Жизнь и учения Святого Заратуштры

«Ushta no zato Athrava уо Spitamo Zarathustro, Yehe zathaecha vakshaecha urvasen apo urvaraoscha, Yehe zathaecha vakshaecha ukshin apo urvaraoscha, Yehe zathaecha vakshaecha apam vijasaiti vanguhi, Daena Mazdayasnish vispaish avi Karshvan Yaish hafta».

Приветствую! Заратуштра Спитама Был рожден для нас атраваном. С его рождением и возмужаньем Вода стала течь и деревья расти в восхищеньи.
С его рождением и возмужаньем В восторге воды, реки и деревья. С его рождением и возмужаньем Высокочтимая вера Ахуры Распространилась так далеко, как теченье ручьев В Хафта-Кешварских землях, с тех времен.
(Фравардин Яшт)

Мне доставляет большое удовольствие возможность выступить перед вами и рассказать о жизни и учении Святого Пророка Заратуштры Спитамы, широко известного также под именем Зороастр.
Среди пророков всего мира духовный статус Заратуштры уникален. Он был мировым наставником, чья миссия состояла в том, чтобы осветить все человечество духовно. Само слово «Заратуштра» означает «освещение, просвещение». «Зарат» означает золотой - духовный, и «уштра, устра» означает свет. Таким образом, «Заратуштра» означает тот, кто дал духовный свет.
На заре цивилизации Гэуш-Урван, душа творения, жаловался Ахура-Мазде (Господу Богу) на гнев и ярость, раздор и угнетение, жадность и злобу, зависть и ненависть, сделавшие жизнь человека на земле жалкой, и Бог в Своей Бесконечной Мудрости послал Заратуштру как Искупителя.
Пришествие Заратуштры было всеобъемлющим проявлением Божественного Плана нового цикла духовной и этической эволюции человечества. Появление Заратуштры было предсказано задолго до его прихода в этот мир. Согласно литературе на среднеперсидском языке, за три тысячи лет до появления религии Дух Земли стал свидетелем видения в раю «фраваши» пророка Заратуштры. В Ясна 29 имеется описание великого видения, в котором Заратуштра взирает на Гэуш-Урвана, душу творения, взывающего к Рату, духовному лидеру. В конце этого видения, Заратуштре самому поручается великая миссия - осветить человечество духовно.
Согласно традиции, Заратуштра был рожден в городе Раи в провинции Азербайджан, в нескольких сотнях километров от Тегерана. Он жил более восьми тысяч лет назад. Его религия вдохновила иранскую нацию на высочайшие идеалы жизни. Он принес всему человечеству истину надежды и любви, и эта истина будет жить вечно. Заратуштра был не просто наставником в Иране много тысяч лет назад, он был воистину мировым пророком, пророком человечества, чья миссия состояла в том, чтобы осветить духовно все живые души. Так же, как и его любовь, его Благая Весть предназначена для всего человечества и для всех времен. Она значима для нас и сейчас в современном мире. Духовное учение Заратуштры имеет огромную важность благодаря исторической значимости и его истинной религиозной, этической, философской и духовной ценности.
Заратуштра был великим духовным реформатором и основателем новой религии. Он провозгласил Божественное Благовестие, никогда до того не слышанное человечеством.
Благодаря внутреннему духовному зрению он знал действие непреложного Божественного закона истины, опыт и вечное присутствие единого бессмертного и всеведущего высшего начала.
Заратуштра был первым в мире пророком, провозгласившим чистый монотеизм, он дал глубинное представление о Верховном Божестве - Ахура-Мазде. Монотеизм - это вера в одно высшее начало, бессмертное и всеведущее. Человек должен обладать непоколебимой верой в это единое высшее начало.
Гаты, Божественные песни, древнейшие из существующей литературы на авестийском языке, - это драгоценное духовное наследие зороастрийцев, которое атраваны сохранили по сей день благодаря чтению и записи. Главная цель Священных Гат состоит в том, чтобы разбудить в человеке высшее Понимание его многообразных отношений с Богом и миром. В своих Священных Гимнах Заратуштра стремится вдохнуть неугасаемую веру в живого Бога в сердца всего человечества.
С позиции лингвистики а также других наук, Гаты тесно связаны с самыми ранними частями Ригведы. Эти Священные Гимны, разделенные на семнадцать глав, не были все написаны сразу и в одно время. Это составные части, принадлежащие различным периодам в жизни Святого Заратуштры. Семнадцать глав разделены на пять Гимнов, или Гат - Ахунаваити Гата (с 28 по 34 главу), Уштаваити Гата (с 43 по 46), Спентамайнью Гата (с 47 по 50), Вохукшатра Гата (51) и Вахиштойшт Гата (53). Те главы, которые имеют общий ритм, сгруппированы вместе как одна Гата, или Гимн. Эти Гаты также важны, потому что они относятся к истории времен Заратуштры.
