Глава XXI Три силы. Фраваши, производящий свою работу

"Во всяком действовании, — говорят маздеисты, — есть действие трех сил: первая — непосредственная цель, представляющаяся нам поводом для совершения того или иного поступка; вторая движущая сила есть мотив общей тональности, на которой люди бессознательно резонируют. В глубине каждого поступка лежит этот резонанс, так же как, с другой стороны, на все, что совершает человек, есть отзвук в мире. Как раковина, лежащая на берегу океана, полна вибрациями волн океана, так и люди отражают в себе "волны жизни" — ив свою очередь посылают их в мир. Жизнь складывается из бесконечного количества разнообразных волн, объединяемых, как волны в океане, тем или иным доминирующим аккордом. Третья сила является нам из неведомой глубины нашего "Я" и в то же время как бы извне, поскольку человеческое сознание воспринимает ее как внешнюю силу".
Эта сила — жизнь Фраваши — одновременна на всех планах бытия и подчиняет себе частичную жизнь его в "человеке-форме". Эта воля Фраваши решает для нас то, что мы обыкновенно приписываем случаю или воле провидения. Смерть, внезапные события, случаи, чудесные спасения, выздоровление от опасных болезней зависят от того, какой план для своего земного выражения ("для человека-формы") избрал наперед Фраваши с благословения Бога. Когда в бою на солдат летят тысячи пуль, каждая из них задевает только того, кому это нужно, того, кто должен умереть или быть раненым, не принося вреда остальным сражающимся. Точно так же всякое событие в жизни, кажущееся нам порой лишенным смысла, несправедливым, случайным, приобретает значение звена в общей цепи жизни Фраваши.
В основании судьбы, которая так смущает людей, лежит не воля Бога (Бог никого не убивает), не слепое сочетание событий, не "кисмет" (мусульманское "предопределение"), но воля нашей же собственной духовной сущности, потому что "человек-форма" — только мираж, одежда духа, потому что весь план жизни "человека-формы" принадлежит Фраваши. Древние греческие философы, говоря о "Даймоносе" ("Демоне"), находились на правильном пути к разрешению этого очень трудного и важного вопроса: внутренний, или духовный, человек в одно и то же время пребывает в нас и живет вне узкой вместимости "человека-формы". Он движется в нас, он — извне — двигает нас, и в то же время истинно живущий есть "Я" — "Он", т.е. Фраваши. Когда человек находит в себе это чудесное Существо, т.е. познает истинного Себя, все иллюзии в нем рушатся, и подчинение судьбе заменяется свободным произволением. Свободы воли у "человека-формы" нет: подлинная жизнь принадлежит в нем Фраваши. Поступки "человека-формы" свободны в его ощущении потому, что ведущая его воля находится в нем самом.

Возникает вопрос: может ли человек просить чего-нибудь у Бога? Если судьба его зависит от Фраваши, всякое обращение к Богу с просьбой "помочь", т.е. изменить судьбу, казалось бы, излишне? Следует, однако, вдуматься внимательнее, чтобы правильно решить этот вопрос. Фраваши и его "человек-форма" лишь относительно представляют двойственность. В основе земной "человек-форма" есть Фраваши, облеченный в одежду плоти. То, что невоплощенная часть Фраваши и его жизнь в других планах относится к "человеку-форме" как судьба, есть, по существу, иллюзия земного сознания. Фраваши предстоит Богу всей своей жизнью: Бог ее дал ему, Он его судья и владыка. Обращаясь к Богу, человек тем самым отказывается от надежды на свои силы и призывает на помощь Верховное Существо. Бог, благословивший в свое время Фраваши на снисхождение в мир, может по своей воле переменить жизнь сошедшего, т.е. "человека-формы".
Древние недаром говорили, что Бог никогда не посылает человеку смерть, болезней и зла, что сам человек своими грехами собирает на свою голову уголья и в этой, и в той жизни. Обращение к Богу в несчастии, обращение к Богу всякий день с молитвой, как сына к Отцу, — особенно молитва, соединенная с раскаянием, — самое действительное средство для всякого человека. Но в общем порядке силы, составляющие жизнь, действуют, как обычно действуют законы природы. Пока человек не достоин познания своего внутреннего "Я", земная воля — слепая сестра своей же собственной верховной воли. Познание высшего "Я" есть приобретение сознания во всех планах и возможность жить "расширенной жизнью". В человеке как бы начерно намечен портрет высшего существа, и он должен, как художник, подбирающий краски, постепенно выявить в себе полный образ Божий и достигнуть Фраваши, т.е. "Самого себя, Истинного, Небесного Человека".

далее