22 год зороастрийского календаря и его духовный покровитель
Возникшая из первоначального поклонения огню зороастрийская религия столетиями не угасала в сознании своих приверженцев - и царей и людей, наоборот, всё более распространялась и крепла. Зародившись в Центральной Азии (возможно, в 1700-ых годах до н.э.), зороастризм после многовековой эволюции в Мидии и Персии был принят Сасанидами в качестве государственной религии.
Подобно всем известным мировым религиям, имевшим своих провозвестников, зороастризм тоже был основан (или же реформирован) своим пророком - Аша Зартоштом (Зороастром), который знал и верил в то, что для этой роли его избрал сам Творец Мира Ахура-Мазда, что означает «Великий Мудрец, дающий существование», Верховный Бог зороастрийского пантеона небожителей.
Миссия, возложенная Ахура-Маздой на Аша Зартошта, состояла в том, чтобы проповедовать миру Истину, искореняя Ложь, и тем самым служить людям и Благой Религии.
Аша Зартошт понимал, что для разрешения людских проблем необходимо дать людям знание о Едином Боге и созданном им Мироздании, объяснить, что всякое явление в этом Мире происходит согласно извечному незыблемому Закону: Добро изначально и вечно, а Зло есть порождение человеческой мысли, воплощаемое в неблаговидных поступках людей. Только так можно удержать их от поклонения различным богам, как и множеству богов, а также увести их от споров по поводу того, чей бог сильнее, равно как и освободить от всех суеверий и предрассудков.
В этом понимании Аша Зартошт пришёл к мысли о том, что для улучшения жизни людей следует прекратить их скитания (кочевничество), обратить их к оседлому образу жизни и земледелию, вдохновить на труд и старание, чтобы их жизнь стабилизировалась и не зависела от воли случая.
Вместе с тем он думал о том, как помочь людям освободиться от пут социального превосходства и лжи религиозных предводителей всех мастей, связывавших их своими указаниями по рукам и ногам, лишая возможности мыслить самостоятельно, а значит и свободного выбора.
В этих раздумьях пророк пошёл к людям и сказал им:
«Теперь я расскажу искателям правды и мудрым людям о двух великих явлениях - добре и зле. И опишу способ прославления Единого Бога Души и Мудрости [Ахура-Мазды] и прославления Благо-Мыслия [Изеда Воху-Мана].
Я буду говорить о божественном знании и религии Правды [Аши], для того чтобы, став на путь добродетели, а именно - достоинства и совершенства, вы увидели Свет Истины [Спента-Манью] и стали обладателями всех божественных дарований [райской обители].
О, люди! Услышьте эту Истину устами разума и рассмотрите её со светлой мыслью и проницательностью.
Каждый мужчина и каждая женщина, сознательно и самостоятельно выберите свой путь — либо благой, либо порочный. И до наступления дня Страшного суда все вы, очнувшись и встав на ноги, идите и распространите эту Правду (Истину) по всему миру» (Ясна 30, п. 1-2).
То были первые речи пророка Аша Зартошта, обращённые к пастве. В них он говорил о Боге Едином и рассказывал о существовании и противоборстве сил добра и зла, побуждая каждого к решению, какой путь выбрать, равно, как и призывал людей к правде, благомыслию и добродетели (Ясна 30, п. 1-2) (Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии».- Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).)
Впоследствии его именем была названа религия зороастризма.
Внутренняя директива, которой должен обладать каждый последователь зороастризма - это триада, хорошо известная в мире как «благая мысль, благое слово и благое дело». По мнению ряда учёных-философов, эти три слова есть наивеличайшее морально-нравственное предписание, существующее в мире, а Аша Зартошт - великий, сведущий пророк-реформатор, который уместил все нравственные предписания и законы общества всего лишь в трёх словах - с авестийского «ховамат, ховахат, ховарэшт».
То есть только тогда, когда все мысли, речи и поступки всех людей в обществе будут правильными и праведными, в этом обществе не будет места ни лжи, ни злу.
При этом из трёх предписаний наибольшее внимание пророк уделял именно благомыслию, считая его главным, первенствующим, ведь при благих мыслях речи и поступки сами по себе станут благими. Значение мысли и мышления в религии Маздаясны поднято на самый высокий уровень. Мысль считается началом любого действия, поэтому даже по поводу принятия маздаяснийской (т.е. зороастрийской) религии Аша Зартошт говорил людям: «Выслушайте мои речи и взвесьте их в своих мыслях, и если ваша природная мудрость примет мои речи, то поверьте мне».
