КУЛЬТ АРДВИСУРЫ АНАХИТЫ В ДРЕВНЕМ ИРАНЕ

Опубликовано star72 -

Поиски следов, оставшихся от древних религий, чем-то похожи на прогулку по развалинам старинного замка. В огромном пространстве этого замка, например, в резиденции Ахеменидских правителей в Шуше (в древних Сузах) можно увидеть бесчисленные камни, которые когда-то с огромным терпением и мастерством готовили для строительства величественного здания. Колонны, их основания, самые разнообразные наскальные рельефы - все это в далеком прошлом замка занимало определенное место и имело свое значение.
Существует множество повествований о падишахах и их замках. Но история показывает, что как только закатывается счастливая звезда какой-нибудь династии, то те, которые после нее выходят на сцену, пытаются по мере возможности разрушить оставшееся от своих предшественников.

К примеру, взглянув на полусгоревшие стены Тахте-Джамшид (Персеполиса), можно легко заметить, насколько разрушительной была эта жажда власти и мести.
Древние религии, сходные с величественными сооружениями мысли, имели судьбу, схожую с падишахскими цитаделями. И каждый раз, когда приходила новая религия, занимая место прежней, она пыталась доказать свое превосходство путем представления старой религии как низкой и не достойной доверия. В большинстве этих случаев боги поверженных религий либо уничтожались, либо приобретали незначительные роли. Например, когда-то Митра и Анахита были «хотае-хотаен», то есть «богами богов» (в древности слово «хота», а в современном фарси слово «хода», означает «бог»), а затем заняли место богов второразрядных.
Следы религиозных изменений хорошо прослеживаются в местах поклонения, поскольку зачастую предводители и последователи новых религий строили свои места поклонения («маабады») на местах поклонения прежних религий, и сегодня на месте многих священных сооружений можно найти следы древних религий. И это явление не относится к одной определенной стране или религии.
Например, в средневековой Испании мусульмане после победы над христианами превратили церкви в мечети, а после того, как правление оказалось опять в руках христиан, те же мечети снова стали использоваться в качестве церквей. В Иране аналогичное явление можно наблюдать в городе Урумие (Иранский Азербайджан), где по рассказам жителей бывший храм Огня стал мечетью. А в нашем Советском Союзе под что только не использовались церкви?..
В свою очередь, христиане разрушали михрабы и наносили вред митраистам в Европе, уничтожали храмы поклонения Митре и Анахите в Армении, разрушали храмы Огня в Иране, стараясь тем самым уничтожить все следы древне-арийской культуры и цивилизации. Причиной такой вражды и такого оголтелого уничтожения другой культуры БЫЛО не что иное, как удовлетворение собственного комплекса неполноценности.
Разумеется, такая историческая судьба не касается непосредственно религии, то есть самой веры, потому что природа религиозного убеждения требует, чтобы последователи определенной религии не признавали ни одну другую религию, равной своей религии (точнее, имеют на это право).

anahita.jpg
Одно из многочисленных изображений Ардвисуры-Анахиты

На основании сказанного нужно признать, что рассмотрение древних религий - нелегкая задача, и в большинстве случаев упоминание о религиях Древнего мира можно найти лишь в книгах о других религиях, да и то в исправленном, искаженном виде. Можно разобрать основание одного места поклонения и увидеть, что под ним находятся следы другого, более древнего места поклонения. Можно проанализировать основы и принципы древних религий и увидеть, что среди их внешних противоречий есть следы убеждений, принадлежавших более древним религиям.
Из всех религий и верований Древнего Ирана на его территории до сих пор существует и действует религия зороастризма. От остальных же древних верований остались лишь разрушенные места поклонения и разрозненные письменные источники, но только с их помощью можно приобрести сведения об этих религиях. Например, поклонение Митре и Анахите в далеком прошлом перешло границы Ирана и приобрело своих последователей на других территориях, оставив там следы этих культов, сохранившиеся до сегодняшних дней.
Но вернемся в Иран, поскольку именно там все еще стоят и храмы Огня - священные места зороастрийцев, и храмы Воды (правда, уже без воды) - бывшие места поклонения богине небесных вод - Ардвисуре Анахите.
В философии древнеиранского пророка Заратуштры Ардвисура Анахита является обладательницей вод мира, и ее имя обозначает «полноводная, сильная, чистая река». Поэтому понятно, что слова Заратуштры «не обижайте Ардвисуру Анахиту» означают «не загрязняйте чистую воду». Со временем это имя превратилось в имя Анахита, смешалось с древнеарийскими легендами и приняло облик прекрасного Изеда, ангела женского рода.

