Манек Питавала Катехизис зороастризма

Опубликовано Ramyar -

Предисловие к первому изданию

Зороастр, пророк древнего Ирана, жил в седом прошлом более трех тысяч лет назад. Именно его религия вдохновила иранский народ на самые высокие идеалы жизни. Он принес послание Света, Надежды и Любви всему человечеству и на все времена. Его религия проста, ее легко понять, и в нее выгодно верить. Многие истины и принципы религии Спитамы Заратуштры содержатся в священных книгах других великих религий. Он - первый посланник Бога Ахура Мазды и Искупитель человечества. Современные парсы гордятся тем, что унаследовали его великую веру.
Некоторые из вопросов (В:), ответы на которые даны в этом катехизисе (O:), были сначала адресованы мне миссис Макки Патель из Лондона для многих ее сыновей. Они были опубликованы в новогоднем номере «Кайсар-и-Хайнд» в 1954 году (1323 Эры Йездигерда ). Этот катехизис был впоследствии пересмотрен и расширен с помощью Эрвада Годрея Диншоджи Сидхвы из Карачи, которому я благодарен. Я также должен поблагодарить Г.-на Мерджи Фирозшоу Дастура за помощь в издании этого буклета.
Поскольку зороастризм не может существовать без зороастрийцев,
в конце Катехизиса было добавлено несколько вопросов об их населении в мире, географии расселения парсов и т. д.
Предисловие ко второму изданию
Доктор Манек Беджонджи Питавалла, выдающийся ученый, эрудит, геолог, географ, автор книг по зороастрийской религии и истории, а также учитель, проповедник и ученый толкователь древней религии святого Заратуштры, скончался в 1962 году в Бомбее. Доктор Питавалла жил в сравнительной бедности, но отличался благочестием, знаниями и мудростью.
Некоторые из его бывших учеников средней школы Бай Вирабайджи Сопаривала Парси, Карачи, собрались 30 августа 1996 года в читальном зале и библиотеке Бхедвара и решили, что наиболее подходящим мемориалом его памяти было бы перепечатать различные его публикации, а также выпустить "Мемориальный сборник доктора Манека Б. Питаваллы". Было также решено опубликовать его последнюю брошюру "Зороастрийский катехизис", опубликованную в 1960 году и вышедшую из печати. Я рад, что меня попросили пересмотреть и расширить его "Катехизис" для бесплатного распространения в зороастрийской общине в Пакистане и за рубежом.
Во исполнение резолюции, принятой "Комитетом по празднованию столетия доктора Питаваллы" 11 сентября 1996 года, я с большим удовольствием представляю сообществу переиздание "Зороастрийского катехизиса" доктора Питаваллы в ответ на большой интерес, который был проявлен к нему, должным образом переработанное и значительно дополненное. Я пользуюсь этой возможностью, чтобы официально выразить свою искреннюю благодарность мистеру Вираспу П. Мехте, почетному секретарю "Комитета столетия доктора Питаваллы" за просмотр моих рукописей и проявленную заботу о печати этой книги. Настоящее переиздание будет расценено как достойное вознаграждение, если оно позволит читателям, особенно нашему молодому поколению, получить некоторые элементарные знания о нашей великой религии и церемониях. Выступая перед своими студентами, доктор Питавалла часто увещевал: "Молодежь зороастрийцев должна пробудиться, чтобы играть подобающую ей роль в формировании будущего".
Я заканчиваю вдохновляющими словами о качествах подлинного учителя, воплощенными в нашем самом длинном произведении пехлевийской литературы — Динкард, посвященному различными религиозным, этическим, социальным вопросам, обычаям и традициям, относящимся к девятому веку нашей эры, которые можно в точности применить к нашему великому идеальному гуру Доктору Манеку Б. Питавалле.: "Идеальный учитель превращает самого себя в зеркало, отражающее его добродетели, чтобы его ученики могли созерцать их и подражать им". Таков был доктор Манек Б. Питавалла, наш достойный директор, ибо в одной душе заключены надежды и чувства всех его учеников.

~~~~~~~~~~~~~

Карачи 1 ноября 1996 года
Годредж Д. Сидхва

Перевод с английского и верстка
- Дмитрий Амосов,
с помощью и при поддержке
Москва,
Русский Анжоман Благоверье
zoroastism.ru

Благодарность за комментарии и перевод авестийского источника А.Смирнову Дорогим друзьям и единоверцам

CC BY-SA 3.0

at hvo vangheush vahyo
па aibijamyat уе пао erezush savangho patho
sishoit ahya angheush astvato mananghascha
haithyeng astish yeng а shaeti ahuro
aredro thwavans
huzentushe spento mazda.

(Y. 43:3)

И тот муж достигнет лучшего, чем благое,
Кто нас наставит на прямые пути спасения
Этого мира плотского и духовного –
К истинным местам, где обитает Ахура.
(Он) – искренний, подобный Тебе,
благого рода, святой, о Мазда.
~~~
(Перевод с авестийского - Бахман)
 

В. 1. Каково название нашей религии?
O. Полное название нашей религии - Маздаяснийская Заратуштровская Даэна или Дин, то есть маздаяснийский зороастризм, вера в Единого Бога, ниспосланная через Пророка Заратуштру.

В. 2. Каково имя Бога в соответствии с нашей религией?
О. Ахура Мазда; Премудрый Господь или Всезнающий Господь, Владыка Мудрости.

В. 3. Какова природа Ахура Мазды?
О. Ахура Мазда Всеведущ, всемогущ и вездесущ. Он - Творец Мира во всей Его Мудрости, а также источник всего доброго, чистого и святого. Сам Ахура Мазда изобилует Благостью и справедливостью. Настоящего сатаны, противостоящего Богу, не существует. Дьявол обитает в человеческом разуме. Порочность, греховность и дьявольщина - это наши собственные творения. Зло может быть сокрушено человеком.
Только Бог является Единственным Господином и Судьей; и Человек создан во всей своей благости для того, чтобы занять свое место в мире и продвигать свое дело к совершенству.

