АМЕША-СПЕНТА ХАУРВАТАТ

Опубликовано star72 -

Пантеон зороастрийских божеств


Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:

Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).

Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии».- Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).

Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зороастрийцев». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).

Ферейдун Джонейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бони-аде Нишабур», 1358 (1979).

***

В пантеоне божеств зороастрийской религии Амеша-Спента, или Бессмертный Святой, ХАУРВАТ (с aeecm. Xaypeamam, пехл. Хурдат, фарси Хордад, Хорезм. Харудад, согд. Рабат, ахем. Тайгярчи и другие названия) - это один из семи высших архангелов, оберегающий жизнь людей на земле. В его священном имени слово «хаурва» означает совершенство, целостность (полноту жизни), здоровье и спасение, а суффикс «mam» указывает на принадлежность этого слова к женскому роду.
 

Пара Амеша-Спента Хаурват и Амертат (на современном фарси - Хордад и Амердад), а в зороастрийской религии есть такое понятие, как парные ангелы (они же Изеды), означает единение двух обожествлённых символов: «Совершенство, или полнота жизни человека на земле» и «Бессмертие, или вечный дар жизни в другом мире». По сути, стремление человека к совершенству в земном мире ведёт его к спасению и бессмертию в мире небесном.

Человек праведный, следуя за этими двумя дастурами, или архангелами-близнецами, обретёт как душевную радость, полное наслаждение и удовлетворение в земном мире, так и спасение, бессмертие в мире загробном.

В зороастрийских текстах эти два архангела-близнеца очень часто, если не всегда, превозносятся вместе и, к примеру, в Гатах ни в одном из стихов не упоминаются врозь.

«Совершенство (Хордад) и Вечность (Амердад) считаются питьём и снедью (водой и едой) духов в загробном мире», - сказано в Ясне 34, гате 11.

Ахура-Мазда говорит: «Те, которые будут следовать Истине, получат радостную весть о даре Совершенства и Вечности» (Ясна 44, гата 17). И далее: «Те, которые будут слушаться Пророка [Аша Зартошта], достигнут Совершенства и Вечности»(Ясна 45, гата 5).

«Молю тебя, о, Азар (Огонь) Ахура-Мазды! Во время наивеличайшего божественного испытания сохрани нас, и даруй нам то Великое Прощение и ту Великую Радость, что исходит от Совершенства и Вечности» - сказано в молитвенном обращении в Ясне 58, гате 7.

«Каждый из этих двух Амеша-Спента был признан достойным специального гимна, то есть священной мантры, читая которые люди получают правильное осведомление о Совершенстве и Вечности», - говорится в Ясне 31, гате 6.

Кстати, заметим, что именно в Хордад-яште (пункте 9) сказано о том, что мантры не должны передаваться кем-либо кому-либо, кроме как отцом своему сыну, братом - брату, и учителем - своему ученику; да и читать их нужно исключительно правильно и в особом ритме.

Древний Иран. Барельеф. Ангелы-Близнецы


В Авесте всех чтецов мантр называют «мантэрами»; именно они после тщательного обучения чтению священных стихов (гимнов, прославляющих богов) с их особым ритмом и специфическим произношением имели право читать мантры вслух во время религиозных церемоний.

Символами, или отличительными атрибутами, Амеша-Спента Хордада и Амердада являются Вода и Растения.

В текстах Ясны и авестийских письменах книги Пазанд Амеша-Спента Хордад считается ответственным за стихию Воды, а Амеша-Спента Амердад отвечает за стихию Растений - вдвоём, объединяя усилия, эти архангелы-близнецы дают людям лекарство и лечат больных (Ясны 3,4 и 8).

«О, тот, кто с помощью своего Святого Разума создал Воду и Растения, символ Совершенства (Хордада) и символ Вечности (Амердада), в день Страшного суда посредством Амеша-Спента Boxy-Мана придай мне силы и стойкости!» - говорится в Ясне 51, гате 7.