В Ясне 55 о Гатах говорится как о духовной пище для человека. Первой необходимостью современного мира является постижение духа Гат и приложение истины к ежедневной практической стороне жизни. Все в мире стало механическим, техническим и материальным. Материализм потряс сами основы веры и изменил шкалу ценностей. В такой период истории человечества понимание и практика духовных идей Заратуштры действительно велики. Заратуштра не сводил свое учение только к духовной стороне, он также приложил усилия для подъема человечества, а также материального и экономического благополучия человека на земле. Человек должен работать и прилагать усилия. Его мотивы должны быть чисты. Он творец своей судьбы, его спасение в его собственных руках. В своих Божественных Песнях Заратуштра говорит об эволюции и о духовном возрождении не только мира и человечества, но и каждого отдельного человека. Заратуштра призывает человека идти по тропе развития до тех пор, пока он не достигнет совершенства.
Заратуштра, пророк древнего Ирана, чьи последователи живут в городах Индии, Пакистана и Ирана, является лицом историческим. Эти Священные Гимны являются важным документом с духовной, общественной и исторической точек зрения. Первостепенная значимость Гат заключается в этических и религиозных ценностях, которые они выносят на обсуждение. Анализ их содержания показывает, что четыре самые главные темы касаются: (а) Творения; (б) происхождения зла; (в) духовного возрождения человека и мира; (г) монотеистической природы Ахура-Мазды и Его божественных сил. Эти Священные Гимны есть «что-то вроде духовной Ниагары, откуда вода жизни течет веками, неся вечное ДОБРО всему человечеству». Комментируя Г аты, профессор Ага Поур Дауд, один из наиболее выдающихся богословов современного Ирана, говорит: «Что бы ни было частью мира, в котором читают Гаты, какой бы ни была религия читающего их, их изучение неизменно производит то же очищающее впечатление, повсюду и на каждого».
Заратуштра происходил из знатной семьи Спитама. В Священном Писании упоминается, что вся природа возрадовалась при его рождении. Сами деревья и реки делились бурным восторгом, который наполнил собой весь мир. После сорока семи лет усердных стараний установить Веру великий Пророк скончался в возрасте семидесяти семи лет.
В том отдаленном духовном прошлом Персии, на высоких вершинах горы Демавенд стоял Святой Пророк с Ахура-Маздой, а затем объявил свой первый закон Спента Майнью и Ангра Майнью, закон Добра и Зла. Эта мощная борьба между двумя исходными жизненными мироощущениями является врожденной и, возможно, останется такой до конца дней. «Точка зрения Гат на Творение, с акцентированием на свободной воле, тесно связана с объяснением Заратуштрой Природы Зла, темы, которую он раскрывает в своей проповеди (Я.30.I-II), используя в качестве иллюстрации притчу о двойных «майнью», или двойных образах мышления. Двойные духи, или образы мышления, описываются как «вахио» («лучше») и «акем» («плохо»). Они представляют собой состояние сравнительной благости и состояние зла в человеческой природе. Когда человек проявляет свою «лучшую» сторону, он таким образом создает «гайа», или «жизнь», и привлекает к себе Ахуру и его божественные силы. Когда человек проявляет свою злую сторону, он порождает «ажиаити», или отсутствие жизни, то есть смерть (Боуд и Нанаватти, Песни Заратуштры, 1952, стр. 31)». С. Н. Канга указывает в «Новой интерпретации Спента Майнью в Гатах» (Публикация Общества Гат, № IX, 1933), что они представляют собой двойной аспект человеческого духа и не обладают значением помимо их действий и нравственного выбора отдельного человека.
Из этих двух духов, или первопричин (законов) один является созидающим, а другой разрушающим. Они представляют собой два полюса, при этом они оба работают под одним Богом Ахура-Маздой.
Заратуштра был знаменит в древности как основоположник мудрости Магов и мистического братства Магов. Он решает проблему зла и объявляет, что зло - это не сущность и не существо. Это, собственно говоря, всего часть двойного образа мышления человека: Boxy Манна - положительный, созидательный, хороший дух и Ако-Мано - отрицательный, разрушающий злой дух. В первоначальных учениях Заратуштры не было космического дуализма. Он дал человечеству духовную философию Единого Верховного Божества Вечно одного (Хамо), Творца всего сущего (Виспанам Датарем).

ЗОРОАСТРИЗМ учит нас верить:
1. в существование единого Бога, Ахура-Мазды.
2. в бессмертие души, или жизнь после смерти.
3. в полную ответственность за наши мысли, слова и действия.
4. в окончательную победу Добра над Злом, Истины над Ложью, Справедливости над Несправедливостью и Мира над Войной.