В. 4. Кто наш Пророк?
О. Заратуштра или Зороастр. Он принадлежал к семье Спитама, и поэтому его часто называют Заратуштра Спитама или Спитама Заратуштра.
В. 5. Что означает слово Заратуштра?
О. Само слово "Заратуштра" означает просветление. "Зарат-" означает золотисто-духовный, а "уштра" - светлый. Таким образом, Заратуштра означает дарующий духовное просветление. Греки перевели это имя как "Зороастр", что означает "Золотая звезда".

В. 6. Почему родился Заратуштра?
О. Говорят, что мир стал испорченным, злым, нечистым, тираническим, и Душа Матери-Земли (Геуш урван) воззвала к Ахура Мазде, что нужен Искупитель, и Ахура Мазда в Своей бесконечной мудрости послал Заратуштру Своим Посланником. Он был Мировым Учителем и Пророком Человечества в свою эпоху.

В. 7. Где родился Заратуштра?
О. Первый и первостепенный в ряду великих пророков, Заратуштра родился около 3000-6000 гг. н. э. в Рае в провинции Азербайджан, в нескольких сотнях миль от Тегерана На берегу реки Даржик. По словам доктора Джей Джей. Моди, он родился в Амуи на западном берегу озера Урумия в древней Персии. Точная дата и место неизвестны, поскольку большинство священных писаний были уничтожены завоевателями Древнего Ирана.

В. 8. В чем заключалась его миссия?
О. Он пришел, чтобы спасти мир, излечить людей от их грехов и разврата и повести человечество по пути Ашоя, то есть праведности и прогресса. Святой пророк Заратуштра пришел как Освободитель, чтобы освободить людей от различных уз, как телесных, так и мыслимых, особенно от мертвой хватки суеверий.

В. 9. Чем миссия Заратуштры отличалась от миссии других пророков до или после него?
О. В нашей религии нет всеобщего прощения грехов. Религия Заратуштры основана на чистой справедливости, а именно: "Что посеешь, то и пожнёшь". Только наши добрые мысли, добрые слова и добрые дела приведут нас на Небеса.

В. 10. Кто из великих пророков мира был до него, а кто после.?
О. До Заратуштры не было великого пророка, верящего в единого Бога. Он был первым, кто учил чистому монотеизму. После него пришли Будда (500 лет до н.э.), Моисей (около 500 лет до н.э.), Христос (1 год н.э.) и Мухаммед (570 год н.э.)

В. 11. При каких обстоятельствах миру было объявлено о его рождении?
O. Согласно Гатам, Божественным гимнам Заратуштры, именно ужасное состояние людей, живших в ту эпоху, предвосхитило пришествие пророка. Геуш урван (Душа Вселенной) взывал к Ахура Мазде об Искупителе. Необычным предзнаменованием было чудесное сияние в доме его отца Поурушаспы. Мать его звали Догдо, и она также несла на себе печать некоторой отмеченности Божественным светом. Традиция гласит, что в то время как все новорожденные младенцы плачут, Заратуштра смеялся во время своего Рождения. Сами деревья и реки разделяли экстаз, охвативший весь мир.

В. 12. В каком возрасте он начал свою миссию Пророка и как?
O. В возрасте двадцати лет, отказавшись от мирских желаний и взявшись за праведность, он покинул дом своих отца и матери и отправился странствовать. В глубоком общении с природой и ее Творцом, в возрасте тридцати трех лет, на него снизошел божественный свет откровения, и Заратуштра проявил себя в роли пророка. Прошло десять лет - годы странствий и борьбы, надежды и уныния, испытаний и отчаяния, - прежде чем он обрел своего первого обращенного - своего двоюродного брата Майдьомангха. На двенадцатом году Религии он добрался до дворца Кави Виштаспы (царя Гуштаспа) - тогдашнего царя Ирана в городе Балх (Бактрия в Афганистане) на берегу Окса. Царь Гуштасп и его жена Хутаоша (Хутокси), а также его министры Джамаспа и Фрашостра убедились в законе Аши и стали учениками пророка.

В. 13. Что вы знаете о его семейной жизни?
О. Он женился на Хавови, и у них было шестеро детей - три сына, Исатвастра, Урвантатнара и Хваречитра и три дочери, Френи, Трити и Пуручисти. Фраваши детей Заратуштры призываются во Фрарвардин Яшт (одной из наших авестийских молитв). Согласно Фарвардин Яшт, у Заратуштры есть три нерожденных сына, а именно: Хошедар-мах, Хошедар-Бами и Саошьянт, которые возвестят о Воскресении. Естественно, все его дети были его последователями, помогали его делу и продолжали выполнять его миссию. Тех первосвященников, которые пошли по его стопам, называли Заратуштратема.

В. 14. В каком возрасте и как он умер?
О. Согласно преданию, однажды злой человек по имени Тур Баратур ударил его ножом в спину, когда он возносил свои молитвы в храме огня в возрасте семидесяти семи лет.

В. 15. Если он умер насильственной смертью, будучи Пророком, разве он не мог избежать этого?
О. Пророки не умирают обычной смертью. Они становятся бессмертными после того, как их миссия выполнена. Тот же аргумент применим и к Заратуштре, хотя смертное тело Заратуштры было уничтожено, его душа вознеслась на Небеса ранним утром четвертого дня.

Пророки остаются -
Они не умирают, как люди;
Время от времени
В живущих отражается их Свет,
Величайший из них -
Тот, кто простирает
Яркие лучи Хуматы,
Пронзающие человеческие беды."