Однако с течением времени многие авестийские тексты существенно изменялись, правильнее сказать, упрощались. Так, например, в более древних авестийских письменах Амердад является представителем Бессмертия и Вечности Ахура-Мазды, но уже в пехлевийских сочинениях его обязанности сводятся исключительно к защите Мира Растений и соответственно Земли, на которой они произрастают. Следовательно, те люди, которые будут усердствовать в земледелии (выращивании растений и деревьев), ублаготворят Амердада и после своей смерти попадут в рай.

 

А так как Амердад сотрудничает с Хордадом, и вместе они дарят мирянам еду и воду, то от них же (архангелов) исходит совет пророку Аша Зартошту - направлять людей к усердию и старанию в правильном использовании воды и растений, к уважительному отношению к этим стихиям.

В частности, Амеша-Спента Хордад даёт такое поручение Аша Зартошту - научить всех людей мира тому, чтобы они постоянно поддерживали чистоту воды и правильно её использовали. И даёт тому такое объяснение: вода - это важнейший фактор благополучия и приумножения всех жизненных благ на земле, ведь с водой и приготовленной на ней пищей жив и человек, и животное, и растение.

Те люди, которые поддерживают в чистоте источники воды и правильно её использует, радуют этого Архангела, и, наоборот, те люди, которые не используют воду по её назначению или загрязняют её, огорчают Его, и как сказано в священных текстах, души таких людей не попадут в рай.

«Оба Амеша-Спента, Хордад и Амердад, совместно определяют свою меру воздаяния всем благодетельным душам после смерти тел, в которых они находились в земном мире», - сказано в Хормозд-яшт (п. 25).

Аша Зартошт говорит: «Ахура-Мазда с помощью своих архангелов Boxy-Мана и Аша-Вахишты одарит нас в своей стране Совершенством и Вечностью» (Ясна 45, гата 10). По сути, одарит нас Спасением и Бессмертием, олицетворением которых являются Хордад и Амердад.

Однако есть у Хордада и Амердада и противостоящие им дивы - чудовищные порождения сил зла Ангра-Манью; их именами служат Таридж и Заридж.

Вендидад: «Один из них — див сухости и засухи, другой -див жары и обезвоживания»(Р. 10, п. 9; Р. 19, п. 43).

Див Таридж (Таурви - безводие, засуха) противостоит Амеша-Спента Хордаду, образуя шипы и яд в растениях. Если кто пойдёт по земле босыми ногами и поранит ногу колючкой, острым камнем или будет укушен жалящим насекомым, див Таридж будет этому безмерно рад. В конце бытия он будет уничтожен Хордадом (Бондахеш: 28, п. 13).
 

А так как Амердад сотрудничает с Хордадом, и вместе они дарят мирянам еду и воду, то от них же (архангелов) исходит совет пророку Аша Зартошту - направлять людей к усердию и старанию в правильном использовании воды и растений, к уважительному отношению к этим стихиям.

В частности, Амеша-Спента Хордад даёт такое поручение Аша Зартошту - научить всех людей мира тому, чтобы они постоянно поддерживали чистоту воды и правильно её использовали. И даёт тому такое объяснение: вода - это важнейший фактор благополучия и приумножения всех жизненных благ на земле, ведь с водой и приготовленной на ней пищей жив и человек, и животное, и растение.

Те люди, которые поддерживают в чистоте источники воды и правильно её использует, радуют этого Архангела, и, наоборот, те люди, которые не используют воду по её назначению или загрязняют её, огорчают Его, и как сказано в священных текстах, души таких людей не попадут в рай.

«Оба Амеша-Спента, Хордад и Амердад, совместно определяют свою меру воздаяния всем благодетельным душам после смерти тел, в которых они находились в земном мире», - сказано в Хормозд-яшт (п. 25).

Аша Зартошт говорит: «Ахура-Мазда с помощью своих архангелов Boxy-Мана и Аша-Вахишты одарит нас в своей стране Совершенством и Вечностью» (Ясна 45, гата 10). По сути, одарит нас Спасением и Бессмертием, олицетворением которых являются Хордад и Амердад.

Однако есть у Хордада и Амердада и противостоящие им дивы - чудовищные порождения сил зла Ангра-Манью; их именами служат Таридж и Заридж.

