Небольшая статья-предисловие к книге Терапиано.

Опубликовано Ramyar -

От редакции.

terapiano.jpg

Автор рассматриваемой книги, вызвавшей интерес читающей русскоязычной публики - яркий представитель литературы, блестяще образованный человек и русский патриот, оставивший страну в момент драматического разлома русской революции и гражданской войны. Преданный сын отечества, был дружен с О. Мандельштамом, М. Волошиным, К. Бальмонтом. В отличие от многих, не проклял его и не обозлился на новую власть - но утратив родину, не утратил русскую душу и неразрывную связь с душой русского народа, переживал за его судьбу в годы Второй Мировой войны и сочувствовал русскому солдату новой России. Чуткая душа поэта не позволяла ему лгать себе и, видя бессильную злобу и распад в окружавших его людях, оставшихся на чужбине, он находил в себе силы и благородство не опускаться до смакования мести и злорадства. Творчество его, возвышенное и чистое, описание и осмысление совершенного в молодости еще до университета путешествия на восток, в Персию, по мнению русского монархиста Егора Холмогорова, повлияло на выбор философа и писателя Константина Крылова, а возможно - и не его одного...

В молодости Юрий Терапиано - поэт, литератор и переводчик находился под обаянием литературного журнала "Изида", где испытал влияние смеси мартинизма, теософии и эзотерического христианства, увлекся востоком. Эти идеи витали в воздухе начала 20 века и породили большой круг литературы как околофилософского так и художественного жанра, питая воображение, давая почву для вдохновения и поисков. Сказалось и общение с членами общины кружащихся дервишей в Константинополе, где писатель задержался после отбытия с родины в 1920 году. Сам он говорит о компиляции заметок путешествия 1913 года, более поздних записей и размышлений, привезенных ему из России после Второй Мировой войны и сочинений Минучехра Хормазджи Тута. Так родился труд об истории маздеизма Юрия Константиновича Терапиано (1892-1980), отражавший видение 20-30-х и сохранивший историческую ценность для нас в своей исторической перспективе.
Критическая статья ниже поможет читателю сориентироваться в спорных моментах издания Русского Теософского Общества 1992 года и по-новому взглянуть на истины древней религии Огня и Света, взглядом, лишенным налета теософии, енохианства и эзотерического мистицизма.

Небольшая статья-предисловие к книге Терапиано.