Судра и кушти (священная рубашка и пояс) являются видимыми символами зороастризма. Более того, это священные «алаты», орудия борьбы со злом. Это символы чистоты, простоты и добродетели. Пророк Заратуштра, первый среди добродетельных, сказал: «Aevo pantao уо ashahe vispe anyesham a pantam» - «Одна и только одна тропа существует - тропа добродетели: все другие тропы — не тропы».
ХУМАТА, ХУКХТА И ХВАРШТА - БЛАГИЕ МЫСЛИ, БЛАГИЕ СЛОВА И БЛАГИЕ ДЕЯНИЯ — основные законы нашей религии. Великая и мощная формула! Это наиболее ценная и часто повторяемая формула в зороастрийских священных писаниях. Впервые она была упомянута в ранних Гатах, подхвачена и включена в более поздние книги на авестийском языке и воцарилась в наших священных книгах на среднеперсидском и пазэндском. Было бы слишком сложно, почти невозможно измерить длину, ширину и глубину этого необычайно щедрого и могущественного выражения и рассказать о них. Это главный способ совершенствования человека. Эта формула учит добру ко всему. Чистые помыслы - это источник благости и доброй воли по всему свету. Эта формула прежде всего учит нас общечеловеческому закону, по которому «мысль» должна облачаться в «слова». Великие и высокие «мысли и представления» создают для себя «хорошее и достойное одеяние». И сразу за благими словами следуют «благие деяния».
Огонь (Атар) - это чистейший символ веры Заратуштры. Атар Заратуштры не столько внешнее пламя, почитаемое его последователями. Оно символизирует огонь в нас самих, сущность нравственного существа, которое побуждает нас быть чистыми в наших мыслях, словах и деяниях. Огонь - сын Ахура-Мазды, видимый знак Его присутствия, символ Его истинного порядка. Действительно, что может быть более естественным и возвышенным символом Того, кто Сам является Вечным Огнем, чем чистое, неоскверненное пламя? Именно поклонение «Атару», энергии пламени, наполняющей собой мир, введенное цивилизованными группами человечества в своих храмах и молитвенных домах, было недостойно названы «Аташ Парастих», что разгневало Фирдоуси, великого эпического поэта Ирана, и вынудило его защищать своих праотцов в своей бессмертной «Шах-Наме», где он написал:

Ма gui ке atash parastan boodand Parastandeh-i-Pak Yazdan boodand.
«Не говорите: «Они почитали Огонь»,
Скорее, Единому Богу Яздану они поклонялись».

Так как человек по натуре своей является мыслителем и обладает уникальным качеством - разумом, Заратуштра подчеркивал контроль и очищение разума и создание из него Чистого Разума (Boxy-Мана), способного выходить за пределы, наложенные ограниченным разумом, достигая глубочайшего уровня Над-Разума (Вахишта Мана) путем интуитивного понимания.
Зороастризм учит тому, что полезно современному человеку. Разнообразные явления происходят в природе и человеке не по прихоти какого-то скрытого невидимого диктатора, но под действием непреложного Божественного Закона Аша - закона гармонии, порядка, истины, выявления причин и чистоты. Заратуштра дал научное обоснование этого непреложного Божественного Закона (Аша), закона причины и следствия, закона Кармы. В нескольких местах в Гатах он повторяет: «Что посеешь, то и пожнешь». С этим законом Аша связаны понятия счастья и несчастья, рая и ада. Те, кто соблюдают закон, идут по тропе истины, добродетели и благости, из которых происходит счастье. Те, кто нарушают закон, наказывают сами себя и страдают от невзгод. Рай и Ад - не области пространства, это субъективные состояния духовного сознания человека.
Для своего возрождения человечество сегодня нуждается в новой моральной силе религии. Существует общее беспокойство и страх приближающегося конца всего того, что делает нашу жизнь достойной. В современном мире появилось чувство потери нравственных ценностей и Божественного Присутствия. Поэтому давайте искренне молиться за то, чтобы Благая Весть Святого Заратуштры пролила свет и сияние на бредущие души, показала им путь Духовного Пробуждения, Истинной Радости, Мира и Блаженства.
Сегодня наш долг - отдать должное вечному гласу Заратуштры, иранского пророка. Поэтому не будет неуместным, если я здесь воспользуюсь возможностью воззвать ко всем подлинно любящим Истину и Чистоту, Свет и Свободу, Гармонию, Мир и Процветание, поторопиться привести Божественную Благую Весть жизни и прогресса к ее полному осуществлению на земле, как обещано в Священных Гатах:

«Atcha toi vaem khyama yoi im frashem kerenaon ahum!»
«Да улучшим мы этот мир, О Мазда! Аминь!»

Речь произнесена на праздновании дня рождения Святого Пророка Заратуштры в присутствии ныне покойного президента фельдмаршала Мохаммеда Айа Хана и других в 1960 г. и затем - зороастрийцам в Лондоне в июне 1964 г.