Вендидад: «Один из них — див сухости и засухи, другой -див жары и обезвоживания»(Р. 10, п. 9; Р. 19, п. 43).

Див Таридж (Таурви - безводие, засуха) противостоит Амеша-Спента Хордаду, образуя шипы и яд в растениях. Если кто пойдёт по земле босыми ногами и поранит ногу колючкой, острым камнем или будет укушен жалящим насекомым, див Таридж будет этому безмерно рад. В конце бытия он будет уничтожен Хордадом (Бондахеш: 28, п. 13).
 

Див Заридж (приятель Тариджа) противостоит Амеша-Спента Амердаду, его обязанность - отравлять и уничтожать растения, насылая на них всякие болезни. В конце бытия он будет уничтожен Амердадом (Бондахеш: 30, п. 29).

Замьяд-яшт: «Оба Амеша-Спента, Хордад и Амердад, во время засухи и безводия на полях сокрушают дивов, насылающих на людей страдания от жажды и голода» (п. 96).

Хордад-яшт: «Тот, кто будет многократно призывать на помощь Амеша-Спента Хордада, будет постоянно очищаться от всяческих нечистот, все болезней и разных телесных страданий» (п. 2).

Как оказалось, Амеша-Спента Хордад имеет самое непосредственное отношение к календарю. Так, в более поздних авестийских письменах Хордад-яшт и молитвах Пазанда, именно Амеша-Спента Хордад предстаёт как течение лет, месяцев и дней, а также является представителем всех времён года. Возможно, это связано с сезонными изменениями состояния воды, стихии Хордада: весна -таяние снега и льда; лето - это вода, питающая землю; осень - дожди и полноводие; зима - замерзание воды и превращение её в снег и лёд. Или же «воды» Хордада - это всё та же река Времени, смывающая всё на своём пути и обновляющая мир, как говорится: «Всё кануло в Лету».

Интересна и календарная взаимосвязь Амеша-Спента Хордада с самим пророком-реформатором зороастрийской религии Аша Зартоштом, день рождения которого празднуется именно в День Хордада (Шестой день 30-дневного солнечного календаря) месяца Фарвардин.

Книга «Сад-дар»: «Так как в день Хордада месяца Фарвардин был рождён от матери Аша Зартошт, распространитель учения Амеша-Спента Хордада, то даже само существование величественного Аша Зартошта есть истинный дар Амеша-Спента Хордада нам, мирянам» (р.52).

С самых давних времён наивеличайшим праздником в зороастрийском Древнем Иране считался День Хордада месяца Фарвардин, называемый Большим Ноурузом.
 

Этот величайший, с точки зрения иранцев-зороастрийцев, день имел для них огромную важность, поскольку они верили в то, что многие из великих событий в мире, которые уже произошли в прошлом или ещё произойдут в будущем, состоятся именно в этот день - 6 Фарвардина.

Вот их неполный перечень:

  •  появление души и движения в мире (первичное оживление мира, буквально рождение мира);
  •  появление Иранской земли;
  • появление двух ветвей риваса (ревеня) Михри и Михрияне (Адама и Евы, по другому названию - Машие и Машиане) из семени царя Киюмарса, которые стали праотцом и праматерью всех живых существ в земном мире (Киюмарс - это царь Каюмарс/Гайомарт, перво-царь, создатель цивилизации, одолевший Ахримана, а потом погибший от него же);
  •  рождение великого царя Хушанга, при котором на земле наступил небывалый расцвет, даровавшего людям огонь, а впоследствии учредившего культ Огня и праздник Садэ (сто дней зимы) в память об открытии стихии Огня;
  •  разделение царём Ферейдуном мира на три части и передача их своим троим сыновьям - Ираджу, Сальму и Туру; 
  • убийство коварного Афрасияба, пытавшегося похитить Хварну, за кровь Сияваша рукой Кей-Хосрова;
  •  метание стрелы великим воином Арашем-лучником, вложившим в её полёт все свои силы и сразу же павшим без сил, что и определило бескрайние границы Ирана;
  •  появление с миссией пророка Аша Зартошта, реформировавшего и возродившего зороастрийское учение; ...
  • появление Бахрама Варджаванда (Могущественного) для спасения иранцев от арабов-захватчиков...

