2) торжественный ритуал огня Фробаг, Хаурвата и Амертата; (3) ритуал с помощью участия священников, которые встанут и помолятся над священными прутьями (барсманами). Когда они проведут ритуалы Хаурвата и Амертата, произнося мантры, третья треть врагов уничтожится.
30. Пешотану, сын Виштаспы, выступит при поддержке трех огней Атаров — Фробаг, Гушнасп и Бурзин Михр — к великим храмам идолов и жилищу демонов. И злой дух Айшма с копьем ярости и всеми демонами и их злыми народами (их преемниками) отправятся в глубочайшую бездну ада, а их храмы (идолов) будут разрушены сияющим Пешотану.
31. И я, Создатель Хормазд, с бессмертными Святыми приду на гору Хукайрьяд, и я повелю бессмертным Святым, чтобы они сказали ангелам духовного существования: «Помогите сияющему Пешотану!»
32. Митра широкопастбищный, мощный Сраоша, Рашну справедливый, могучий Вертрагна, Арштат победоносная и Слава маздаяснийской религии, вдохновитель молитв (ниранг), устроитель мира,— все отправятся на помощь Пешотану в соответствии с порядком, который я, Творец, создал.
33. Злой Дух от лица мрачного демоновского отродья вскричит Митре: «Оставайся наверху в истине, о Митра широкопастбищный».
34. И тогда Митра широкопастбищный так ответил: «Из тех 9 тысяч лет существования, в течение которых вначале был Ажи-Дахак злой религци, Фрасияб из Турана, Александр-румиец, этот период в тысячу лет демонов с растрепанными волосами и подпоясанных кожаными ремнями — это более чем умеренное (мягкое) правление, которое можно себе представить».
35. Услышав это, Злой Дух придет в замешательство. Митра широкопастбищный поразит Айшму с копьем ярости, приводя его в оцепенение, и Злой Дух вместе со всеми демонами и нечистью унесется в темнейшие глубины ада.
36. И вскричит Митра широкопастбищный сияющему Пешотану: «Тебе надо уничтожить и разрушить до основания храмы идолов, обиталище демонов! Иди в те страны, которые я, Хормазд, создал, и восстанови снова трон верховного правления религии над грешниками! Когда они тебя увидят, они ужаснутся».
37. Сияющий Пешотану пойдет вперед, и огни Фробаг, Гушнасп и победоносный огонь Бурзин Михр будут поражать демонов огромной силой. Они уничтожат храмы идолов — обиталище демонов. Затем Пешотану со своими правоверными спутниками отслужит службу, приготовит барсманы, проведет Дваздох-хомаст и восхвалит меня, Хормазда, и Амеша Спента. Так я предсказываю.
38. Сияющий Пешотану пойдет в страны Ирана, которые я, Хормазд, создал, к рекам Арванд и Вех, и когда грешники увидят его, они ужаснутся, те, которые потомки тьмы и недостойные.
39. А относительно Вархарана Варджаванда известно, что он придет в свете хварны и будет придерживаться Вандидкхим («сдержанный характер») и ему поручат место мобедана-мобеда, истинного толкователя религии, он восстановит заново те страны Ирана, которые я, Хормазд, создал. Он изгонит из мира алчность, нужду, ненависть, гнев, вожделение, зависть, злобу.
40. Пройдет период волка и наступит период овцы. Восстановят огни Фробаг, Гушнасп и Бурзин Михр в надлежащих местах, и их будут должным образом снабжать дровами и благовониями. От этого Злой Дух, демоны и потомки мрака придут в замешательство и потеряют сознание.
41. И тогда сияющий Пешотану скажет так: «Пусть будут уничтожены демоны и карапаны. Пусть дьявольская сила и мерзость демонов будет уничтожена! Пусть отродья мрака будут уничтожены! Пусть процветает и благоприятствует Слава маздаяснийской религии! Пусть семьи свободных и справедливых, те, кто делает добрые дела, процветают! Пусть трон религии и верховная власть обретут достойного восстановителя!»
42. Сияющий Пешотану выступит вперед вместе со 150 последователями, каждый из которых одет в мех черной куницы, и они овладеют троном истиннои религии и верховной власти».
43. Сказал Хормазд Спитаме Заратуштре: «Вот что я предсказываю. Конец твоего тысячелетия будет началом тысячелетия Хушедара.
44. О Хушедаре сказано, что он родится в 1600 г. и в 30 лет он придет ко мне, Хормазду, на совет и получит религию.