tag-e-Bastan.jpg
Изображение Анахиты на вершине колонны в Таге-Бастан (Иран)

Одно из наиболее древних изображений Ардвисуры-Анахиты
Исфахан, Иран

Анахита - ангел, отвечающий перед Господом Богом за воды, а также название одной из легендарных рек, которая, согласно Абан-яшту, по указанию Ахура-Мазды спустилась со звезд на землю.
Согласно ахеменидским письменам, Анахиту считали одним из главных зороастрийских Изедов, охраняющим воды и дающим изобилие, богатство и могущество тем, кто строит свою жизнь по принципу чистоты и мудрости. Еще одной обязанностью этого Изеда была защита поколений и помощь в рождении большого количества детей (одна из обязанностей Анахиты - очищение семени у мужчин и яичников у женщин; также считалось, что Анахита помогает женщинам во время родов). Последователи Анахиты, начиная с очень давних времен, распространили поклонение Анахите в самые отдаленные уголки мира того времени.
В Абан-яште Авесты Ахура-Мазда поставил Анахиту защитником святых творений и хранителем его собственных созданий (Абан-яшт, 13-15).
В Дин-яште (п. 64) этот Изед описывается следующим образом: «Ардвисура Анахита - это красивая девушка, богатая, прекрасно сложенная, на ее талии - пояс, она стройная, высокая, из знатного рода, благородного происхождения, на ее ногах сверкающие туфли, крепко завязанные золотыми завязками». Начиная с п. 137 и далее говорится: «В ушах у Ардвисуры Анахиты четырехугольные золотые серьги, а вокруг ее изящной шеи — ожерелье. На ее талии повязан пояс таким образом, что ее груди принимают красивую, привлекательную форму. На голове Ардвисуры Анахиты - корона, украшенная Сотней звезд, золотая восьмиконечная корона, украшенная лентами, из-под которой выступают завитки волос. Ардвисура Анахита одета в одежды из тигровой шкуры, ее волосы сияют как золото и серебро».
Основываясь на этом описании облика богини, ученые предполагают, что все это было сочинено тогда, когда этому ангелу была поставлена статуя, сделанная из камня или металла с такими же чертами.

Согласно письменам Берасуса, Ардашир Длиннорукий впервые в Иране сделал поклонение этой богине обычным делом, и какое-то время, согласно Абан-яшту, этот ангел имел множество сторонников и почитателей.
Говорится также, что в Древнем Иране цари и воины просили у этого ангела быстроходных лошадей и действенного оружия, чтобы она сделала их победителями в войне с врагами Ирана, религиозные лидеры просили у нее знания и мудрости, девушки - добрых, сильных и трудолюбивых мужей (Абан-яшт, 17-106), а женщины — об облегчении им состояния беременности и наполнения их грудей молоком (п. 87).
Так же сказано о том, что Ардвисуру злят те, кто загрязняет воды, и в особенности те, кто бросает в воду мертвые тела или падаль (Вендидат, р. 6, п. 26-29).

Статуя Ардвисуры Анахиты(высота около 5 метров)
Таге-Бастан, Иран

Слово «Ардвисура-Анахита» состоит из трех слов:
• первая часть «ардви» означает «возвышаться», «расти», «увеличиваться»;
• другая часть «сур» означает «сильный», «могучий»;
• третья часть «ан-ахита» означает «чистый», «незагрязненный», а вот слово «ахита» в авестийском языке означает «загрязнение» и «грязь». Это то самое слово, которое в результате преобразования в пехлевийском языке стало произноситься как «ахук», а в персидском дари - «аху», что означает «недостаток». В арийском языке существует правило: если мы хотим построить слово с обратным значением, то добавляем к нему приставку «а». Например, «дат» означает «справедливость», а «адат» - «несправедливость» и «гнет».
Это правило и поныне действует в других арийских языках (например, normal -anormal). Но если слово начинается с гласной буквы, для придания ему обратного значения следует добавить приставку «ан». Поэтому слово, обратное слову «ахита», звучит как «ан-ахита», что означает «негрязный», «чистый».
В результате словосочетание «Ардвисура Анахита» означает «растущая, сильная, чистая река».