В. 16. Почему в этом мире так много религий?
О. Потому что в разных странах, в разные периоды и при разных обстоятельствах божественные Посланники обязывались раскрывать слово Божье в соответствии со своими собственными верованиями. Поэтому мы находим так много различных религий в этом мире. Все религии возникают из Божественного плана Ахура Мазды. Все ведут к Нему, как тропинки, ведущие вверх и достигающие вершины горы: следуйте своей собственной религии по рождению и глубоко уважайте всех остальных. Родная религия предопределена для вас.

В. 17. Что вы знаете об учении Заратуштры?
О. Гаты (Священные гимны Заратуштры), древнейшее из существующих авестийских писаний, занимают ключевое место в Авесте. Несомненно, это высказывания самого Заратуштры. В Гатах Заратуштра упоминается в первом лице, и обычно в Гатах он действует так, как будто Ахура Мазда поручил ему выполнить возвышенную задачу проповеди своего откровения, в то время как в остальной части Авесты он упоминается в третьем лице.

В. 18. На каких языках написана Зенд-Авеста?
О. (i) Гатический авестийский, на котором сочинены Гаты.
(ii) Более поздний авестийский, на котором написаны Вендидад, Яшты, Ньяиши и т.д.
(iii) Пехлеви, на который переведены Динкард и другие книги Авесты.
(iv) Пазенд, в котором во времена Сасанидов были написаны несколько коротких зороастрийских молитв.
(v) Персидский (фарси), на котором написаны некоторые мунаджаты (славословия и благодарения — прим. перев.)
(vi) Санскрит, на который в Индии переведены некоторые зороастрийские молитвы, например, Асирвад (свадебное благословение)

В. 19. Во что наша религия призывает нас верить?
О. Зороастризм призывает нас верить в
(i) Существование Единого Бога - Ахура Мазды.
(ii) Бессмертие души или Жизнь после смерти.
(iii) Полную ответственность за наши мысли, слова и поступки.
(iv) Окончательную победу добра над злом, Истины над неправдой и справедливости над несправедливостью.

В. 20. Что такое Новджот? Каков этический и практический смысл Серде и Кушти?
O. Серде и Кушти являются видимыми символами зороастризма. Это священные орудия (алаты) борьбы со злом. Они являются символами чистоты, простоты и легкости.
Новджот означает посвящение ребенка из семьи парсов-маздеистов в лоно зороастризма. Этот обряд заключается в наделении ребенка священным предметом под названием Серде и священным поясом под названием Кушти. Это соответствует конфирмации у христиан и обряду надеванию шнура индуистов.
Эти простые символы нашей религии постоянно напоминают нам о необходимости оставаться непоколебимыми на пути религии и долга. Серде - это белое и чистое одеяние. Оно знаменует собой Благой путь праведности или Путь спасения Души. Это означает, что мы должны быть чисты в своем теле, уме и душе. Чистота - это суть жизни, грязная одежда может привести к ухудшению здоровья. Наш Серде — символ религии чистоты Зороастра. Это помогает нам быть святыми, добрыми, благородными, праведными и чистыми сердцем. Серде состоит из двух наиболее важных частей - Гирдо и Гирехбан. Гирдо - нашивка на задней части воротника, напоминает нам об обязанностях, возложенных на нас как зороастрийцев. Гирехбан, часто известный как Киссе Керфе, означает "Карман добрых дел" и напоминает нам, что мы должны наполнить его праведными и заслуживающими похвалы деяниями, чтобы быть достойными Рая в жизни после смерти.
Кушти изготавливается из шерсти ягненка и символизирует невинность и благородство. Семьдесят две нити Кушти представляют семьдесят два имени Всемогущего Бога, встречающиеся в Ормазд Яште, а также семьдесят два Хаити или главы нашего священного писания Ясна. Это священный пояс, напоминающий нам о том, что наша повседневная жизнь связана с будущей вечной жизнью. Каждый раз, когда мы возносим наши молитвы, мы завязываем и развязываем его в верности нашему Богу, нашему Пророку и нашей общине. Он трижды опоясан вокруг талии, тем самым напоминая нам о трех кардинальных принципах нашей религии, а именно:"Хумата", "Хухта" и "Хваршта" - добрых мыслях, добрых словам и добрых делах.

В. 21. Почему нас просят поклоняться Огню?
O. Огонь - это чистейший образ Ахура Мазды — Творца. Алтарный огонь Заратуштры - это не столько внешнее пламя, о котором говорят его последователи, сколько символ огня внутри нас, сущность нравственного существа, побуждающий нас быть чистыми в своих мыслях, словах и поступках. Все земные огни - это Его отражения. Следует помнить, что мы не поклоняемся Огню как Богу. Мы просто рассматриваем огонь как воплощенное проявление Его сияния, славы и света, как самый совершенный символ Ахура Мазды и как наилучший образ Его божественности. Священный огонь, горящий в Храме Огня, служит вечным наставником зороастрийцу, стоящему перед ним, чтобы сохранить благочестие, чистоту, смирение и братство. Он очищает все. Купаясь в его лучах, мы можем таким образом очистить свое собственное тело, разум и душу. Потому курение и претит зороастрийскому образу жизни.

В. 22. В чем заключается главная заслуга нашей религии?
O. Наша религия проста по своему характеру. Добрые мысли, Добрые Слова и Добрые дела легко понять и практиковать. Это также оптимистично. Наш Пророк указывает на благую награды для добрых и наказания для нечестивых. В нашей вере нет всеобщего прощения грехов. Искреннее раскаяние (т.е. Патет) - это первый шаг к Спасению. Простое устное признание недопустимо.

