Речь свою держим с благими мыслями, все покрываем голову, все поклоняемся Творцу Ормазду, Блистательному, Хварному. Во имя Бога!
(Авеста, Афринаган-е Дахман
Долгое время вопрос о праздновании Седэ повисал в воздухе. Каких только фантастических версий и выдумок не приходилось выслушивать на счет и названия и времени празднования и сути праздника. Однако пришло время рассказать об этом подробнее.
Занимая центральное место в верованиях иранцев этот праздник корнями уходит в седую древность, рисуя нам реалии каменного века и мотив становления человека человеком в подлинном общественном смысле, обретение им сознания и возвышенности помыслов в жизни. Огонь стал неотъемлемым спутником человека разумного, трудно недооценить его роль и в познавательной деятельности и труде и формировании человека как вида под действием повседневности.
Традиция рисует нам доисторического царя пешдадидской династии Хошанга, который встретив свившуюся кольцами змею, прицелился и бросил свой каменный топор с целью убить ее, но топор попал в другой камень, высек искры и подпалил сухую траву и хворост. Так было сделано открытие, навсегда изменившее ход истории. Традиция отмечать этот день в Кермане говорит, что это произошло в древние времена в день Абан (9 день) месяца Бахман (Воху-Мана). Таким образом этот день (обычно 24 января) сотый с последнего дня гаханбара осени и после него еще пятьдесят до начала последнего гаханбара за пять дней перед Новрузом. Однако в Йазде этот день приходится на 26 день месяца Адар (11 декабря), и приурочен к оставшимся 100 дням до наступления Новруза.
Жители пять дней сообща собирают в окрестных пустошах миртовый валежник в большую кучу, напевая песню о благодати даруемой каждому, кто принесет свою ветку к общему костру и отнимаемой у того, кто не принесет. В день торжества через час после заката и появления звезд в Гах Айвисрутрим, мобеды читают Аташ Ньяиш и Афринаган-е-Дахман и трижды обходя хворост поджигают его от освященного огня. Костер разгорается и приветствуется всеобщим ликованием и угощениями орешками (лорк), люди берутся за руки, выражая единение перед светом и теплом, преодолевающим холод и мрак зимы.
Итак, о чем же может поведать эта история. Во-первых, праздник Седэ отстоит от окончания осеннего гаханбара на сто дней, что и породило его название. Сотня долгих ночей с дня, когда пастухи выгоняют стада с летних пастбищ к зимовьям. С точки зрения становления творения — уже созданы благие животные, но еще не созданы люди, в привычном нам понимании, появляющиеся под занавес на историческом миротворном круге, если рассматривать год, как символическое мировое время. Человек на пути осознания себя. Огонь его разума едва пробудился. Но он уже и не зверь, он учится, он не чужд культуры и искусства в своем понимании. Он различает небеса, к которым стремится огонь, он отличает друзей и врагов, добро и зло, помогающие выжить его соплеменникам, роду, потомкам. Долгий путь рука об руку с другом и помощником предстоит еще пройти, познать, воплотить в жизнь. Возвыситься до выдающегося положения друга и соратника Бога, его деятельных рук и пытливого разума. Но начало пути положено, искры высечены, мысль приобрела свое движение.
Уникальное послание прошлого едва не затерялось — в Индии после переезда стало нелепо отмечать этот праздник из-за существенной климатической разницы с равниной изначальной прародины, в Иране также постепенно праздник становится этнокультурным фестивалем для привлечения туристов, сохраняя свое послание, остроту и драматизм пройденного пути. Однако мы помним и масленичное колесо славян, народные гулянья и ожидание весны, нас роднит этот первобытный дух единства с корнями мира, теми, что согревает под толщей снегов добрый ангел теплого сезона Рапитвин.
Корни живы, живы источники вечной жизни к которым мы припадаем вновь и вновь, наши сердца трепетно бьются, видя пробивающуюся весной на проталинах траву, первоцветы и нежные почки, напоминающие о новом лете, новой жизни и новом годе жизни, отпущенном нам небесами, мы радуемся ручьям и родникам, несущим из-под земли питающую нас целебную влагу. Нас не перестает радовать это несмотря на весь опыт покорителей звездных вершин и океанской бездны. Нет продолжения жизни без этого памятования о корнях, хрупкости человека перед лицом природы, соразмерности бытия, которая необходима для счастья и благополучия. В поисках ее человечество еще не раз будет поставлено перед выбором своего пути. Будем благодарны за этот огонь в нас, эту возможность и этот путь.
Будем же помнить и о своем природном первоначале и духовном замысле и доверии Создателя в отношении нас, наших Фраваши и нашем Огне Разума, наиприятнейшем спутнике, согревающем, вдохновляющем и радующем в своем вечном обновлении, смело же противостанем тьме безумия, смерти и лжи!
Рамьяр, 2024