Изображение Ардвисуры Анахиты на серебряном сосуде (Иран)

И это название использовалось как для названия Изеда Воды, так и для названия мифической Небесной реки, воды которой сравнимы со всеми водам мира, и эта река, стекая с горы Хакар, впадает в море Фарахкадр, заставляя вскипать океан. И от этой великой реки отходит тысяча рек, каждая из которых может напоить весь мир (дословно «хафт кешвар», что означает «семь стран»), и на берегу каждой из этих рек стоит дворец с тысячей колонн и тысячей дверей.
Именно такой древнейший дворец Анахиты, точнее музей его руин, стоит в Иране в небольшом городе Кангавар. Но когда-то это было важнейшее место поклонения Богине Нахид - покровительнице воды, изобилия, плодовитости, плодородия, идеалу женской красоты. Здесь находился «маабад» Анахиты, расположенный на одной из главных дорог персидских царей между Хамаданом (в древности Экбатаны) и Керман-шахом. Согласно данным археологических раскопок, размеры этого некогда великолепного дворца составляли 220 метров в длину и 210 метров в ширину. Наибольшая высота его стен, которая располагалась на южной стороне, была 32 метра (то есть примерно с 10-этажный дом!). Колонны, украшавшие дворец, составляли 3,54 метра в высоту и состояли из трех частей - основания, столба и головы. Дворец впечатлял своей монументальностью и великолепием.

Руины дворца Ардвисуры Анахиты (маабад Анахиты - место поклонения) - г. Кангавар, Иран

bishapur_palace_1.jpg

bishapur_temple_anahita_1.jpg

bishapur_aerial.jpg
Руины храма Ардвисуры Анахиты, построенного шахом Шапуром I
(вверху: слева — главный вход в храм, справа — лестница, ведущая в подвалы,которые постоянно заполнялись чистой водой;

Tunnel.jpg

Tunnel2 water canal.jpg
тунели и каналы для воды в храме

PalaceTemple%20Plan.gif
схема дворца Анахиты

г. Бишапур, Иран

Другой не менее интересный дворец Анахиты находился в свое время в городе Бишапур в Иране (построен Сасанидским шахом Шапуром I). Сейчас это руины храма-музея Анахиты, под камнями которого осталось огромное количество ценнейших исторических экспонатов. Те же, что находились па поверхности земли, были вывезены в Лувр (Париж).
Согласно рассказам смотрителя музея, во времена Шапура I все подвальные помещения этого храма, раз в неделю в обязательном порядке заполнялись чистой водой - «новая вода» поступала из протекавшей рядом реки (в настоящее время река полностью высохла), а «старая вода» уходила на орошение находившихся рядом сельскохозяйственных угодий. Подвалы храма представляют собой узкие длинные коридоры, размещенные на разных уровнях по высоте, в которые ведут многочисленные лестницы-ступеньки.
Но более всего привлекает внимание высокая передняя стена храма, с которой, словно гирлянды, спадают настоящие зеленые растения. Невзирая на зной пустыни (вокруг лишь песок и камни), листья растений зеленого цвета. И даже раз в году (в Новруз) они зацветают белыми цветами, радуя многочисленных посетителей.

bishapur_temple_anahita_3.jpg
Стена храма Ардвисуры Анахиты, на которой растут цветы даже в летний зной при температуре 40-45°
г. Бишапур, Иран

Как видим, преемники ахеменидских царей показали большее стремление к религиозной свободе - вместе с храмами Огня они строили маабады Анахиты. Да и в их письменах (в частности, у Ардашира II) наряду с Ахура-Маздой упоминаются Изед Митра и Ардвисура Анахита.

В ахеменидских царских дворцах тоже можно наблюдать освобождение религиозного горизонта, хотя и в меньшей степени, чем во времена Сасанидов. Например, в древнем замке в Шуше (в древних Сузах) на расстоянии нескольких сотен метров один от другого находятся два маабада - место поклонения Ардвисуре Анахите и место поклонения Изеду Мехру (Митре). Здесь же была найдена и керамическая плитка с изображением богини Небесных Вод.
Попала Анахита и в знаменитый некрополис персидских царей Нагше Рустам, расположенный в стене высокой горы и украшенный каменными рельефами, рассказывающими о жизни царей, их деяниях и подвигах.
В частности, заслуживает внимания рельеф, на котором изображена коронация шаха Парси (293-304 гг. н.э.), получающего диадему из рук Ардвисуры Анахиты, древнеиранской богини небесных под и месопотамской богини изобилия.