В. 23. Какова главная философия нашей религии?
O. Согласно зороастризму, существуют два враждующих принципа: Спента-Майнью, принцип Добра, и Ангра-Майнью, принцип Зла, хотя Ахура Мазда есть Господь и Повелитель Вселенной. Профессор Дарместетер, ученый-востоковед, говорит, что "Все хорошее в мире исходит от первого, все плохое — от второго. История мира - это история их конфликта; как Ангра-Майнью вторгся в мир Ахура Мазды и испортил его, и как он будет изгнан из него в конце существования. Человек активен в конфликте, его долг в нем изложен перед ним в законе, ниспосланном Ахура Маздой Заратуштре. Когда наступит назначенное время Ангра-Майнью и ад будет разрушен, человек восстанет из мертвых, и вечное счастье воцарится над миром". В Гатах - моральном кодексе Зороастра о добре и зле признается зло, но в более поздней Авесте дается определение ахримана.

В. 24. Упоминается ли в нашей религии реинкарнация, и если нет, то как
вы объясняете неравенство в жизни?
O. Реинкарнация - это не зороастрийское учение. Согласно нашей религии, Душа (урван) бессмертна, и в соответствии с нашими мыслями, словами и поступками мы получаем награду от Ахура Мазды в загробном мире. Небеса - это гаро-демана, Обитель Небесных песен, где пребывают души праведников. Ад - это друджо-демана, Обитель неправедных, где нечестивые обитают в горестных стенаниях. Рай и ад могут находиться в следующем мире после смерти или даже в этом мире до смерти. Люди подобны деревьям. Они растут и становятся плодовитыми, если получают достаточно воды и подходящую почву. Им приходится бороться за свое существование в засушливом регионе. Чем беднее человек, тем лучше для его жизни. Он счастлив, как царь, если доволен своей жизнью. Различия в статусе, здоровье, богатстве, счастье и т. д. - все это поверхностно в физическом мире. Эти жизненные испытания подобны свету и тени, иногда в глубоких пятнах, а иногда в гармоничном сочетании, так что в моральном плане и духовном мире их ценность возрастает и такие добродетели, как терпение, выносливость, покорность воле Всевышнего, могут быть развиты еще до завершения жизненного пути. Важно не неравенство в богатстве и власти между людьми, а хорошие или плохие поступки, слова и даже мысли. Ключ к этому - Праведность.

В. 25. Какое самое лучшее желание в жизни?
O. Лучшее желание в жизни, согласно тексту Гаты Спента Майнью (50:11) - это желание совершать праведные поступки. Хайтйа варестам хьат васна ферашотемем - произнося эту строчку, набожный зороастриец завязывает кушти на своей талии.

В. 26. Почему Ахура Мазда сотворил мир и как? Чем это закончится?
O. Все в природе эволюционирует от малого к большому, от простого к сложному, от туманности к человеку. Мы знаем, как растение растет и умирает, оставляя после себя семена жизни для будущего. Земля, какая она есть, живет благодаря Аташу (Огню) внутри него. Придет время, когда вся эта жизнь истечет. Но дух, или вечный огонь, который исходит из него, вечен. Мир все еще обретает форму, и люди должны помогать Богу в Его задаче сделать его совершенным. Заратуштра призывает человечество идти по пути прогресса, пока мы не достигнем совершенства. Согласно тексту Гаты Ахунаваити (Ха 33), эта вселенная является порождением замысла Ахура Мазды. Благодаря Своей мудрости Он сотворил все в этом мире.

В. 27. Каков наилучший способ убедить человека в том, что Бог есть везде, и Он всегда помогает ему и заботится о нем?
O. Лучший способ сделать это - вывести их в поле, показать им камни земли, цветы и плоды садов, воды рек и морей, звезды на небесах, вспышки молний, блеск глаз детей. Бог повсюду как Творец, Кормилец и Защитник всего сущего, на севере, юге, востоке и западе, внизу и вверху. Он присутствует даже в частицах пыли и в галактике. Он - архитектор всей Вселенной. Наша религия ведет нас "От природы - к Богу природы".

В. 28. В наше современное время, какие существуют доказательства
а) эффективности наших молитв
б) большей эффективности наших молитв, чем молитв других религий?
O. Мы верим, что правильно прочитанные молитвы Авесты могут излечить болезни, как телесные, так и душевные. Например, Ардибехешт Яшт исполнен целебности. Многие зороастрийцы спасали себя от бедствий, повторяя Ашем Воху или Ятха-Аху-Вайрио. Говорят, что когда парсийские переселенцы бежали из Ирана в 8 веке нашей эры, и плыли на кораблях к Индостану, они попали в шторм на море, но спаслись, произнося Бехрам Яшт. Когда они высадились в Санджане на западном побережье Индии, они основали первый Аташ-Бехрам. Эффективность существует, если есть вера. Если вы верите в свои молитвы и церемонии, вы получите от них пользу. Когда человек молится и его ум полностью сосредоточен лишь на словах этой молитвы, тогда такие молитвы заряжают атмосферу божественной силой и покоем. Абсолютно необходимо хорошо начать день с искренних молитв к нашему Создателю. Молитва поможет человеку там, где разум может подвести.

В. 29. Почему зороастриец должен жить и умереть как зороастриец?
O. Согласно нашей религии, мы, зороастрийцы, должны творить добро вместо зла и каяться в своих грехах, практикуя доброту, святость, непорочность и т. д. Даже наши умы должны быть чисты, чтобы мы не могли сделать ничего плохого, обмануть или причинить кому-либо вред. Рождение нашего Пророка не было противоестественным. У него были хорошие родители, жена и дети. По вдохновению и откровению Ахура Мазды он проповедовал свою религию всем: высоким и низким, богатым и бедным. Он действительно был пророком бедных и указывал им путь праведности. В конце концов, небеса были самой щедрой наградой. Наша история показывает, что наши предки приносили великие жертвы для того, чтобы наша община могла продолжать нашу благородную религию и традиции. Мы были бы неблагодарны им, если бы не сделали этого. Не только мы, но и наши дети и внуки должны делать все возможное для нашей религии и культуры и их сохранения в современном мире.