Фравахар: один из важнейших символов зороастрийской религии
Наряду с внутренней директивой у последователей зороастризма есть и внешний символ отличия - Фравахар. Это наиболее ценная составляющая всего человеческого существа, та самая крупица (монада) бесконечного бытия Господа Бога Ахура-Мазды, которая в сакральный момент прихода человека на землю (рождения) поселяется внутри его существа, чтобы быть и управлять его душой, обращая её в сторону совершенства и добродетели, а по окончании земного пути (после смерти человека) со всё той же искрой, чистотой и первозданной истинностью присоединиться к своему изначальному истоку - Ахура-Мазде.
Среди всех составляющих Фравахара именно крылья, делящиеся на три части, несут в себе символику той самой морально-нравственной триады, которой должен следовать человек, избравший для себя путь Правды (Истины).
В то время как юбка Фравахара, тоже состоящая из трёх частей, обозначает полную противоположность триады, а именно: «злую мысль, злое слово и злое дело», что на языке Авесты звучит как «дожмат, дожвахат, дожварэшт». Суть антитриады в том, что, только отказавшись от выбора в сторону зла (сбросив с себя злую мысль, злое слово и злое деяние подобно юбке), можно подняться вверх - взлететь на крыльях благой мысли, благого слова и благого деяния.
При этом две свешенные по бокам нити обозначают Спента-Манью (Свет Истины, Святой Дух, Добрый Нрав) и Лнгра-Манью (Ложь, Тьму, Злотворный Дух, Злой Нрав), которые в любой момент жизни человека могут проявиться в его мыслях, словах и делах. Долг каждого последователя зороастрийской веры - всегда помнить об этом выборе и идти дорогою Добра, никогда не становясь на путь Зла.
Символ Фравахара прочно прижился в зороастрийской традиции с давних времён. При этом одни соотносили его с обликом Творца Мира Ахура-Мазды, другие - с символом Его Могущества и Божественного Сияния, поскольку сам Господь Бог не может быть представлен материально. Иные считали Фравахар отличительным знаком султаната и шахиншаха, указывавшим на мощь персидского правителя, а также охранявшим его от зла и наставлявшим его на путь праведности во всех делах по управлению государством.
Как бы то ни было, каждый человек, надевавший на себя главный символ зороастрийской веры, понимал свою ответственность за те обязательства, которые на себя возлагал.
Сохранились эти принципы и поныне. Невзирая на все перипетии мировой истории, зороастризм сохранил себя как мировую религию, пусть и с меньшим числом последователей, став для многих учением не только по рождению, но и в результате поиска своего пути.
Фравахар на груди шаха - символ праведного правления, могущества и защиты
Согласно учению пророка Аша Зартошта, Ахура-Мазда есть Единый Бог-Творец Мироздания, создатель неба и земли. Будучи создателем и всех нравственных законов, он пребывает в центре всего естества, окружённый иерархией из семи подчинённых божеств - семи своих собственных различных качеств (Дух Святой и шесть Бессмертных Святых, называемых Амеша-Спента), коими являются:
Спента-Манью - Дух Святой;
Boxy-Ман - Благомыслие и Благонравие;
Аша-Вахишта - Всеобщая Истина и Порядок;
Кхшатра-Ваирья - Благое Царствование и Наилучшая Власть;
Спента-Армаити - Святое Благочестие и Благожелательность;
Хауреат - Целостность, Здоровье и Спасение;
Амертат - Бессмертие.
В некоторых источниках в этой «священной семёрке» на месте Спента-Манью (Духа Святого) находится сам Творец Ахура-Мазда, что не противоречит распределению сил в деле управления миром, хотя и вызывает споры историков.
Итак, Спента-Манью (с авестийского «дух святости») в древнеиранской мифологии дух-творец, дух-демиург, олицетворение созидательной мощи и благой сущности Ахура-Мазды, с которым Спента-Манью довольно часто отождествляется. В «Ведах» соответствия не имеет.
Согласно зороастрийским источникам, Спента-Манью наряду с Ахура-Маздой является создателем всех благих творений материального мира. На этой ниве они трудятся вместе. Ахура-Мазда, пребывая исключительно в духовной сфере - мире Меног, своими помыслами создаёт мир на уровне идей. И часто выступает как жрец - его созидание превращается в священнодействие, где он творит посредством священных мантр. Что же касается Духа Святого Спента-Манью, то он воплощает волю Ахура-Мазды путём воплощения его идей в виде материальных творений в мире Гетиг. То есть Спента-Манью - это творческая сила Ахура-Мазды, наполняющая бытие жизненной силой. Вместе они поддерживают в этом мире Ашу/Арту (Истину) - закон функционирования Вселенной, проявляющийся в Свете.