Изображение Ардвисуры-Анахиты на керамическом изделии, найденном в городе Шуш (Сузы), Иран

narse anahit.jpg
Коронация шаха Нарси (рельеф в Нагше-Ростам, Иран)

Богиня Анахита, изображенная как женщина, стоит справа от Нарси. Ее извивающиеся волосы выступают над зубцами короны. Ее драпирующееся платье в виде стекающих вод опоясано на талии и зафиксировано брошью на груди ниже ожерелья из жемчуга. Между шахом Нарси и богиней Анахитой находится младенец (голова которого стерта на рельефе), вероятно, это наследный принц Хормозд П. Корона короля выполнена в виде земного шара и по своим размерам выше короны богини, подчеркивая тем самым его величие. Все украшения шаха (костюм, ленты) тоже показывают блеск царского сана.

Когда же в Иран пришел ислам и на зороастрийских богов был наложен запрет, храмы Анахиты стали называть «Башнями Девы» или «Башнями Девушки». И до сих пор развалины этих храмов называются «Башнями Девы», например, Чехель-дохтар - «Сорок дев», или Поле-дохтар - «Мост Девы».
Одним из самых больших храмов Ардвисуры Анахиты считается храм по дороге в Нейшабур, Туе и Торбате Хейдарие, который местные жители называют «Бальгур-ханэ-дохтар», что означает «Дом Девы». О величии его стен трудно что-то сказать, можно лишь надеяться на то, что случай поможет оказаться там и увидеть его своими глазами. Еще один огромнейший древний храм поклонения Анахите находится на юго-западе Бардаскана Кашмира.
Не меньшего внимания заслуживает и храм Ардвисуры Анахиты, называемый в наши дни «Крепостью Девы», который был выстроен Ардаширом Бабаканом в городе Фирузабад на юге Ирана.

Firuzabad01 dvorec Ardashira.jpg
Дворец Ардашира в Фирузобаде

Согласно историческим сведениям Ардашир, младший сын Бабака Сасана, был жрецом этого храма Анахиты, выстроенного им на берегу водоема.

(Бабак был сыном или, может быть, воспитанником Сасана, который во времена парфян пришел к власти на земле Парса, и от которого династия Саеанидов взяла сное имя. Когда Бабак стал шахом, он воспользовался слабостью парфян в Парсе и объединил большую часть этой провинции. Ардашир с восшествием на царский престол, что произошло приблизительно в 209 году, завладел Керманом и Исфаханом. К этому времени Ардашир скопил такое состояние, которое позволило ему построить город Шахрегур, или крепость Фирузабад (можно перевести как «место по-Педы»). Ардашир дал распоряжение - в этом месте, на самой вершине горы, возвышающейся над городом Шахрегур, построить прочную крепость и величественный диорец, а вокруг них заложить фундамент для большой прочной крепостной стены. Однако, не смотря на ниспровержение, парфяне по сравнению с только что появившимися Сасанидами все еще были сильны. Чтобы доказать свое превосходство, Ардашир дал парфянам большое сражение, которое произошло примерно в 224 году, в Хормоздэган (21 марта). В этой схватке войска пятого великого падишаха Парса одержали победу. Но на границах провинции парфяне все еще оказывали сопротивление, и грани различных сфер влияния по-прежнему оставались в их поле зрения. Со временем Ардашир сумел дать отпор всем своим противникам и тем самым ускорить наступление эпохи Саеанидов с целью возвращения былого величия и могуще-ВТва Ирана, подобных эпохе Ахеменидов. От этого значимость Ардашира, как императора, заметно возросла. К тому же, и в других делах он проявлял себя с хорошей стороны, отличаясь щедрым характером, высокими нравственными качествами и поенными знаниями.)