В. 30. Каковы наши основные молитвы?
О. Ниранг-и-Кушти Бастан, Гахи, Ньяиши, Яшт, Ясна, Висперад, Вендидад, Афринаган, Патет, Доа-нам Стайишни, Намаскар, Тандорасти и славные Гаты. Зороастриец никогда не упускает возможности воздать должное Богу через природу. Он должен не только произносить свои молитвы в одиночестве в Храме Огня. Для зороастрийца молитва принимает форму признания всего чистого, возвышенного и прекрасного в окружающем мире. Зороастрийский термин для обозначения молитвы и поклонения - "Бандаги", что означает служение - "Служение всему человечеству".

В. 31. Почему вы отличаете парса от зороастрийца?"
Парс - это тот, кто родился от родителей-парсов и верит в зороастризм, но зороастриец - не всегда таков. Поскольку община парсов в нынешних обстоятельствах не может пропагандировать прозелитизм, желательно двойное обозначение парсов-зороастрийцев.

В. 32. Кем и чем были зороастрийцы до того, как они стали зороастрийцами и какова была их религия?
O. До пришествия святого Заратуштры у человечества не было надлежащей религии, которой можно было бы следовать. Они верили во многих богов и поклонялись даже злым духам. Деваяснизм, который был одной из религий древних, насаждал поклонение дьяволам. Люди умиротворяли их, принося жертвы. В их повседневной жизни не было никакой морали, никакого универсального братства, никаких священных брачных уз и т. д. Они жили более или менее как низкие животные. Именно Заратуштра видел единство в природе и проповедовал веру в единого Бога. Он научил человечество моральному кодексу Добрых мыслей, Добрых слов и Добрых дел и пообещал за это небесную награду в посмертной жизни. Он утверждал, что душа бессмертна, в то время как тело - нет. Таким образом, он доказал, что является самым ранним и величайшим пророком мира. Любой человек может верить в него, если пожелает, поскольку вера Заратуштры динамична и универсальна.

В. 33. Почему не рекомендуются браки с не-зороастрийцами?
O. Браки с не-зороастрийцами не рекомендуются для безопасности нашей общины. Традиции нашей религии и ее этнической общности были бы испорчены и не могли бы быть продолжены инородческими союзами. Прозелитизм и межрелигиозные браки нежелательны, поскольку они вызывают духовные потрясения в природе.

В. 34 Что такое смерть?
O. Смерть человека объясняется в Авесте как "асташа баодхаша виурвизьят", то есть отделение телесного скелета от сознания человека. Смерть - это не разрушение, это всего лишь трансформация. После смерти душа (урван) три ночи витает вокруг тела под защитой ангела Сраоша.

В. 35 Что такое Мантра?
O. Мантра может быть словом, фразой или предложением, созерцание которых защищает нас от всех зол - телесных, мыслимых или духовных. Все во Вселенной вибрирует на определенных длинах волн, и этими длинами волн можно манипулировать и настраивать их в соответствии с волнами тела и разума слушателя.

В. 36. Какова основная цель жизни в соответствии с нашей религией?
O. Основной целью жизни в зороастризме является духовное развитие человека; и для духовного развития очень важна родная религия. Причина морального вырождения современного человека заключается в том, что он отошел от религии и ее этических предписаний, глубоко увязнув в своих материальных устремлениях.

В. 37. Какова конечная цель человека?
O. Конечная цель человека - быть таким, как Ахура Мазда, то есть полностью посвятить себя служению Богу и Его творению и полностью подчинить себя Его воле.

В. 38 Кто такие Амеша Спента?
O. Амеша Спенты - это Святые Бессмертные. Ахура Мазда, который Бесконечен и Непознаваем, может быть понят и пережит только в Его Божественных атрибутах и проявлениях. Заратуштра говорит верующим: "Впитайте в себя атрибуты Ахура Мазды". Он воспевает эти шесть атрибутов во всех своих Гатах. Эти атрибуты и Силы Ахура Мазды действуют через Его собственную Личность, они неотличны от Него. Всего Амеша Спента - семеро.
(1) Ахура Мазда (Владыка мудрости)
(2) Воху Мана (Благоразумие)
(3) Аша Вахишта (Непреложный Божественный закон)
(4) Кшатра Вайрья (Божественное владычество)
(5) Спента Армайти (Божественная любовь или Божественная преданность)
(6) Хаурвантат (Совершенство)
(7) Амеретат (Бессмертие).

В. 39 Что такое Язаты?
O. Язата означает "в высшей степени достойные", те, кто достоин почитания. Согласно Хоршед Ньяишу, язаты подразделяются на духовные и материальные, причем первые олицетворяют некоторые добродетели, а вторые управляют материальными творениями.

В. 40 В чем разница между Фраваши и Урван?
O. Фраваши - это первоначальная форма слова из Авесты, а Фарохар - его более позднее написание. По словам доктора Дживанджи Моди, Фраваши — это дух, дух-хранитель, присущий всему, живому или неодушевленному, который защищает его от разложения и позволяет ему расти, процветать. Это Божественная искра Ахура Мазды. Они являются Универсальными Божественными Сущностями в каждой частице творения. Они классифицируются как принадлежащие усопшим, живым и нерожденным. Авестийское слово Урвана (пехлеви - Руван, современный персидский - Раван) происходит от авестийского корня вар, означающего выбирать. Таким образом, это означает выбирающего, различающего в человеке. Душа, делающая выбор, сталкивается с тяжелой ответственностью за принятие решений.

В. 41. Каковы функции Фраваши и Урван?
O. Задача Фраваши или Фарохара человека - направлять Равану, или душу, и не позволять ей оскверняться неумеренным наслаждением чувств. Фраваши направляет Урван, или душу, с помощью Баодху - Буддхи, духа разума. Фраваши - друг, проводник и философ человека. В Фарвардин Яшт мы получаем представление о Фраваши как деятельной вселенской силе в природа. После смерти, когда душа (урван) отправляется навстречу своей судьбе, ее Фраваши возвращается в небесное царство, где обитает Ахура Мазда.

