2001 год
Лариса Захарова
В предыдущих номерах журнала «Митра» мы рассказывали об одном из святилищ зороастрийской веры — древнем городе Персеполе, его предыстории, и о том, что он был построен исключительно для проведения в нем главного зороастрийского праздника — Навруза — Нового года, о том, как праздничное шествие проходило определенным образом, через здания этого города, где на восходе Солнца проводились религиозные ритуалы — очищение, вознесение молитв, причастие, преподношение подарков и т.д.
Этот город являлся варой, т.е. священным защитным местом на Земле, где проигрывалась новогодняя мистерия, где рождался Новый день Нового года.
Для зороастрийцев современного мира каждая частичка этого города, его архитектуры, искусства является не только доказательством древности и величия зороастрийской религии, но и имеет глубокое символическое значение, о чем свидетельствует тот факт, что в архитектуре многих современных зороастрийских молитвенных домов в разных точках земного шара используются декоративные элементы, заимствованные из Персеполя.
В этом номере журнала мы завершаем статью об удивительной истории Персеполя, но не заканчиваем публикации на эту тему, так как несмотря на то, что он был беспощадно разрушен, его история продолжается.
-----------------------------------------------------
Лестница, ведущая в трипилон, украшена по внешнему фасаду торжественным шествием «бессмертных», а по внутреннему — шествием слуг, несущих баранов, сосуды и бурдюки с вином. У входа на лестницу повторена та же символическая сцена весеннего равноденствия — нападение льва на быка. На других лестницах, ведущих на террасу трипилона, изображены зерванитские жрецы-маги с культовыми цветами в руках, а также непринужденная процессия персидской и мидийской знати. Дверные проемы трипилона занимает торжественная сцена «тронного приема» — Дарий сидит на троне, поддерживаемом тридцатью двумя представителями подвластных народов. За троном Дария стоит его сын и наследник Ксеркс. Вся композиция увенчана крылатым солнечным диском с Ахура Маздой в центре, держащим в руке царский венец, возможно, олицетворяющий хварну. Через этот символ также проявлялся и Фравахар Заратуштры, поскольку считалось, что именно на крыльях орла Заратуштра увидел бессмертных святых. Иконография этого изображения во многом была заимствована у ассирийцев, однако, со времен Ахеменидов, оно становится специфически зороастрийским символом.
В ахеменидскую эпоху все рельефы были раскрашены в яркие цвета и инкрустированы бирюзой и темно-синим лазуритом. В основном использовались минеральные красители — красный из окиси железа, зеленый — из малахита, силикатная синяя краска, ляпис-лазурь, желтый, близкий к золоту. Так, например, символ Ахуры Мазды был раскрашен следующим образом: платье, тиара и перья средней части крыльев — красные, остальные — зеленые, оторочка рукавов платья — синяя, центральный диск, из которого вырастает фигура, — желтый, волосы и борода — черные. Рельефы трипилона, в свою очередь, были раскрашены в яркокрасный и бирюзовый цвета, а также были покрыты золотом. Фигуры царей, сановников, символические изображения Ахуры Мазды были декорированы различными украшениями - золотыми браслетами, серьгами, ожерельями, бороды, возможно, были отделаны бронзой и лазуритом. Так что можно себе представить, насколько красивым и ярким был Персеполь два тысячелетия тому назад.
Несколько позже, во времена конца правления Ксеркса и при Артаксерксе, был возведен еще один грандиозный дворец — «Тронный зал», или зал «Ста колонн». Сюда попадали через восточные «Ворота Всех Стран». Кроме этого, в Персеполе находилось множество зданий для различных целей — это были административные учреждения, склады, помещения, где расквартировывался гарнизон и т. д. Среди этих сооружений находится обширный комплекс сокровищницы, где в особых камерах с невиданной толщины стенами хранились наиболее ценные царские сокровища, стекающиеся отовсюду в это «сердце империи» — казна персидских царей, архивы, драгоценные металлы, одежда, мебель, предметы доахеменидского периода и тому подобные вещи. В заповеднике Персеполя находился также зверинец, есть все основания полагать, что огороженные царские охотничьи заповедники сасанидских царей были основаны еще во времена Ахеменидов.