Согласно «Яшту» 8.48, Спента-Манью создал всё живое на Земле: «Тех, что живут под землёй, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, - всех тех, что населяют безграничный и бесконечный мир Спента-Манъю».
Совместно с Изедом Атаром (Огнём) Спента-Манью наблюдает за исполнением всех решений и приговоров, вынесенных Ахура-Маздой («Ясна Семи глав», 36, 1).
В космогонии «Гат» Спента-Манью фактически тождественен Богу-Творцу Ахура-Мазде и напрямую связан с «готическим» мифом о двух духах-близнецах (Ясна 30): Спента-Манью (Добрый Дух) и Ангра-Манью (Злой Дух).
В этом зерванитском мифе сокрыта изначальная доктрина дуализма нашего мира, заключающаяся в противостояние Добра и Зла от начала и до конца времён.
Из двух изначальных духов-близнецов «избрал себе Лживый - злодеяние, праведность - избрал для себя Дух Священный, чьё облачение - небесная твердь», — т.е. оба сделали свободный выбор между Добром и Злом. Точно так же этот выбор должен сделать каждый человек: «прислушайтесь ушами своими к наилучшему, проникнитесь ясным пониманием двух верований, дабы каждый перед Судным днём сам избрал одно из них...»
В этом непримиримом противостоянии двух духов-антагонистов, опять же, Спента-Манью противоборствует Ангра-Манью в мире материальном, в то время как Ахура-Мазда участвует в борьбе Добра и Зла в мире духовном. Более подробно данная тема раскрыта в следующей статье.
Спента-Манью, как Святой Разум и Свет Истины, проявляется, прежде всего, через мысль - знание и веру, что помогает людям совершать верный выбор, направляющий их по пути Арты (Праведности), способствующий изменениям в лучшую сторону, позволяющий раскрывать таланты и дарующий возможность творческой реализации.
Спента-Манью, как Источника Добра, связан с весельем, радостью, изобилием и счастьем - всё это, как награду, он ниспосылает тем, кто не скупится на добрые слова и дела, избегает в своих речах лжи и сторонится злодеяний. Через него проявляется благодать божьего духа, пробуждение внутреннего света и духовного выбора в сторону добра.
И если Бог (Ахура-Мазда) - это Истина, то его сущность в образе Духа Святого (Спента-Манью) - это Свет Истины.
Взаимопроникновение символики двух учений: астрологического и библейского. Дух Святой в образе Голубя в окружении четырёх евангелистов и их «тетраморфа» - астрологических представителей 4 знаков Неподвижного Креста Зодиака: Телец (Лука), Лев (Иоанн), Скорпион, или Орёл (Марк), как высшая ипостась Скорпиона, Водолей, он же Человек, символ знака Водолея (Матфей).
В более поздних (пехлевийских) источниках, как и далее Спента-Манью упоминается крайне редко, всё больше отождествляясь с самим Хормаздом (Ахура-Маздой).
Из-за сходства образов зороастрийского Спента-Манью и библейского Святого Духа учёными выдвигалась гипотеза об их исторической взаимосвязи. Однако более убедительной представляется версия, что образ Спента-Манью является теологическим нововведением Аши Зартошта, к которому пророк пришёл в результате собственных исканий. Тем более что зороастрийский Спента-Манью старше евангельского Святого Духа, возможно, даже лет на пару тысяч!
В христианском вероисповедании и иконописи образ Святого Духа действительно занимает одно из центральных мест, поскольку с ним соотносится одна из трёх ипостасей Триединого Бога, а именно Бог Святой Дух, входящий в Святую Троицу. Особую значимость Святого Духа в жизни каждого верующего и всей паствы признаёт большинство традиционных христианских конфессий.
В начале
сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною,
и Дух Божий
носился над водою...
И сказал Бог:
«Да будет свет!» И стал свет.
И увидел Бог свет,
что он хорош,
и отделил Бог
свет от тьмы. Бытие 1:1-4
Святая Троица есть Единосущный и Триипостасный Бог: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
У всех лиц Пресвятой Троицы одна всеблагая воля, одна сила и власть. Бог Отец является источником воли и действия Святой Троицы, совершителем - Бог Сын, который действует посредством Святого Духа.
Иоанн Дамаскин (VIII век) о сути Триединого Бога: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе (не прежде огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе!), и как свет всегда рождается от огня и всегда в нём пребывает и никогда от него не отделяется, — так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».
