В нескольких километрах от Персеполиса расположен "Накше-Рустам". Интересна история названия этого места, которое дословно переводится как Рисунки Рустама. Рустам - имя легендарного богатыря, пехлевана, персидского героя. Его воспел в своем эпохальном труде "Шахнамэ" Фирдоуси.
Накшти-Рустам представляет собой место с наскальными изображениями царей и высеченными в скале гробницами (похожими на гробницы легендарной Петры в Иордании). Но после завоевания страны Александром Македонским (330г. до н.э.) эти места оказались забыты и заброшены. Сасаниды пытаясь достичь величия Ахеменидов здесь также размещали свои барельефы (до седьмого века н.э.). Арабское завоевание надолго привело к забвению барельефов. Когда же спустя века местное население "вновь" увидело их, то решили, что здесь изображен Рустам. Отсюда и современное название места.
на подступах к Накшти Рустаму.
На этом фото прекрасно видно, что сасанидские барельефы совсем не чета ахеменидским. Какой масштаб!, размах! был у ахеменидских царей, сколько было затрачено усилий, чтобы создать эти гробницы, скульптуры и как малы и менее значимы по сравнению с ними сасанидские изображения. Это является наглядной иллюстрацией к труду Льва Гумилева "Этногенез и биосфера Земли", к его теории пассионарности.
Когда персидский этнос во времена Ахеменидов переживал свой расцвет, тогда его пассионарность (жертвенность) была велика. В это время делались великие дела, создавались великие творения. Но прошли века, этнос пережил ряд разрушительных войн и его пассионарность ослабла. Теперь уже он смог сделть похожие барельефы но уже меньше и уже не так высоко...
Шапур I празднует триумф над римским императором Валерианом
Рельеф Ардашира.
Здесь же расположена загадочная Кааба (куб) Заратуштры.
Загадочная потому, что до сих пор у ученых нет ответа - для чего же это сооружение. Из научных версий наиболее распространена версия о том, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, реже упоминаемой версии, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально. Есть также мнение что это здание служило для определения календарных циклов.
Как бы там не было, видно, что здание очень символично и еще не раскрыло нам свою тайну.
Совсем рядом находится Накше-Раджаб, который знаменит скальными рельефами эпохи Сасанидов.
"Шапур I с семьей и придворными" (середина III века).
Это изображение великого Картира, первосвященника зороастрийской религии в сасанидском Иране. Знаменит тем, что смог изобличить лжепророка Мани. Был зерванитом и
первым реформатором сасанидской религии, карьера которого началась, вероятно, в последние годы царствования Арташира 1. Тогда он имел скромное звание хербед - нечто вроде учителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом. Картир возвысился при Шапуре 1, который поручил ему организацию зороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях. Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура 1, Варахрана 2 (276-293), который занял престол Ирана при его активном содействии, затем "владыкой" храма Анахиты в Стахре, родовом святилище Сасадинов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана).
Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организации церкви и провозглашенная им "исповедь веры" изложены в надписях самого Картира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить "живущим", в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чобы боги открыли ему "существо" ада и рая, чтобы с божественной помощью Картир показал, "каких божественных дел ради, что именно сделано мною по всей стране, чего ради и как это было сделано, чтобы для них (т.е. для "живущих") все эти дела стали бы твердо установленными". Далее Картир подробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его "двойник"-душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамазды в сопровождении персонификации зороастрийской веры - Наиблагороднейшей Девы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы (на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся души праведников, достигшие этого почета благодаря исполнению опредленных ритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершив ритуальную трапезу, эти души (в том числе и "двойник" Картира) проходят по мосту Чинват в рай.
Вот как завершается текст его надписей: "... и тот, кто эту надпись увидит и прочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым и справедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делах религиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этого земного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дла и веру) - пусть не исповедуют. И пусть он знает: есть рай и есть ад, и тот, кто избрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будет низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра, бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа его достигнет праведности, чего и я, Картир, достиг ".
Так выглядят многочисленные сувениры-"фравахарчики", которые продаются повсюду. Их можно найти простые из железа в лавке сувениров и золотые в ювелирном магазине.
А вот так выглядят очень распространенные гипсовые сувениры с изображением барельефов Тахте Джамшида.
На следующее утро на восходе солнца мы провели небольшой зороастрийский ритуал, прочитав авестийские тексты у костра на горе над Персеполисом. В этом костре сгорели местные дрова и несколько веточек из России. Этим мы хотели символизировать единство наших и иранских огней и восстановление зороастризма в наших странах.
Наша группа после ритуала.
такой вид Персеполиса и соседней кипарисовой рощи открылся с места проведения ритуала.
Вечером в честь Новруза в Персеполисе устраивалась световое шоу-представление. Зрители занимают свои места, на фони ночного неба поперемено различными цветами от мощных прожекторов высвечиваются архитектурные достопримечательности древнего города. При этом играет торжественная музыка и голоса озвучивают высказывания персидских царей, рассказывают историю места. Зрелище очень красивое и завораживающее.
В одной из лавок желающие смогли приобрести знаменитые персидские ковры. (более подробно о них чуть позднее)
Наше путешествие продолжалось и мы, покинув гостеприимный Шираз и его окрестности, отправились в Йазд - зороастрийский центр Ирана.