45. Когда он выйдет после встречи со мной, он закричит быстроконному Солнцу: «Остановись!»
46. Быстроконное Солнце остановится на 10 дней и ночей, и когда это случится, все люди мира помирятся через маздаяснийскую веру.
47. Митра широкопастбищный скажет Хушедару, сыну Заратуштры, так: «О, Хушедар, восстановитель истинной религии, крикни быстроконному Солнцу, чтобы оно пошло, так как темнота настала в районах Арзах и Савах, Фрададафш и Видадафш, Ворубаршт и Воругаршт и блистательном Хванирасе ».
48. Хушедар, сын Заратуштры, закричит Солнцу так: «Солнце, двигайся!»
49. Солнце быстроконное начнет двигаться, и Варджаванд и все люди полностью уверуют в добрую религию маздаяснийцев.
50. Хормазд сказал так: «О Спитама Заратуштра! Так я предсказываю, и так творение вернется обратно в правильное состояние».
51. Незадолго перед концом тысячелетия Пешотану, сын Виштаспы, рода Кавиев, проявится и прошествует с триумфом. Те враги, которые полагались на злобу, такие как (турки, арабы, румийцы?— ед. ч.) и такие же низкие, кто будет властвовать над Ираном с высокомерием, притеснением, враждебным отношением к верховной власти, разрушат огонь и ослабят религию. Они (враги) передадут свою власть и удачу ему (Пешотану) и всем, кто примет закон и религию добровольно, иначе их уничтожат до конца всего тысячелетия.
52. Впоследствии, когда настанет тысячелетие Хушедар Маха, через Хушедар Мах творения продвинутся вперед. Хушедар Мах полностью уничтожит врага змеиной природы, и Пешотану станет верховным священником этого мира.
53. В тысячелетие Хушедар Маха человечество станет столь опытным в медицине и будет использовать навыки на практике, что когда [люди] будут находиться на волоске от [естественной] смерти, они не будут умирать сразу же, а также и тогда, когда их будут поражать мечом или ножом.
54. Впоследствии тому, кто попросит о даре, ссылаясь на еретиков, отличия греховности и еретичности, его не дадут.
55. И Ахриман через эту злость поднимется на гору Демавенд, которая находится в введении Бевараспа, и прокричит так: «Прошли 9000 лет, и Феридуна нет в живых уже. Почему ты не восстал, хотя все оковы твои не убраны, когда мир полон людей, выведенных из вары Йимы?»
56. После того как отступник (Ахриман) прокричит: «Почему ты не поднимаешься?», Ажи-Дахак встанет перед ним, но из-за страха перед человеком, похожим на Фаридуна в теле Фаридуна, он вначале не снимет свои кандалы с ног и не вытащит кол из тела, пока Ахриман сам не снимет их с него.
57. Сила Ажи-Дахака возрастет, оковы устранятся с его туловища, и его необузданность остается, он тотчас на месте проглотит отступника (?) и бросится в мир совершать грехи. Он совершит множество грехов, достойных сожаления, он проглотит треть человечества, рогатого скота, баранов и других созданий Хормазда. Он поразит воду, огонь, растения и совершит тяжкий грех, достойный сожаления.
58. Впоследствии вода, огонь и растения предстанут перед Хормаздом, господином, в жалобе и станут так просить: «Сделай Фаридуна снова живым! Так, чтобы он мог уничтожить Ажи-Дахака. Если ты, о Хормазд, не сделаешь этого, то мы не сможем существовать в мире». Огонь сказал так: «Я не буду греть», а вода сказала так: «Я не буду течь».
59. И тогда я, Создатель Хормазд, скажу Сраоше и ангелу Нарьясангу: «Разбудите тело Сама Керсаспы, будите его, пока он не встанет».
60. Тогда Сраоша и ангел Нарьясанг пойдут к Керсаспе, трижды прокричат, и только с четвертого раза Сам встанет с триумфом и пойдет на встречу с Ажи-Дахаком.
61. Сам не будет слушать его слов и победоносной дубиной ударит его по голове, поразит и убьет его. Потом опустошение и несчастье покинут мир, в то время, пока я делаю начало этого тысячелетия.
62. Тогда Сошиант сделает творения снова чистыми, и произойдет Воскресение и будущее существование».
63. Да будет конец мирным, в удовольствии и радости! по воле Бога (Йаздана)! Да будет так! Да будет более того!
Перевел с английского языка Константин Старостин