Особого рассмотрения заслуживает вопрос о родине Заратуштры. Кажется, здесь больше ясности, может быть, благодаря сведениям, имеющимся в самой Авесте. Большинство ученых высказывается в пользу восточноиранского происхождения великого пророка. Географический фон Авесты восточно-иранский считает Кузьмина. В авестийских мифах отражены предания и эпические сказания восточных иранцев.
В общем-то первоначальной родиной арийских народов была Арийана веджа – «Арийский простор» (часто называют его Иранвэджа), созданная самим Ахура-Маздой. В Арийана веджа учёные видят воспоминание о первоначальной родине ариев. Заметим, что под ариями следует видеть предков индийских и иранских народов, хотя до недавнего времени вместо термина «индоевропейский» некоторые предпочитали «арийский». Наличие древнего корня «ари» в языках, не принадлежащих к индоиранской группе, и его исходное значение являются предметом споров. Полагают, что область Арийана веджа земля обетованная иранцев была расположена где-то на севере, откуда арии стали двигаться на юг. Другое дело, родина Заратуштры и место формирования его учения.
Особое место в учении Заратуштры занимает гора Хара Березайти, отождествляемая с Альбурзом или Эльбурзом наших дней. Эта идентичность, возможно, следствие переноса старого названия на гору, с которой обитатели района познакомились позже.
Вершина этой горы является, по преданию центром мироздания. Это благословенное то, не знающее тьмы, болезней, даже плохой погоды. И не случайно, что над этой горой располагается обитель бога Митры. Души безгрешных попадали в небеса через мост Чинват – «Избранный путь». Одним концом мост упирается на эту гору. «Подобно тому, как рай представляют над этим пиком, — пишет профессор М. Шварц, — так ад располагается под ним». Между прочим, арии не верили, что «простой факт умирания, выбытия из среды родных и друзей, мог разорвать все узы, связывающие с ним человека».
Гора Хара является источником всех вод, которые несут жизнь на землю. Об этой горе даются подробные-сведения, а поэтому она представляется реально существующей, знакомой создателям Авесты.
Некоторые считают, что обитель ариев где-то в устье священной реки Амударьи. Впрочем, понятие об этой обетованной земле могло со временем получить новую интерпретацию.
Если какая-то область характеризуется столь лестно, можно думать, что автор сравнения знаком и с другими краями. Именно сравнение даёт основание думать, что Арийана веджа является самой благословенной, благодатной страной. В Вендидаде есть такие замечательные строки: «Каждую землю, даже лишенную всякой прелести, я сделал милою и любезною её обитателям. Если бы я не сделал каждую землю любезною, то люди со всего света устремились бы в Арийана веджу». Как видно из этого отрывка, великий Ахура-Мазда заранее всё обдумал и обезопасил от нашествия избранный им народ и его край.
Итак, будем считать родиной Заратуштры область обитания восточных иранцев, т.е. скифо-акских племён.
Ещё несколько слов об образе Арийана Веджа в описании этой обетованной земли, по единодушному мнению учёных, следует видеть (и вполне закономерно) в воспоминаниях о прародине, колыбели древних ариев.
Верховный бог Ахура-Мазда поведал Спитамиду Заратуштре, что он превратил безрадостное место в мирный край и в перечне названий 16 стран первым называет Арийанам Веджа.
В качестве первой из лучших местностей и стран
Создал я, Ахура-Мазда, Арийан Веджа
У прекрасной (реки) Даитйа
В этом списке перечисляются достоинства созданных Ахура-Маздой стран, и здесь же приводятся те их качества, которые они имеют по воле злокозненного Ангра Манью. Естественно, не избежал потери и Арийана Веджа,
где создал злокозненный Ангра Манью выводок рыжеватых змей и ниспосланную дэвами зиму. Там десять зимних месяцев и два летних месяца, и они
холодны – для воды,
холодны – для земли,
холодны – для растений,
и это – середина зимы и сердцевина зимы, - а не исход зимы - чрезвычайные паводки.
Приведённое описание обетованной земли Арийана Веджа по своим характеристикам соответствует просторам севера. В высшей степени интересно, что мотивы подобного рода встречается и в индийских ведах, поэтому прародину индоариев многие учёные помещают на севере. Эту идею развивал профессор Б. Г. Тилак и ныне она пользуется широким признанием. Позже сам термин Арийана Веджа уже переносится на новые места обитания иранцев, в частности, на область Хорезма.
В начале данного очерка говорилось о том, что Заратуштра был восточным иранцем, скифом из рода Спитама, т.е. Спитамидом. В поддержку данного тезиса приведено множество аргументов, в том числе и лингвистических — лексических, фонетических, грамматических, семанти-ческих и т.п. В ряду фонетических аргументов, подтверждающих сказанное, есть один, который просто поражает своей простотой и значимостью.
Профессор В. И. Абаев обратил внимание на го, что встречающееся в текстах Авесты загадочное сочетание букв ng перед — h не получило до сих пор удовлетворительной интерпретации. Например, Г. Моргенстиерн по поводу указанного сочетания в Авесте высказался в том смысле, что многие учёные до сих пор сомневаются в реальности авестийского ng перед — h, поскольку «подобное звуковое явление (изменение), кажется, ни в одном другом иранском языке не встречается».
Он имеет в виду примеры типа
mangnangha (вместо manaha) «мысль»,
vanghana (вместо vahana) «одежда»,
vanghus (вместо vahus) «добрый» и т.п.
Существует по крайней мере ещё одно иранское наречие, где наблюдается точно такой же фонетический феномен, как появление неэтимологического и перед х, а также перед g, писал В. И. Абаев. Имеется в виду дигорский диалект осетинского языка. Здесь подобные примеры многочисленны: ср.:
уасгэнгаэ (в иронском уасэг) «петух»,
фудаэнхэ (в иронском фыдэх) «немилость»,
фунх (в иронском фых) «варёный» и т.п.
Автор отметил сходство между авестийским и дигорским языками в том, что н в группе нх может быть и этимологическим, например, в словах:
синх (в иронском сых) «квартал»,
зэнхэ (в иронском зэхх) «земля» и др.
Приведённый яркий авестизм в осетинском объединяет два языка — собственно авестийский и аланский (дигорский) в один узел. Это поразительное сходство необходимо интерпретировать как свидетельство об их исторической идентичности.