В42 Что такое друдж или ложь?
О. Порочность внутри человека, порожденная его злым умом (акоман) - это друдж, зло, даэва.

В. 43 Почему в нашей религии не рекомендуется погребение и кремация тел умерших?
O. От мертвых тел обычно избавляются путем захоронения под землей, что недопустимо в соответствии с нашей священной книгой Вендидад, поскольку в земле не может быть размещена наса (мертвая материя). Они также сжигаются дотла огнем или электричеством, что также не допускается зороастризмом, поскольку огонь является его священным символом. Самый лучший, дешевый и гигиеничный метод, которому следует зороастризм заключается в захоронении мертвых тел в Башне Безмолвия с помощью природных элементов, особенно солнечного тепла. Нельзя позволять огню, который является священным для парсов, прикасаться к какой-либо мертвой материи.

В. 44 Как утилизируются мертвые тела в соответствии с нашей религией?
O. Каждая религия верит, что (i) тело после смерти бесполезно и (ii) оно начинает разлагаться в течение нескольких часов (iii), и поэтому от него следует избавиться как можно быстрее. Поскольку наша религия основана на чистоте или ашои, у нас также есть очень естественный и научный способ избавления от мертвых естественными средствами. Поэтому мы пользуемся этим принципом и помещаем наших умерших в Башню молчания (Дахма), где от тела избавляются в течение короткого времени. Мощные лучи солнца помогают высушить кости, которые затем сбрасываются в центральный колодец (Бхандар) в башне. Однако там, где нет Башен молчания, тела умерших предают земле, а на Западе в сложившихся обстоятельствах кремация принята как способ захоронения умерших.

В. 45. Как вы можете сравнить метод избавления от мертвых тел путем захоронения с методом выставления на солнце (Хуршид нигиришни) в Башне Молчания?
О. Выставление: (i) Самый дешевый метод. (ii) Ни земля, ни вода, ни огонь не осквернены. (iii) Он не занимает много места. (iv) Тело утилизируется в течение короткого времени. (v) Богатые и бедные лежат бок о бок, тем самым напоминая миру, что после смерти все равны. Смерть уравнивает всех - и богатых, и бедных. Захоронение: (i) Это более дорогой способ. (ii) Земля загрязнена.(iii) Это занимает много акров земли, что является очень острой проблемой в больших городах. (iv) Тела утилизируются по прошествии длительного времени. (v) Богатые люди строят дорогие гробницы, в то время как бедные люди просто засыпают тело землей и песком, тем самым увековечивая искусственное неравенство человечества даже после смерти.

В. 46. Каковы три уровня достоинства огня?
O. Существует три уровня священного огня:
(i) Аташ-Бехрам или храмовый.
(ii) Аташ Адаран или молельни.
(ii) Аташ Дадгах - обычный домашний очаг.

В. 47. Что вы подразумеваете под Наваром и Маратабом?
O. Согласно старым законам духовенства, только сын священника может стать священником. Первая ступень возведения в священники - это церемония Навар. Теперь он имеет право носить звание эрвад (авестийское Этрапаити - учитель, владыка знаний). Посвящение Навар не дает священнику права совершать внутренние литургические церемонии, такие как Ясна, Висперад, Вендидад, Баж и т.д., Но он может совершать внешние литургические церемонии, такие как Афринган, Фраваши (или Фарокси), Сатум, Джашан и др. Вторая степень возведения в сан известна как "Маратаб" или "Мастер религии". Он имеет право проводить и читать любые церемонии и молитвы.

В. 49. Что такое джашан?
O. Празднование важного события или повода, радостного или печального, торжественным религиозным образом с литургическими службами известно как Джашан. Джашаны - это благодарственные службы, призванные укрепить узы братства. Некоторые из этих джашанов имеют историческое значение, как - Джамшеди Навруз (21 марта), Мехереган и другие.

В. 50. Что вы понимаете под (а) Гах, (б) Гахамбар и (в)Гатами?
O. (a) Каждый день делится на пять частей, известных как Гах (в оригинале гех — гуджарати. прим. перев. )
(i) Хаван - с восхода солнца до полудня, (ii) Рапитвин - с полудня до 3.30
пополудни, (iii) Узайирин - с 15.30 до захода солнца, (iv) Айвисрутем -
с захода солнца до полуночи и (v) Ушахин - с полуночи до восхода солнца.
(б) Гахамбары - это сезонные праздники. Существует шесть этапов, и в конце каждого этапа назначается пять дней для благодарения и общения - (i)Майдьозарим (середина весны), (ii) Майдьошем (середина лета),(iii) Пайтишем (время сбора урожая), (iv) Айатрем — (это связано с сезоном размножения крупного рогатого скота), (v)Майдхьярем, (iv) Хамаспатмаэдхем (день весеннего равноденствия).
(в) Гаты - это Божественные песни или Священные гимны Спитамы Заратуштры и его ближайших последователей. Пять дополнительных дней в конце года зороастрийского календаря также называются Гата-днями. Это (i) Ахунавад, (ii)Уштавад, (iii) Спентамад, (iv) Вохукшатра и (v)Вахиштоишт. Гаты, древнейшее из существующих авестийских писаний, являются драгоценным духовным наследием зороастрийцев, которое сохранили в живых атхарваны благодаря своим декламациям и писаниям. Главная цель Святых Гат - пробудить в человеке высшее осознание его многообразных отношений с Богом и Миром.