Предупреждаю читателя сразу - книга полна положений, которые противоречат зороастризму и эзотерики, то есть того, что не имеет отношения к религии и абсолютно ее переиначивает. Собственно разбором этого мы и займемся.
Итак, книга начинается с подобного пассажа:
"Древняя религия Зороастра погибла вместе с империей Сасанидов в 651 году нашей эры во время арабского завоевания. Уцелевшие последователи Зороастра были вынуждены или бежать, или уйти в подполье." Во-первых: как религия могла погибнуть, если ее представители сохранились. Во-вторых: о каком подполье может идти речь, если маздаяснийцы пусть и были замкнуты, но все же не ушли в полную мимикрию под мусульман. Как это делают это алавиты, например. "Но, как и в каждой великой религии, помимо учения, обращенного ко всей массе верующих, в маздеизме тоже имеется эзотерическая традиция, предназначенная для немногих избранных, способных понимать те вопросы духовного порядка, о которых не знают и не могут знать обыкновенные верующие." А можно, пожалуйста, доказательств подобного? Более того - это противоречит самой сути зороастрийской религии. Заратуштра в Гатах излагает принцип применения ко всему разума, мудрости. Вся его проповедь сводится к рационалистической схеме - есть Бог, который дает поручения, за соблюдение которых верующие получают награду. Хотя, собственно этим пропитано и все священное Писание. Более того, если религия излагает благую тройственность мыслей, слов, и дел, то каким образом она может проповедовать ложь и сокрытие.
"Официальный зороастризм, как мы знаем, не говорит ничего о перевоплощении душ и о задаче реализовать в себе высшее "Я", после чего человеческая душа становится воистину освобожденной от колеса смертей и рождений в "проявленных мирах" и входит в область Чистого Духа.
Индусы не раз указывали парсам на недостаточность или на неполноту их учения, но если внимательно изучить маздеизм, как древний, так и более поздний, в нем можно открыть все это. Известный парсийский ученый Миночехр Хормазджи Тут (Cм.: Toot M.H. Practical Metaphysics of Zoroastrizm. Bombay, 1937), возражая на критику маздеизма индусами, на основании текста целого ряда пассажей из Зенд-Авесты доказывает, что Зороастр не скрыл от своих последователей учения о высшей цели.
Внешние верования — не последнее слово. Человек есть бессмертный дух, шаг за шагом продвигающийся по ступеням последовательного развития до тех пор, пока он не достигнет сознания абсолютного бытия и не соединится с Всезнающим, Повсюду присутствующим, Бесконечным и полным Верховной любви Агурамаздой.
Упоминание о "Небесном Человеке" — о высшем "Я", о "Фраваши" имеется в Зенд-Авесте. Есть там и учение об Абсолюте и о нисхождении цепей душ в материю, т. е. о "перевоплощении".Здесь стандартный вопрос - если обо всем этом учит зороастризм, то покажите эти отрывки. Ну, а вообще видимо отрывки из тех же Гат, которые говорят об наказание металлом и долгом наказание грешников тоже указывают на переселение душ. Ну и да, а каким образом учение о том, что предсуществовавшие души, которые Бог проявил в материю говорит об наличие учения о переселении? "Записи мои не претендуют, конечно, ни на какую научную документацию. Это лишь разговоры об отдельных вопросах — далеко не о всех. Но если духовные вибрации маздеизма, в какой-то мере отразившиеся в них, найдут отклик хотя бы у немногих читателей, я буду считать, что записи достигли цели."- Юрий Терапиано. " Как и работы любого бредописца должны иметь некий отказ от ответственности в том, что-мол извините, если что, я ни на что не претендую.
"Традиция маздеизма, по преданию, идет из глубокой старины, от самого начала белой расы. Первичные формы этой традиции сложились еще в доисторические времена, задолго до начала эмиграции арийцев из Европы в Азию.
"Много, много тысячелетий тому назад около Северного моря, там, где теперь расположен Арктический пояс, был иной климат, похожий на климат южноевропейских стран — Греции, Италии и Леванта". В песнях эскимосов, сохранившихся с незапамятных времен, вспоминаются солнце, пальмы и зеленая растительность. Описания расположения звезд в ранних Ведах соответствуют расположению северных звезд — об этом есть специальные исследования1. ( "Индусы наследовали Веды от какой-то весьма цивилизованной расы, которая обитала в стране, покрытой ледниками". — Тилак С.Г. The Arctic Home in the Vedas.. — Мазани Р.П. Зороастризм — религия добродетельной жизни. Париж, 1939.) Согласно Авесте. арии, т. е. "благородные", в отдаленной древности были обитателями прекрасной страны Арьяна Ваэджа, колыбели Ариев. Бар Гангадгар Тилак (индусский ученый) помещает эту страну в районе Арктики, откуда арии спустились на Памир.
"Дальше, там, где теперь находятся западноевропейские страны и европейская Россия, — продолжает предание, — климат также был влажным и теплым, и почти вся Западная Европа была покрыта лесами и обильной растительностью".
Какое событие явилось причиной изменения климата приполярных стран и превращения части их в оледеневшее пространство? Начнем с того, что согласно Авесте и традиции откровение берет своё начало с прихода Заратуштры. Ни о какой белой расе там слова и не ведется. Более того, видимо парс, который якобы всю эту муть рассказал Терапиано тоже был белее снега. Про гиперборейскую теорию происхождения, которая в принципе построена на сравнение цветочков упоминаемых в Ведах и их сравнения с теми или другими росшими там и там вообще говорить не имеет смысла. Пророки и учителя древних персов, преемников которых потом, в исторические времена, называли "магами"(Моbedh ("мобед") — маг; Mobedhan-mobed (мобедхан-мобед) — верховный маг, глава магов в исторические времена. "Маг" означает "могущий". Маги не составляли особого сословия у древних персов. Магом мог сделаться всякий. Для этого надобно было отличаться чистотой жизни и изучить священное писание (Авесту), молитвы и священные гимны. Маги носили длинное белое одеяние, высокие шапки и длинные посохи), никогда не признавали дуализма.
Борьба принципов Добра и Зла, Ормузда и Аримана никогда не понималась древними персами как соревнование двух равных, извечно существующих Начал.
Ошибочное представление о дуализме древней персидской религии основано на неумелом пересказе ее древнегреческими писателями. В самой же Авесте Агурамазда — Великий Дух, Он — выше и больше всего. Им сотворенного, Он — Полнота, а не только "Положительный Тезис"("Европейские писатели часто изображали зороастризм в виде дуалистической религии, но подобное мнение не принимает в расчет основных элементов богословия Авесты. Ответственность за это заблуждение падает, однако, не столько на этих авторов, сколько на самих зороастрийцев позднейших времен, которые утеряли чистоту первоначального учения своего Пророка, спутали его богословие и философию и породили ложное верование, что Злой Дух может быть равен Агурамазде"). Сообщество магов предположительно по работам ученых - это жреческое сословие в древнем арийском обществе. Происхождение которых возможно связано с халдейскими племенами. Собственно к их преобразованию и была тоже направлена проповедь Заратуштры. Ни о каких пророках, кроме одного зороастризм не говорит. Что касается того, что дуализм является поздним искажением- это такая же ни чем не подтвержденная чушь. Им пропитана вся Авеста. Так же мы это видим на примере стиха о том, что были два духа, которые в самом начале выбрали добро и зло. Но дуализм этот асимметричный, в этом он абсолютно прав. Откуда произошла в мире борьба света и тени, где начало соблазна, который до сих пор еще длится, почему человек, образ Божий, мог поддаться искушению, и как произошло помрачение его духа?
"В обыкновенных руководствах по зороастризму мы не находим объяснения проблемы происхождения зла: миф об Аримане дошел до нас в искаженном виде. Но в Персии есть и посейчас живые наследники древней традиции — маздеисты. Можно ли надеяться получить от них ответы на интересующие меня вопросы?" — такой оборот приняли мои мысли, когда я приехал в Персию, где мне пришлось познакомиться с маздеизмом. Здесь мне придется сделать необходимое отступление. Как это не находим, если я, например, указывал ссылку на отрывок о двух духах из Гат. А точно ли вообще Терапиано ездил в Персию и разговаривал с зороастрийцем?
В общем, думаю будет достаточно и того, что я уже написал. Не имеет смысла разбирать дословно всю суть книги, так как и на тех примерах, которые я привел, все понятно. Стоит оговориться в конце о том, что естественно в тот момент, когда зороастрийские идеи только стали проникать в Россию, подобные работы были тем материалом, который мог дать пусть хотя бы и искаженные, но знания и понимание. Но, к сожалению, позже, когда появилось масса достоверных источников, которые действительно позволяли адекватно познакомиться с историей и богословием религии подобные книги потеряли вообще какой либо позитивный смысл и в данный момент несут только вред.

Глеб Мазницын,
декабрь 2022