Одна из составных частей Авесты называется Вендидат. Она сохранилась полностью и у нас есть возможность по достоинству оценить её. Она состоит из предписаний, направленных на соблюдение маздеистских требований и, в конечном счёте, к одолению сил зла.
Какие же идеи стали самыми важными? Что проповедуют отцы новой религии?
На поставленные вопросы ответы были даны уже давно. В частности, довольно обстоятельно говорится о сущности учения Заратуштры в упомянутой работе 3. А. Рагозиной, использованной, и в предлагаемом очерке.
Как и в ряде других разделах, есть три начала, которые легли в основу жреческого законодательства. Первое. Из всех занятий самым главным, самым благородным и почётным является земледелие и скотоводство. Именно они украшают мир, являются самыми важными занятиями, помогающими одолеть силы зла — Ангра Манью и его дэвов. Учение сводится к тому, что идёт какая-то борьба между силами добра и зла. Чем больше земли будет возделано под пище-вые растения и отдано под пастбища, тем больше будет урона силам зла, тем больше будет торжествовать Добро. Второе.
Высшее божество создало много добрых существ, среди которых домашний скот, сторожевая собака и бдительный петух. Забота о них представляется священным занятием. Это долг всякого благородного труженика. Не исполнение своего долга осуждается как большой грех. Злой Ангра Манью тоже не дремлет. Он создал массу вредных существ, их надобно истреблять. Вероотступники и, говоря словами наших дней, всякие социально вредные и опасные существа попадают в их число.
Концепция Заратуштры исходит из того, что между этими двумя силами происходит постоянная борьба, компромисс между ними невозможен. Третье. В учении великого пророка воздух, вода, земля и огонь представляются идеально чистыми, святыми творениями и их необходимо всячески оберегать от прикосновения с нечистым.
Заратуштра проповедует праведность труда призывает преклоняться перед человеком, создающим блага. На вопрос Заратуштры Ахура-Мазда отвечает:
«Тому, кто не ленится возделывать (обрабатывать) землю левой рукой и правой, правой рукой и левой, тому она воздаст великим обилием... Ему так говорит Земля: «О ты, человек, который возделывает (обрабатывает) меня левой рукой и правой, правой рукой и левой! Здесь я буду рожать вечно и без устали, производя всякого рода корм, производя хлеб в изобилии».
Чрезвычайно важным представляется одно из наставлений, которое гласит:
Тот, кто сеет хлеб, сеет праведность. Праведный труд обращает в бегство силы зла, дэвов.
Что же ожидает того ленивца, который не следует истинному учению, который не возделывает (не обрабатывает) землю левой рукой и правой, правой рукой и левой?
Поставленный вопрос во все времена интересовал мыслителей. Понятно, что Заратуштра не мог пройти мимо столь актуального вопроса и ему отвечает великий Ахура-Мазда вполне определенно:
«Тому же, о Спитама Заратуштра, кто не возделывает (не обрабатывает) землю левой рукой и правой, правой рукой и левой, Земля говорит так: «О ты, который не возделывает (не обрабатывает) меня... вечно ты будешь стоять у чужих дверей, между теми, которые просят хлеба, вечно будешь ты ждать, чтобы тебе вынесли отбросы те, у кого обилие богатства...»
Учение великого учителя Заратуштры сильно тем, что оно предусматривает устранение всяких препятствий на пути счастья человека, который неустанно трудится. Но провозглашение обязаннос-ти трудиться не решает вопрос до конца. Для того чтобы трудиться, нужно, говоря проще, иметь физическую силу. Вендидад как раз настойчиво советует человеку заботу о теле труженика. Ведь тело — первый помощник человека.
Если другие религии проповедуют идеи воздержания, аскетизма, умерщвления плоти и т.п., учение Заратуштры, наоборот, настойчиво учит совершенно противоположному.
По мнению Заратуштры, пренебрежение, отсутствие заботы о своем теле приводит к его ослаблению и... придает силу Врагу. Приведем отрывок из наставлений великого Учителя, адресованный последователям его учения:
Пусть священник внушает народу это святое слово: не евши, никто не имеет сил совершить святые дела, трудиться по своему хозяйству... Едою всякая вещественная тварь жива, без еды она умирает...
В учении Заратуштры содержится и призыв к людям, чтобы они непременно производили потомство. Вот что сказал пророку Заратуштре великий Ахура-Мазда:
Поистине говорю тебе, о Спитама Заратуштра! Человек, имеющий жену много выше того, кто не рожает сыновей, тот у кого свой дом, много выше того, у кого его нет; имеющий детей много выше бездетного, имеющий богатства много выше того, у кого нет ничего. Из двух человек, тот, который сыто наедается, полон доброго духа гораздо более того, который не доедает. Только такой человек способен давать отпор нападениям беса Смерти, бороться против беса Зимы в самой легкой одежде, сопротивляться злому тирану.
Уже обращали внимание на одно место из сочинения Геродота, где говорится о том, что цари Древней Персии выдавали премии тем, у кого было больше детей. Позже данный обычай был «усилен» священниками: они стали внушать людям, что тот, кто не имеет детей, не будет пропущен через мост, ведущий в рай.
А теперь пусть читатель подумает сколько последователей великого пророка обрели семейное счастье, сколько из них стало зажиточными, следуя учению Заратуштры.