В. 51. Каковы важные религиозные книги парсов?
O. (i) "Хорде Авеста", содержащая короткие молитвы различного рода, а именно: молитвы Кушти, Сарош Бадж, Гахи, Ньяиши, Яшты и т.д.
((ii) Гаты, содержащие гимны, сочиненные Заратуштрой.
(iii) Ясна, или Язишна, содержащая 72 главы зороастрийского богослужения.
(iv) Вендидад, содержащий 22 фрагмента или главы. Это гигиенический и уголовный кодекс зороастрийцев.
(v) Динкард, содержащий некоторые переводы и комментарии к Зенд-Авесте на пехлеви.

В. 52. Есть ли кастовая система среди зороастрийцев?
О. Среди зороастрийцев Индии нет системы каст как среди индусов. Тем не менее, зороастрийцы соблюдают три календаря, а именно.
я) Шахеншахи, который много лет назад содержал Кабису (дополнительный вставной месяц после 120 лет) в их календаре, но они не продолжили систему и сбились.
ii) Кадми, который пропустил одну Кабису и, следовательно, на один месяц опережает Шахеншахи.
iii) Фасли, который начинает год во время весеннего равноденствия (то есть 21 марта) и добавляет день раз через четыре года, чтобы не отставать. iv) Аторнаны, священнический класс, является наследственным, в то время как те, кто не принадлежит священническому классу, называются Бехдинами. Среди них нет никаких ограничений, и среди них выходят замуж за иноверцев и составляют смешанные межрелигиозные пары.

В. 53. Существует ли зороастрийская культура, порожденная в Индии?
О. Хотя в прошлые эпохи в древнем Иране зороастризм помог создать мощную культуру и цивилизацию, которая повлияла на весь известный тогда мир, в Индии и Пакистане сегодня нет определенной зороастрийской культуры. Главная причина в том, что те немногие зороастрийцы, которые поселились в Гуджарате, жили в положении беженцев и следовали своей профессии в сельскохозяйственной и домостроительной сфере в уединении и спокойном удовлетворении. У них более 1000 лет нет собственного языка, кроме ломанного гуджарати, и они не разработали особого искусства, архитектуры, музыки и т. д., Но с их характерной чертой адаптируемости они ассимилировали местные привычки, обычаи и манеры, и в течение последних трех веков из-за их контакта с европейцами, особенно с британскими правителями, они также приобрели западный образ жизни, в результате чего значительно продвинулись в разных сферах и внесли ценный вклад в образование, коммерцию, производство и даже политику на субконтиненте. Таким образом, хотя зороастризм остается в его нетронутой чистоте в Индии и Пакистане, зороастрийская культура себя не обнаруживает.

В. 54. Дайте представление о зороастрийском населении мира.
О. Зороастрийское население мира приблизительно равно следующим цифрам (на тот момент, прим перев.):
Индия 71630
Пакистан 2500
Иран 20000
Великобритания и Европа 6000
США & Канада. 8000
Австралия 400
Гонконг, Сингапур и Малайзия 150

В. 55. Каковы наши места поклонения и как они устанавливаются?
О. Наши места поклонения называются:
(i) Аташ-Бехрам (как храм или церковь)
(ii) Адаран или Дар-е-Михр (как часовни или молельни)
Они устанавливаются после тщательно продуманного процесса очищения, дистилляции авестийскими молитвами, такими как целая Ясна в течение нескольких раз. Для Аташ-Бехрама огонь сначала получает из шестнадцати различных источников, например, удара молнии, королевского дворца, кузнечного горна и т. д. Затем он очищается (так сказать, дистиллируется) над ним проводятся многочисленные молитвенные чтения, занимающие многие месяцы, в то время как в случае с Дар-е-Михр только четыре таких огня получают из разных источников и аналогично очищают до возведения в достоинство.

В. 56. Назовите некоторые из важных мест поклонения.
О. Есть много небольших мест, называемых адаранами или дар-е-мехрами для поклонения и религиозных церемоний, на главных улицах или центрах в Индии и Пакистане, но есть всего восемь важнейших храмов огня, называемых Аташ-Бехрам:

Анжоман Удвады (Шахеншахи) 9 День\9 Месяц\ 90 Год эры Йездигерда (720 А.Д. григорианской)
Навсари-Хуршеджи Техмульджи Десаи (Шахеншахи) 17 \1\ 1135 (1765)
Мумбай-Дадабхаи Нуссерванджи Дадисет (Кадми) 17 \1 \1153 (1783)
Сурат ~ Дадабхаи Нусерванджи Моди (Шахеншахи) 17 \2 \1193 (1823)
Сурат- Пестонджи Калабхаи Вакил (Кадми) 3\ 4 \1193 (1823)
Мумбай - Хормузджи Бомонджи Вадья (Шахеншахи) 17\ 2\ 1200 (1830)
Мумбай - Каваджи Бехрамджи Банаджи (Кадми) 17\ 4 \1215 (1845)
Мумбай - Анжоман (Шахеншахи) 3 \2 \1267 (1897)

В. 57. Что вы знаете о зороастрийском календаре?
О. Зороастрийский год состоит из 365 дней 12 месяцев 30 дней каждый и 5 дней Гат, вводимых в конце года. Поэтому существует нехватка дня каждые четыре года, и поэтому нынешний календарь, за которым следуют парсы, не соответствует григорианскому календарю. Смещаются д ни годовщин, дни рождения и т. д. Поэтому они не совпадают с систематическими календарями других людей, из-за системы високосного года после каждых четырех лет (29 -й день февраля) или дополнительного месяца, набегающего после 120 лет, хотя в прошлом применялась Кабиса (вставка из 30 дней, месяц). Многие из имен дней и месяцев названы в честь Амеша Спента и Язатов.