Восточный вход трипилона. Символ Ахуры Мазды или Фравахара Заратуштры
Пройдя трипилон, новогодняя процессия следовала во дворец Дария «тачару», как он называется в надписях Дария, где происходил, очевидно, торжественный банкет. Все каменные поверхности банкетного зала были настолько гладко отполированы, что его еще называют Зеркальным. Наряду с повторяющимися сценами нападения льва на быка во дворце есть несколько изображений царя, побеждающего символы зла — крылатых сказочных чудовищ с полульвиным обликом и со скорпионьим жалом.
Ахеменидские цари закатывали грандиозные пиршества — хозяйственные тексты из Персеполя фиксируют выдачу для царских пиров одновременно более 100 тыс. литров зерна и сотен голов окота. Невольно вспоминается сообщение Афинея в «Пире Мудрецов» о том, что персидский царь ежедневно дает обед на 1,5 тыс. человек и стоимость таких обедов доходила до 400 талантов (около 12 т) серебра. Однако, быть может, в особых случаях царь был единственным обитателем дворца, что свидетельствует об интимном назначении дополнительных покоев — рельефы изображают здесь слуг, несущих кувшинчик с духами или притираниями, сложенные полотенца, метелочку от мух из бычьего хвоста и прочие вещи. Фасад дворца выходил в большой сад, который царь возделывал собственноручно, так как это считалось очень благим делом.
Терраса города была окружена массивной стеной из сырцового кирпича, но ни высотой, ни мощью укрепления Персеполя не соперничали с вавилонскими, ибо персы завоевали все царства Востока, во всех землях и городах стояли персидские гарнизоны, и не было больше на свете силы, способной взять в осаду священную столицу. Укрепления служили не столько защитой от врагов, сколько оградой от тех, кому вход в священный город был закрыт все дни, за исключением торжественных.
На строительных работах в Персеполе было занято одновременно около 4 тыс. человек, а его сооружение велось более 50 лет, поэтому поселение на равнине внизу террасы было когда-то довольно большим городом, где постоянно проживали правители и их вельможи, а также многочисленные строители и рабочие, которые должны были следить за состоянием зданий, ремонтировать их, держать в порядке дренажную систему и ухаживать за садами, разбитыми на террасе и в ее окрестностях. По словам Страбона, Персе- поль был самым благоустроенным городом и выделялся красотой своих зданий, а по величине уступал лишь Сузам. Царские работники, так называемые «курташ», состоящие из представителей покоренных персами народов, получали довольно высокую плату, особенно во времена Ксеркса. Она в три—четыре раза превышала оплату подобного труда в соседних странах, кроме того, работникам выдавали еще и продукты — зерно, пиво, растительное масло и мясо. Так что заинтересованность работников в количестве и качестве работы была очевидна, что делало царское хозяйство очень эффективным.
Видимо, никогда не рассеются окончательно тайны, окутывающие сооружения Персеполя. Незаполненными остались многочисленные панели, специально подготовленные для царских надписей, некоторые рельефы снимали с их первоначальных мест и переносили в другие места, иногда нарушая композицию. Так, например, во время правления Ксеркса с центральной части лестниц ападаны были перенесены на малозаметное место к сокровищнице рельефы, изображающие Дария, сидящего на троне, и самого наследника — Ксеркса. Также был раскопан намеренно уничтоженный в эпоху Артаксеркса I дворец его предшественника, найдены остатки живописи по глиняной штукатурке, и намеренно разрушенные и сброшенные с платформы алтари, увенчанные двумя рогами и имеющие очень далекие малоазийские аналоги. На эти и многие другие загадки ученые не в силах ответить.