     

Все эти события, записанные в пехлевийских письменах на нескольких страницах в их хронологической последовательности, говорят о значимости этого дня (6 Фарвардина) в древнеиранской истории, напрямую связанной с зороастрийской религией. Равно как и древнеперсидский поэт Фирдоуси в своём знаменитом «Шахнаме» упоминает этот день всякий раз, когда кто-то из царей собирается в какой-либо дальний значимый для страны поход: «Вышел из шахского дворца в благое время, в день Хордад».

Коль уж речь зашла о дне рождения зороастрийского пророка-реформатора Аша Зартошта, приведём краткое исследование иранского учёного Забих Бехруза (Забих Бехруз (17.07.1890-12.12.1971) - иранский учёный, математик, этимолог, лингвист, астроном и драматург.).

Забих Бехруз обратил внимание на тот факт, что во всех исторических и астрологических книгах говорится о том, что Аша Зартошт наблюдал за небесными светилами и внёс правки в календарь путём добавления дополнительных дней и месяцев, а также исправил и упорядочил все даты в летоисчислении «старой» астрологии. После прочтения согласующихся друг с другом преданий, касающихся периода Аша Зартошта, которые дошли до наших дней из иранских и неиранских источников, и, проведя более точные астрологические вычисления, Забих Бехруз пришёл к выводу: датой рождения пророка Аша Зартошта является день Хордад месяца Фарвардин 1768 года до нашей эры.

Другие группы учёных-иранистов тоже признают, если не саму дату конкретно, то именно этот период, как время рождения зороастрийского пророка-реформатора. День рождения Аша Зартошта (6 Фарвардина) считается одним из важнейших дней Календаря всех последователей зороастрийской веры и отмечается особыми празднествами.


Чистая родниковая вода, налитая в металлическую чашу, - атрибут Амеша-Спента Хаурвата на любом праздничном столе последователей зороастризма.

Наряду с этим у Амеша-Спента Хордада существует и свой собственный праздник, называемый Хордадеган; он отмечается в день Хордад месяца Хордад [что по европейскому календарю приходится примерно на 25 мая (5°Близнецов)].
 

Исстари в этот день все последователи зороастрийской веры выходили на берега рек, озёр и других источников, молились и прославляли Ахура-Мазду и Амеша-Спента Хордада.

Другой день календаря, связанный с Хордадом и Благой Чистой, называемый иногда днём целителей и исцеляющей живой (холодной) воды в чистых естественных источниках, приходится на перекрестье месяцев Хордада и Тиштрии [17-18 июня, 28° П]. Искупавшись в этот день в природном источнике, по сути выпив из «чаши исцеления» Хордада, можно обрести не только физическое здоровье, но и душевную гармонию, то есть обрести Целостность Хаурвата.
Поскольку именно охрана вод была самым значимым из всех обязательств Амеша-Спента Хордада, великий иранский мобед Адурбад Махраспандан (Адурбад Махраспандан (прибл. 290-371), мобедан мобед Сасанидского Ирана («Украшатель Веры»), выдающийся зороастрийский священник и учитель веры, отстоявший свое вероучение перед лицом еретиков и составивший основную редакцию сборника священных текстов Авесты) обо всех днях этого Архангела сказал так: «В день Хордад рой канал и ручей!».


Дар и закон Хордада - чистота, свежесть, плодоношение и благополучие. Содержите себя в чистоте: чистота тела - это чистота и праведность души, или «ашуи души». Всегда и везде заботьтесь о чистоте воды - именно в ней причина чистоты, существования жизни и благополучия мира. Не сбрасывайте в воду всякую грязь и нечистоты. Не мойте в проточной воде ни тело, ни одежду. Создавайте «кяризы» (подземные оросительные реки-каналы в Иране), заставляя тем самым сухую землю плодоносить.

 

 

 


 






 

Разделы