В. 58. Назовите названия дней месяца.
О. Месяц состоит из 30 дней, и содержит четыре недели; как то:
1. Ормазд (Дадар Ахура Мазда) (Неделя 1)
2. Бахман (Благой разум)
3. Ардебехешт (Лучшая праведность)
4. Шахревар (Желанная власть)
5. Спендармат (Великодушное смирение)
6. Хордад (Блаженство)
7. Амордад (Бессмертие)
8. Даэ -па-Адар (день Дадара перед Адаром) (Неделя 2)
9. Адар (Огонь)
10. Абан (Воды)
11. Хоршед (Солнце)
12. Мохар (Лунный свет)
13. Тир (Тиштар, Сириус)
14. Геуш Урван (Благие животные)
15. Даэ-па-Мехер (день Дадара перед Мехером) (Неделя 3)
16. Мехер (свет)
17. Соруш (совесть)
18. Рашну (правда)
19. Фарвардин (дух-хранитель, Фарохар)
20. Бехрам (победа)
21. Рам (радость)
22. Говад (Благой ветер)
23.Даэ-па-Дин (день Дадара перед Дин) (Неделя 4)
24. Дин (религия)
25. Ашисванг (Небесная сокровищница)
26. Аштад (Божественное знание)
27. Асман (небо)
28. Замьяд (Земля)
29. Мантра Спента (Святая Мантра, то есть молитвы)
30. Анаран (сияющий небесный свет)

В. 59. Назовите месяцы года с их значениями.
О.
1. Фарвардин (Фраваши) 2. Ардебехешт (Огонь)
3. Хордад (Блаженство) 4. Тир (Тиштар - Сириус)
5. Амордад (Бессмертие) 6. Шахревар (Желанная власть)
7. Мехер (Свет) 8. Абан (Воды)
9. Адар (Огонь) 10. Даэ (Ахура Мазда)
11. Бахман (Благоразумие) 12. Спендармад (Великодушное смирение)

В. 60. Назовите важные зороастрийские праздники и приведите причины их названия.
O.
1. Джамшеди Новруз - 21 марта, признанный царем Джамшедом священным днем, возвещающий начало весеннего сезона.
2. Заратошт-но-Дисо - Месяц Даэ, День Хоршед. День годовщины кончины Ашо Заратуштры.
3. Патети, последний день года, также последний день Гат, известный как день покаяния.
4. Новруз, Новый год, Месяц Фарвардин, День Ормазд.
5. Хордад Сал. Годовщина пришествия Ашо Заратуштры.
6. Джашаны - дни с тем же названием, что и у месяца,например

а) Абан-джашан: Месяц Абан, День Абан. Почитается умилостивление Ангела Воды по имени Абан.
(б) Адар-джашан: Месяц Адар, День Адар. Предназначен для умилостивления Ангела огня по имени Адар.
(c) Тиранган-Джашан: Месяц Тир, День Тир. Предназначен для умилостивления Ангела дождя Тиштар, Тира(Сириуса).
(d) Мехеренган-джашан: Месяц Мехер, День Мехер.Предназначен для умилостивления Ангела Света, называемого Мехер (Митра).
(e) Фарвардиган-джашан : Месяц Фарвардин, День Фарвардин. Отмечается для умилостивления Святых Фарохаров праведных.

В. 61. Упомяните места паломничества заратуштрийцев в Индии, поясните, по какой причине они считаются таковыми.
O. 1. Холмы Бархот, на Западных Гатах (также известные как горный хребет Сахьядри - прим. Перев.), где Священный огонь был впервые зажжен парсийскими отцами-первопоселенцами, когда они прибыли на Западное побережье после миграции из Ирана, около 750 н.э. Но другая традиция гласит, что Священный огонь был впервые зажжен в где-то недалеко от Санджана, но впоследствии в трудные времена был перенесен в район холмов Бархот. 2. Санджан, по Западной железной дороге, где парсийские первопоселенцы высадились через несколько лет после острова Дива, на юге Саураштры, своего первого убежища. 3. Удвада, на Западной железной дороге, где, наконец, был установлен первоначальный Священный огонь (Ираншах), и он все еще сохранился. 4. Навсари, на Западной железной дороге, где много лет хранился первоначальный Священный огонь (Ираншах) и где родились некоторые великие парсы. Например, Джамшеджи Джеджибхой, Джамшеджи Тата, Хуршед Нариман. 5 Версова, виа Андхери, где в бунгало под названием "Пески" Дадабхай Навроджи, Великий старец Индии, доживал свои последние дни.
В. 62. Назовите некоторых великих парсов, которые практиковали принципы зороастризма в своей повседневной жизни и их сферу деятельности в Индии.
О. 1. Наэриосанг Дхавал из Санджана, который установил первый храм Огня в Индии.
2. Чанга Аса - поборник парсийской солидарности в Навсари, оплоте парсийского жречества.
3. Сэр Джамастджи Джеджибхой, 1-й баронет. Коммерция и филантропия.
4. Сэр Диншоу Пети, 1-й баронет. Текстильная промышленность и филантропия.
5. Ловджи Вадия. Судостроительная промышленность.
6. Дадабхой Наророджи. Образование и индийская политика.
7. Сэр Фирозшах Мехта, юриспруденция и индийская политика.
8. Байрамджи Малбари, Социальные реформы.
9. Сэр Дживанджи Моди. Зороастрийская литература.
10. Ардешир Хабардар, гуджаратская литература и поэзия.
11. Сэр Диншах Вача. Торговец и индийская политика.
12. Джамшеджи Тата. Индийская промышленность.
13. Дастур доктор Манекджи Дхалла, зороастрийские исследования.
14. Джамшед Нуссерванджи, современный создатель Карачи

Нет религии выше Истины, и Истина, или Аша - фундаментальные принципы зороастризма практиковалась всеми этими героическими парсами в их жизни.

В. бЗ. Каков истинный заратуштрийский образ жизни.?
О. Истинный заратуштрийский образ жизни заключается в распространении счастья повсюду. В первой строке Гаты Уштавайти Заратуштра провозглашает:

Ushta ahmai yahmai, ushta kahamai chit
- "Счастье тому, кто желает счастья другим".

Разделы
Комментарии через vkontakte