2001 год
В конце ноября 2000 г. наш город посетила семья потомственных зороастрийцев, парсов из Бомбея: доктор Руми Кейкобад с супругой Парвиз, тоже врачом, и их дочерью Мазаарин, недавно закончившей медицинский колледж и получившей диплом. Они познакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга: побывали в Эрмитаже, Храме Спаса на Крови, городе Пушкине.
Во время пребывания гостей в городе погода выдалась на редкость холодная и ветряная. Возможно, им впервые пришлось оказаться в столь суровом климате, ведь в Индии практически не бывает таких зим. Но это, однако, не помешало гостям из Индии встретиться с петербургскими зороастрийцами. И эта встреча оказалась удивительно теплой, интересной и познавательной для обеих сторон.
Пророк Заратуштра, стеклянный витраж.
Бомбей, Индия
На встрече с гостями из Индии присутствовало несколько общинников Санкт-Петербурга, беседа велась на английском языке с помощью Татьяны Фурман в качестве переводчика. Нам было очень интересно узнать, как живут зороастрийцы в Индии, как они исполняют традиционные ритуалы. Индийские зороастрийцы рассказали о себе, ответили на вопросы о ритуальной одежде, о проведении ежедневных богослужений, праздников и обряде повязывания пояса кушти. Особенно приятно нам было узнать, что парсы соблюдают вековые обычаи, завещанные предками, и им удалось сохранить священные принципы зороастрийской религии как живую традицию.
Основной постулат веры потомственных зороастрийцев: «Благая мысль — Благое слово — Благое дело». Они почитают предков, свои молитвы они обращают к Ахуре Мазде — творцу мира. Все зороастрийцы проходят обряд повязывания священного пояса кушти. Мальчикам пояса повязывают в 7-15 лет, девочкам немного раньше — в 7-12 лет. Пояс состоит из 72 нитей, белых, тонких, круглых. Пояса повязываются на судрех — тонкую рубашку из чистого белого хлопка. Белый цвет символизирует чистоту души и тела. Пояса разной длины и рубашки продаются в магазинах, но есть и самошитые, они лучше, так как не всегда машина может воспроизвести все нужные детали. Пояса практически не снимают, можно находиться без пояса не более 7 мин. Во время нечестивой Гех женщины повязывают старенькие пояса, бывшие в употреблении. Пояса перевязываются три раза в день: утром, вечером и всегда после душа. Пояс выполняет защитную функцию.
У нас ритуал повязывания пояса проходят взрослые люди, многие из которых ранее не были зороастрийцами. И пояса мы плетем либо сами, кто решил стать «поясоносцем», либо это делают хорбады. В отличие от парсов Индии, у нас пояса — трехцветные: желтый символизирует связь с духовным миром (Благая мысль), красный — с проявленным (материальным) миром (Благое дело), синий — с промежуточным миром, объединяющим духовный и материальный миры (Благое слово). Эти же цвета — желтый, красный и синий — присутствуют в трехцветном флаге парсов, потому что это цвета Ахунвара, главной зороастрийской молитвы. Для нас все это очень важно. Пояс повязывается с молитвой на белую рубашку.
В каждом зороастрийском доме в Индии есть домашний алтарь (масляный) и огонь поддерживается круглосуточно. В Бомбее есть зороастрийский храм и раз в неделю зороастрийцы ходят туда, только обязательно после душа. Они специально готовятся для этого. Очень большую заботу они проявляют о чистоте своего тела и жилища. Зороастрийские кварталы в Бомбее отличаются от остальных Они значительно чище и более зеленые. Их тщательно убирают. Кроме того, в Индии есть такой интересный обычай: имеются специальные трафареты с пожеланиями (на каждый день — свой трафарет) и сквозь них высыпают мел в углы дома. Эти надписи-пожелания могут быть адресованы себе лично и миру, они защитного характера. И их делают не только в домах, но и в саду, на дорожках. Каждый день проводят уборку в доме и высыпают новые пожелания.
Порядок проведения ритуального богослужения в Индии отличается от нашего: читает «службу» обычно один священник, а остальные сидят и слушают. У нас все зороастрийцы участвуют в проведении службы — читают молитвы и мантры вместе со священником хором.
В Бомбее есть целые кварталы, заселенные зороастрийцами. Часто бывает так, что если кто-то из зороастрийцев разбогатеет, он покупает большой дом, где есть квартиры не только для него лично, но и для единоверцев. Предпочтение при этом отдается зороастрийцам-молодоженам из потомственных зороастрийских семей. Чтобы не прерывалась преемственность поколений, молодые зороастрийцы стремятся выбрать мужа или жену из своих единоверцев. При этом считается, что если мужчина-зороастриец женится на девушке-не зороастрийке, то его жена после свадьбы принимает религию мужа и дети принадлежат мужчине даже в случае развода. Если девушка из зороастрийской семьи выходит замуж за «чужака», то ее дети уже не принадлежат традиции, а она сама может соблюдать все ритуалы, но выходит из общины.
Гости из Бомбея очень сожалели о том, что в Индии сейчас наметилась тенденция к заключению брака «не со своими», в результате чего количество потомственных зо- роастрийцев сокращается. Чтобы остановить этот процесс, в диаспоре предпринимаются определенные меры для поддержки молодых зороастрийских семей. Гостям было приятно узнать, что у нас интерес к зороастризму растет и численность зороастрийской общины хотя и медленно, но пополняется.
Из зороастрийских праздников в Индии самым значимым, как и у нас, является Новруз, но празднуют его обычно два раза в год — весной и осенью. В праздниках обычно принимает участие большое количество народа, в это время дома украшают живыми цветами.
Посты парсы практически не соблюдают, только в месяц Вохумана едят преимущественно рыбу, а мясо исключают из рациона.
Если жена священника рожает ребенка, то после родов она в течение месяца не может перешагнуть порог дома и должна пройти обряд очищения.
Специальной зороастрийской школы нет. Дети учатся в обычной школе. Зороастрийские семьи не многочисленны. Как правило, в семье один-два ребенка.
В районе проживания зороастрийцев издается журнал, газеты, где освещаются основные события.
Для обмена информацией мы подарили гостям предыдущие номера журнала «Митра». В заключение участники встречи все вместе прочитали «Ахунвар», основную молитву зороастрийцев всего мира.
После отъезда гостей переводчик Татьяна Фурман, которая общалась с ними больше остальных общинников, отметила: «Гости из Индии не ожидали того, что они здесь увидели. Они были приятно удивлены, встретив в Санкт- Петербурге своих единоверцев».
Встреча с гостями из Индии оказалась очень познавательной для обеих сторон. Нам удалось узнать много нового и интересного об особенностях зороастрийской традиции.
Хотелось бы, чтобы подобные встречи проходили чаще, чтобы у нас была возможность для обмена информацией и опытом с потомственными зороастрийцами, сохранившими на протяжении веков преемственность в передаче религиозной традиции от родителей к детям.
Галина Соколова