В Персеполе была открыта знаменитая «Антидэвовская» надпись Ксеркса на трех языках, высеченная на трех сторонах камня. «Бог великий Ахура Мазда, который создал эту землю, который создал это небо, который создал человека, который создал благоденствие для человека, который создал Ксеркса царем, единым над многими царем... Там, где прежде дэвы почитались, там совершил я поклонение Ахура Мазде, и Арте Небесной, И другое было, что делалось дурно, я сделал, чтобы было хорошо... Ты, который со временем подумаешь, «Чтобы мне быть счастливым при жизни и чтобы мне по смерти быть приобщенным к Арте», следуй тому закону, который Ахура Маздой установлен, чти Ахура Мазду и Арту Небесную. Человек, который следует тому закону, что установлен Ахура Маздой, и чтит Ахура Мазду и Арту Небесную, он и при жизни будет счастлив, и по смерти приобщится к Арте».
Северная сторона Тронного зала «Тронный прием».
«Антидэвовская» надпись свидетельствует о том, что уже в эпоху Ксеркса зороастризм начинает становиться государственной религией империи. Это подтверждает еще и тот факт, что Артаксерксом I официально, для гражданского летоисчисления, был введен зороастрийский календарь.
Под государственной религией Ахеменидов у большинства историков принято считать некий «сплав» маздаяснизма мидийских царей, религии зерванитских магов, древней арийской религии персов и веры рода Ахеменидов. Разбирая этот временной отрезок, ученые разделяют «ахеменидский» зороастризм, зерванизм и маздаяснизм, противопоставляют «гатические» и «младоавестийские» традиции, вообще сомневаются, были ли Ахемениды зороастрийцами и т. д. и т.п. На самом же деле зороастризм — очень цельная религия, имеющая экзотерическое (т.е. внешнее, открытое всем) учение и сакральное, глубинное учение, о котором практически нет научных сведений, письменных источников и доказательств, что и приводит ученых к многочисленным заблуждениям. Определенную запутанность в историю ахеменидского времени еще вносит и тот немаловажный факт, что основные источники информации, на которые приходится ориентироваться исследователям, принадлежат греческим авторам. По понятным причинам греки не могли беспристрастно относиться к империи, которая поглотила греческие колонии в Азии и неоднократно нападала на материковую Грецию, кроме того, они не допускались к святая святых персов. Так, например, о Персеполе они знали только по слухам, хотя достаточно хорошо были осведомлены о таких городах, как Вавилон, Экбатаны и Сузы. Так что, достоверность значительной части греческих высказываний о жизни, а тем более религии иранцев, очень сомнительна.
Дарий I побеждает чудовище
На фоне веселых богов Греции и зловещих богов Египта, учение о добре и зле казалось грекам странным, ибо они не были склонны к морализации, а веротерпимость Ахеменидов они считали сродни беспорядку в персидской армии. Персы, в свою очередь, по-видимому, тоже презирали практичных торговцев-греков, в таких областях общественной жизни, как управление, стабильная правительственная политика и терпимое отношение к различным расам и учениям, успехи иранцев затмевали достижения греческих городов-государств. Иран и Греция воплощали две противоположные идеологии, и конфликты и войны между ними с переменным успехом, иногда с перемириями, продолжались долгое время. После Артаксеркса I престол персидской империи сменило множество Ахеменидских царей, некоторые из них не оставили заметного следа в истории.
В 336 г. до н. э. к власти пришел Дарий III, по прозвищу Кодаманн. Ему суждено было стать последним Ахеменидским царем Ирана. В этом же году царем Македонии стал сын Филиппа II, Александр, которого зороастрийская легендарная история назовет впоследствии «проклятым Искандером», одним из трех «наизлейших дэвовских дэвов», созданных Ахриманом.
В 331 г. до н. э. Александр Македонский покинул завоеванный им Египет, прошел через Сирию, пересек Тигр и Евфрат и у поселка Гавгамелы встретился с персидским войском Дария III. Эта битва стала решающей — персы потерпели сокрушительное поражение. Дарий бежал и страна была обречена на разграбление. Александр Македонский коронуется на престол в Вавилоне, затем захватывает Сузы, а 1 февраля 330 г. до н. э. он занимает Персеполь.
