В чём сила учения пророка Заратуштры?
Ответ на поставленный вопрос мог бы занять много страниц. (В литературе об этом сказано достаточно много). Мы постараемся коротко остановиться на некоторых сторонах учения Заратуштры, представляющие интерес для читателя настоящего небольшого очерка.
Одним из самых важных положений Авесты является Аша Вахишта, которое можно примерно передать так. «Лучший Распорядок или Лучшая Истина». Здесь находим такое высказывание:
«Есть лишь один путь, этот путь Аша все остальное беспутье».
Пусть читатель вдумается в смысл приведенного высказывания, которое зовет к разумному порядку, к выбору лучшего пути. Оно давно стало путеводителем у парсов, помогает им в выборе пути. О месте, которое занимает Истина в учении великого пророка, говорит содержание начальной части «Гимна Ахура-Мазде», (приводится по тексту перевода И. М. Стеблина-Каменского):
«Да возрадуется Ахура-Мазда, и отвратится Ангра Манью «воплощением Истины по воле достойнейшей». Прославлю благомыслием, благословием и благодеянием благомыслие, благословие и благодеяние. Предаюсь всему благомыслию, благословию и благодеянию и отрекаюсь от всякого зломыслия, злословия и злодеяния.
Приношу вам, Бессмертные Святые, молитву и хвалу мыслью и словом, делом и силой «и тела своего жизнь».
Восхвалю Истину: «Истина — лучшее благо. Благо будет, благо тому, чьё Истине лучшей благо». (Три раза).
Исповедую себя почитающим Мазду, заратуштровским противником дэвов, проповедующим учение Ахуры.
Хавани праведному, Истины стража, - молитва и хвала, радость и слава. Саванхи и Висье праведному, Истины страже, — молитва и хвала, радость и слава.
Рапитвине праведному, Истины страже, — молитва и хвала радость и слава. Фрадат-фшаве и Зантуме праведному, Истины страже, — молитва и хвала, радость и слава.
Узайерине праведному, Истины страже, - молитва и хвала, радость и слава. Фрадат-вире и Дахьюме праведному, Истины страже, - молитва и хвала, радость и слава.
Радости Ахура-Мазды светлого, благодатного молитва и хвала, радость и слава.
«Как наилучший Господь» промолвит мне служащий жрец. «Как наилучший глава по Истине» промолвит пусть знающий верующий».
Как видно из приведённого текста, все божества: (Саванхи –божество, покровительствующее скоту; Рапитвина — божество второй части дня (букв. «Полуденный»), к которому обращались днём; Висья – божество рода или селения, Зантума – божество племени; Фрадат-фшава «Растущий скот» - божество, патрон мелкого скота; Узайерина «Вечерний» — божество третьей части дня, т.е. вечера; Фрадат-вира «Растущий мужей» — божество, патрон мужчин; Дах-вюмаг «Относящийся к стране», божество страны и другие) так или иначе стоят на страже Истины. В высшей степени интересно, что все гимны завершаются повторением стереотипной фразы:
Истина — лучшее благо
Правда, эта замечательная формула в каждом гимне имеет особое словесное окружение.
Приди на помощь, Мазда! (три раза)
Силы благолепной, благородной,
Вертрагны богоданного,
Победоносного превосходства,
И Рамана Добропастбищного,
И Вайу превозмогающего,
Высшего средь творений,
Тою своею частью,
Что от Святого Духа,
Тверди самодержавной,
Времени безграничного,
Времени долговечного,
«Истина — лучшее благо.
Благо будет, благо тому,
Чьё Истине лучшей благо».
(«Гимн Ахуре-Мазде»)
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу водам добрым, созданным Ахура-Маздой, Ардви воде чистой, праведной.
«Истина — лучшее благо...»
(«Гимн Ардвиу-Суре»).
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу Солнцу бессмертному, светлому, быстроконному.
«Истина — лучшее благо...»
(«Гимн Солнцу»)
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу Митре, чьи пастбища просторны, и Раману, чьи луга хороши.
«Истина — лучшее благо...»
(«Гимн Митре»).
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу Вертрагне,
Созданному Ахурой,
И Победности превосходной.
«Истина - лучшее благо...»
(«Гимн Вэртрагне»).
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу Аши благой,
Учению благому,
Хварно и Пользе,
созданной Маздой.
«Истина — лучшее благо...»
(«Гимн Аши»).
Молитву и хвалу, мощь и силу прошу
горе Ушидарна, созданной Маздой,
И всеблагому кавийскому Хварно,
созданному Маздой недосягаемому Хварно,
данному Маздой.
«Истина —» лучшее благо...»
Читатель, видимо, обратил внимание на то, что Заратуштра старается воздать должное всем божествам, награждая их весьма лестными эпитетами. Ясно, что при этом пророк следует традициям своего народа. В этом легко убедиться, если сравним Авесту с древнеиндийскими эпопеями. Хотелось бы ещё раз обратить внимание на то, что в индийской мифологии «восхваление божества заключалось в описании его и перечислении его характерных признаков: эпитетов, атрибутов связей с другими богами, его деяний и в упоминании мифологических сюжетов, связанных с ним» (Елизаренкова).
Авеста проникнута идеями благомыслия; последние служат достижению счастья. Но на пути Истины и Счастья стоят могущественные и коварные силы зла. Пророк Заратуштра верил, что Истина победит. Вот отрывок из «Гимна Хварно» (в переводе И. М. Стеблина-Каменского):
Бессмертными станут Избравшие Истину,
А Ложь пропадет,
Исчезнет туда же,
Откуда пришла
На праведных гибель
Их рода и жизни,
Исчезнет злодейка,
Исчезнет злодей.
В учении Заратуштры Ложь и Подлость разоблачаются беспощадно. Приведем лишь несколько строк из «Гимна Митре»:
Страну разрушит подлость,
Тот, кто не держит слова, —
Он хуже ста мерзавцев
Благочестивых губит.
Борьба между Истиной и Ложью, между Добром и Злом проходит через всё произведение Заратуштры.
Истина и Ложь... Два полюса... Две стороны одной медали... Постоянное подчеркивание их единовременного существования является выдающейся чертой учения Заратуштры. Ни в одном религиозном учении идея единства и ожесточенной борьбы противоположностей не проявляется с такой силой, так ярко и полно, как в зороастризме. И в этом его исключительная жизненность, его актуальность.
Известный немецкий философ и поэт Фридрих Ницше, отвергавший некоторые важные установки зороастризма, считал Заратуштру самым правдивым из всех мыслителей. Он особо подчеркивал, что Заратуштра «первым увидел в борьбе Добра и Зла главный рычаг, управляющий движением вещей». Он был уверен, что в Заратуштре «больше чисто физического мужества, чем во всех мыслителях вместе взятых».
Вряд ли можно оспорить приведенные оценки Ф. Ницше.
Выше отмечалось, что в Авесте, неподвластной действию времени, в поэтической форме проповедуются идеалы её творца и хранителей. Но поиски путей создания совершенного общественного строя, основанного на высоких принципах справедливости, не является чьей-то исключительной прерогативой. Они, эти поиски, ведутся издавна и во всех уголках нашей планеты. Но при этом концепция бытия, предложенная Заратуштрой, не может не привлечь симпатии своей логичностью и оригинальностью, своей философией справедливости и честности. Ведь она считает, что
«Истина – лучшее благо»…