Сегодня вблизи Фирузабада имеются в наличии три места больших развалин, известные со времен Ардашира Сасанидского, это город Шахрегур, Крепость Девы (маабад Ардвисуры Анахиты) и Дворец Ардашира (названный им Аташкадэ, т.е. храм Огня).
По причине постоянных нападений с юга Ардашир был вынужден оставить легкодоступный для врага город Шахрегур. При этом делом первой необходимости стало построение мощных укрепленных сооружений, которые могли бы защитить людей от нападений агрессоров. С этой целью и были построены такие сооружения, как крепость Девы и Дворец Ардашира. Первой по указу Ардашира была построена Крепость Девы, которая в силу особенности местности была совершенно недоступна для врага.
После достижения Ардаширом полной политической победы, установления им своего господствующего положения в стране и утверждения наследственной власти, Крепость Девы заняла свое особое место в огромнейшем комплексе сооружений Ардашира, расположенном среди пустыни.
Труднодоступный горный замок стал местом шахской жизни со всей ее роскошью, равно как и местом приема гостей. Здесь же в замке, в его большом дворце, расположенном на окраине крепости и стоящем у пруда с чистой водой, тянущей в небо покой пустыни, шах Ардашир занял трон Парса с присущей ему пышностью и торжественностью.
Сегодня же от величия и роскоши дворца и крепости Ардашира, которые в те далекие времена послужили фундаментом династии Сасанидов, кроме развалин и холмов из земли и камня ничего уже не осталось.
Крепость Девы (маабад Ардвисуры Анахиты) и величественный дворец султаната с мощнейшими фортификациями, выстроенные шахом-жрецом Ардаширом Бабаканом в узком горном ущелье в настоящее время стали местом паломничества. Расположение крепости на возвышенности дает великолепную возможность, как на ладони, видеть дорогу, уходящую в долину и ведущую в Фирузабад, а также всю прилегающую пустыню, от края и до края. У ворот замка имеется спуск с горы, выполненный в виде ступеней из земли. Вблизи основания конусообразной скалы берет свое начало русло мелководной реки.

Крепость включает в себя несколько укреплений:
1) внешний пояс - стены;
2) внутренний пояс, которым является находящийся внутри замок;
3) путь, который начинается от внешнего пояса укрепления, идет вдоль южной стены и заканчивается у ворот внутреннего пояса укрепления.
Конструкция крепости имеет трехуровневое строение, у каждый из которых свои особенности:
1) нижний уровень представляет собой входную площадь; здесь же находятся дорожки, ведущие к лестницам;
2) на среднем уровне располагаются прямоугольные залы для различных приемов и спальни;
3) верхний уровень - это купол дома, под которым находится терраса округлой формы.
С верхнего уровня хорошо видна пустыня вокруг города Фирузабад, а также находящиеся в центре города Шахрегур развалины башни - особого строения, характерного временам Ардашира.
Уровень высоты ущелья от его основания до верхнего уровня крепости составляет 145 метров.

Крепость Девы - древний храм Ардвисуры Анахиты (развалины внешней стены)


Крепость Девы - древний храм Ардвисуры Анахиты (рисунок, воспроизведенный архитектором по чертежам)

Большая часть фортификационных строений, лестничные стены и трибуны крепости выполнены в виде складок. Ныне же многие из тех складок полностью разрушены и сравнялись с землей, другие все еще стоят, но уже отдельно друг от друга. Распознавание изначальной формы здания и его былого предназначения, как и установление связи между крепостью и фортификациями ее окрестностей стали очень затруднительными. Дошедшие до наших дней руины Крепости Девы уже не передают некогда выставленное напоказ ее былое могущество. И лишь благодаря острому глазу архитектора, восстановившему рисунок этого сооружения, как в целом, так и каждого из его ярусов, мы можем увидеть и осознать былое величие крепости.
Чем же был вызван столь огромный интерес древних персов к Богине Небесных Вод? Разумеется, насущной потребностью жителей пустыни в тех самых небесных водах, питающих землю, дающую богатый урожай. И потому в древних текстах об Анахите сказано: «Она правит колесницей, запряженной четырьмя лошадьми, имена которых Ветер, Облако, Дождь и Роса». Сама же Ардвисура представлялась прекрасной родящей женщиной - высокой, сильной, с волевым лицом, белыми руками, полной грудью и тонкой талией.

про Храм Anahita, водной богини в Bishapur,

Город Sassanid Bishapur был одним из наибольших городов в древних временах, однако большинство зданий этого большого города было разрушено, но структура храма Anahita осталась относительно нетронутой, так как это было построено глубже чем другие здания и покрыто на несколько футов грязи до 1940-ых, когда французский археолог Роман Гиршмэн выкапывал участок Bishapur.

План здания комплекса дворца и храма Bishapur показывают ниже. Главный вход в храм - лестница перед дворцом. Вода показов плана из реки Шэпер направлена в канал под землей, направленный в пол храма. Поток воды тогда продолжает кормить город Bishapur рядом с комплексом.

Множество замечательных фотоснимков Древней Персии (в том числе и древних храмов Ардвисуры Анахиты)