Поселение, расположенное у террасы Персеполя, было жестоко разграблено, а жители его уничтожены. Историки Александра сообщают об огромной добыче: 120 тыс. талантов (3600 т) серебра, 8 тыс. талантов (240 т) золота, неисчерпаемых запасах драгоценностей и предметов из золота. Уходя из Персеполя, «самого ненавистного из городов Азии», олицетворяющего весь чуждый и враждебный грекам древневосточный мир, завоеватели предали огню величественный дворец — ападану, отомстив тем самым за разрушение Афин во время военных походов Ксеркса I.
Дарий на троне, за ним — его наследник Ксеркс. Рельеф, перенесенный к сокровищнице с лестницы ападаны
Диодор и Плутарх описывают это событие так. Празднуя победу, Александр устроил для друзей в Персеполе богатое пиршество. «Товарищи его походов щедро угощались, и чем дальше шла пирушка, тем больше люди пьянели, и, наконец, длительное безумие охватило души упившихся. Одна из присутствующих женщин, Фаида, родом из Аттики, любовница Птолемея, в будущем царя Египта, сказала, что за все, что она претерпела, скитаясь по Азии, она получит награду в тот день, когда сможет поиздеваться над гордыней персидских царей и что из всех дел, совершенных Александром, самым прекрасным будет сожжение царского дворца. ...Поднялись крики и аплодисменты, сотрапезники стали уговаривать и подгонять друг друга. Царь, увлеченный общим порывом, вскочил и с венком на голове и факелом в руках пошел впереди. Спутники его веселой толпой с криками окружили дворец... После царя Фаида первая метнула во дворец зажженный факел; то же самое сделали и другие, и скоро дворец и все вокруг было охвачено пламенем» [5. с. 20].
Хотя Александру Македонскому понадобилось еще несколько лет для того, чтобы окончательно подчинить Иран, пожар самого известного в империи дворца-храма явился символом падения великой державы Ахеменидов. Дарий III Кодаманн был предательски убит во время бегства своим же бактрийским наместником Бессом. Во время пожара погиб царский список «Авесты», выполненный «золотом на 12000 бычьих кожах», кроме того, войском Александра было уничтожено множество зороастрийских жрецов и священнослужителей, а с ними были навсегда утрачены многие древние произведения, передававшиеся в те времена только изустно.
В Персеполе Александр Македонский оказался на половине своего пути как во времени, так и в пространстве, отсюда, вопреки желанию своих соратников, он повернул не на Запад, а на Восток, пронесся через всю Центральную Азию, вплоть до реки Инд, и создал крупнейшую мировую монархию древности, которая, однако, распалась сразу после его смерти. Падение Персеполя явилось концом Ахеменидской эпохи и началом эпохи эллинизма, эпохи античной Греции.
Вскоре после сожжения Персеполя, территорию его вновь заселили персы, а некоторые дворцы наскоро отстроили. Во времена Сасанидов, которые считали свое государство прежним царством Ахеменидов, Персеполь снова превратился в большой ритуальный город, однако, в VII в. н. э. после нашествия арабских армий мусульман, очень враждебно относящихся к зороастризму, город опять был опустошен. Последующая история Персеполя связана лишь с его развалинами, в настоящее время, несколько десятилетий назад, город был отреставрирован и восстановлен, конечно, насколько это было возможно.
Таким образом, Персеполь повидал на своем веку достаточно вандализма и варварства, но он видел и небывалый рассвет зороастризма, древнего арийского учения о добре и зле, которым он сам пропитан насквозь. И несмотря ни на что, мистерия этого необыкновенного города продолжалась и будет продолжаться вновь, один раз в год, в день весеннего равноденствия, когда на восходе Солнца наступает Новый год...
Библиографический список
- Бродский Б. И. Жизнь в веках. М., 1983.
- Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.
- Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневеково- го Ирана. СПб., 1998.
- Уилбер Д. Персеполь. М., 1977.
- Уилер М. Пламя над Персеполем. М., 1972.