А. Рублёв «Троица». XV век.
Святой Дух - лицо Святой Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. И если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Бога Сына - в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской Церкви всё более заметным становится суждение о Дарах Святого Духа.
Тема даров Святого Духа подробно рассматривается апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам, где основополагающими считаются вступительные слова:
«Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
Явление Духа Святого в виде летящего Голубя (голубь на потолке под крышей -изображение, часто встречаемое в христианских церквях и соборах)
Принято считать, что ключом к пониманию этих даров является слово «проявление». Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Дух Божий являет Себя органам чувств этого человека.
Каждый из выше перечисленных даров - сверхъестественное проявление Духа Святого, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не самого верующего, но личность Духа Святого, все они сверхъестественны по своему характеру.
Христиане верят, что «Дух Святой на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, всех праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых» (Лук. 1:35).
Также христиане верят в то, что именно через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лук. 1:35).
В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил о том, что Святой Дух впоследствии «обличит мир о грехе, о правде и о суде» (Ин. 16:7-11).
Иисус Христос называл Святого Духа «Утешителем»: «Когда же придёт Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне» (Ин. 15:26).
С действиями Святого Духа связывают таинство крещение Святым Духом, а также дары и плоды Святого Духа.
Но если о дарах Святого Духа, как сверхъестественных способностях, ниспосылаемых на человека, уже было сказано, то плодами Святого Духа в новозаветном богословии принято считать добродетели, которые требуют помимо непосредственных усилий самого человека помощи Бога. Их называет апостол Павел в Послания к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).
Есть у Святого Духа в христианском календаре и свой праздник - День Святого Духа, или Духов день, установленный Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа», который приходится после Пасхи на 51-й день в православии и на 50-й день в католицизме.
В восточнославянской традиции он назывался не только Духов День, но и «Именины Земли», «Земля-Именинница», потому что, по поверью, «в этот день она сотворена».
Вплоть до начала XX века на Руси повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне праздника Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям» и «появляется в домах». Считалось, что в Духов день земля «беременна урожаем», и её нельзя трогать - вскапывать, пахать, бороновать, засевать, вбивать колья и палки и пр.
По поверьям, в сам Духов день, перед восходом Солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны, поэтому многие, помолясь с утра Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая ухом к земле. Но при этом в поверьях утверждалось, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям.
Также крестьяне-славяне верили, что в Духов день души умерших предков прилетают на землю и садятся повсюду на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на «божницу» (небольшое обрядовое деревце -«троицкую берёзку», которую после сжигали на Купалье). Поэтому перед Духовым днём всегда поминали предков, как впрочем, это делают и сейчас, равно как и украшают дом берёзовыми ветками (особенно в сельской местности).
В народе считалось, что «Духова дня, как огня, страшится вся бродячая по земле нечисть, т.к. с Неба сходит священный Огонь, который испепеляет злых духов».
Как видим, христианский Святой Дух (как проявление Триединого Бога Отца) и зороастрийский Спента-Манью (проявление Единого Бога Ахура-Мазды) во многом схожи. И эта схожесть заключается, прежде всего, в том, чтобы направить человека на путь Истины, помочь ему в духовном поиске, научить его жить праведно, не совершая зла (в христианстве) и активно борясь со злом (в зороастризме).
Но всё же самым дорогим подношением Спента-Манью, как божественного света Истины, является демиургический свет Ахура-Мазды, который он, Святой Дух и Разум, доставляет с небес на землю всем жаждущим творить.
Спента-Манью, как Святой Дух, особенно ярко проявляется в жизни людей, внутри которых пробуждается дух Творца, причём независимо от рода их деятельности, но людей, вдохновлённых тем, что они делают. Разумеется, в первую очередь, это касается людей творческих профессий: поэтов, писателей, музыкантов, танцоров, художников, актёров, а также учёных-исследователей всех наук и знаний, открывателей новых законов, изобретателей... Ведь в моменты творческого подъёма (букв, «творческого экстаза») нисходит такое вдохновение, такой прилив божественной энергии, который может быть сравним разве что с самыми восторженными состояниями в жизни, а то и сильнее! И лишь успевай запоминать и записывать всё то, что льётся в твой мозг, и лишь успевай переживать все те эмоции, которые бурлят в твоей душе и твоём сердце... А после со словами «Спасибо, Господи, за мысль и вдохновение!» наступает абсолютная радость, наслаждение от пережитого. Это и есть счастье. Счастье - быть Творцом!