Забота о наших младших братьях

Ни в одном другом религиозном учении нет такой трогательной заботы о «наших младших братьях», как в учении Заратуштры. В Авесте проходит красной нитью идея о неразрывной связи человека с животным. Чтобы успешно работать левой рукой и правой, правой рукой и левой необходимо заботиться о скоте, беречь его, особенно от злых людей, которые истребляют их. Заратуштра, видимо, был убежден в греховности дурного обращения с животными. В его беседах с Ахура-Маздой этой теме уделено особое внимание.
В «Молении о поддержке скотоводства» Геуш-Урван говорит (в переводе И. С. Брагинского):

«Кто создал меня и для чего?
Эшма злой гнетёт меня,
Угоняют воры и грабители,
Кроме вас защиты нет,
Селянин пусть пестует меня!»

Геуш-Урван требует достойного покровителя, который сумеет защитить скот.
Далее происходит любопытный разговор между Творцом й Артой:

И спросил Творец быка
Арту: «Кто же защитит быка?
Дай хозяина ему, скотовода с добрым пастбищем,
Мужем осчастливь таким,
Что злодейство Эшмы отвратил!»
Отвечала Арта: «Нет
Господина, чтоб пасти быка.
Я не знаю никого
Кто б за ним ходил как следует.
Нет достойного нигде, чтобы люди шли на зов его».
Мазда знает обо всем:
О свершившихся намереньях
Равно — дэвов и людей,
О делах, что лишь задуманы,
Проницателен лишь он, —
Пусть Ахуры воля сбудется!
Простирая руки ввысь,
О Ахура, умоляю я —
И коровы стельной Дух
Мазду просим о двояком мы:
«Чистый скот — чтоб не погиб,
Скотовод чтоб Друджу не служил»
Мазда так сказал тогда,
Он, Ахура, что мудрее всех:
«На земле и в небесах
Мужа нет, что Арте по душе.
Но ведь скот Я сотворил
Ради человека, пастуха.
Я, Ахура, Арты друг,
Также Слово — Мантру сотворил,
Чтобы скот тучнел и корм Приумножился.
А Мантру ту, Вохумана,
Лишь в уста истинного друга стад вложил!»

На замечание Геуш-Урвана о том, что кроме Вас — защиты нет», дается следующий ответ:

«На земле есть лишь один,
Кто Мои заветы свято чтит;
Заратуштра, — верен Мазде,
Как и Арте, он,
Он всегда прославит нас,
Если Словом одарю его».

Но дело в том, что земной человек в представлении Геуш-Урвана не мог служить надежной охраной скота.

Воскликнула душа быка:
«Разве слабосильный нужен мне
Человек, чье слово – пыль?
Всемогущего желаю я!
Пусть грядет он наконец
И десницей скот оборонит!»

Геуш-Урвана мечтает о сильном, всемогущем покровителе, который, «скот оборонит», полагая, кто слово человека — пыль. Он ещё не ведает, что порой

«Слово бывает сильнее меча» ...

Не совсем ясно значение авестийского термина gaus urvan, который обычно переводится как «Душа быка» (эта «традиция» сохранена и в приведенном переводе, осуществлённом профессором И. С. Брагинским; я пользуюсь термином Геуш-Урван). Индийский учёный-профессор Субхадра Кумар Сен ещё раз сравнивает указанный термин с соответствующим санскритским и приходит к вывод, что в первой части термина не «Бык», а «Корова», что значение второго компонента следует интерпретировать иначе.
Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра», имевшей фантастический успех (за короткое время выдержал 40 изданий) живописно передал заботу Заратуштры о коровах, к которым пришёл некий человек, добровольный нищий:

Когда же Заратустра подошёл совсем близко к ним, услыхал он отчетливо человеческий голос из среды коров, и видно было, что все они повернули свои головы к говорившему.
Тогда Заратустра стремительно бросился на возвышение и разогнал коров, ибо он боялся, чтобы здесь не случилось с кем-нибудь несчастья, которому едва ли помогло бы сострадание коров. Но в этом он ошибся, ибо перед ним сидел человек на земле и, казалось, убеждал животных, чтобы они не боялись его, - миролюбивый человек и нагорный проповедник, из глаз которого проповедовала сама доброта. «Чего ищешь ты здесь?» — воскликнул Заратустра с удивлением.

— Чего я здесь ищу? — отвечав он. — Того же самого, чего ищешь ты, нарушитель мира! Ищу счастья на земле.
Ему хотел я научиться у этих коров. Ибо, знаешь ли, половину утра говорил я с ними, и они только что собирались отвечать мне. Зачем помешал ты им!
Если мы не вернемся назад и не будем, как коровы, мы не войдем в царство небесное. Ибо одному должны мы научиться у них: «пережёвыванию».

Здесь философ как бы соединяет в единый мир всё живое, не делая существенной разницы между коровами и человеком. Причём, сама разница не всегда в пользу человека. Последний должен кое-чему поучиться у коров.
Забота о скоте совершенно неотделима от судьбы человека; о нём постоянно думает сам верховный бог Ахура-Мазда. Вот что говорится об этом в Авесте (отрывок даётся в переводе профессора Г. С. Ахвледиани):

Boxy-Мана почитает Армати,
Армати дарует нам благоденствие,
Силу и богатство,
Мазда выращивает траву скоту
При содействии Аши,
Чтоб он жил и процветал.

Но процветание немыслимо, если скот будет подвергаться истреблению. Недаром в «Символе веры зороастризма» мы находим слова, имеющие непреходящее значение (приводятся в переводе В И. Абаева):

«Я выбираю для себя святую, добрую Армаити; пусть она будет моею. Отрекаюсь от хищения и захвата скота, от причинения ущерба и разорения маздаяснийским селениям.
Я обеспечиваю свободное движение и свободную жизнь тем хозяевам, которые содержат на этой земле скот. С поклоном Арте и приношениями я даю обет: отныне я не буду ради своего тела и жизни причинять ущерба и разорение маздаяснийским селениям» ...

Сказанное свидетельствует о том, что пророк решительно выступил защитником скота. Он был не только против похищения скота, не только против «причинения ущерба и разорения маздаяснийским селениям». Одновременно с этим он выступал против ритуалов, требовавших жертвоприношений. Вот почему Геуш-Урван занимает столь важное место в его учении.
В учении Заратуштры особое место занимает другое священное животное — собака. В Вендидаде ей посвящены трогательные строки. Она представляется самым бескорыстным другом человека, поскольку сторожит его добро, от которого ей ничего не достается. Интересно, что во многих местах Авесты человек и собака упоминаются рядом, причем человек не обязательно следует первым. Здесь есть прямые указания о том, как следует обходиться с собакой в той или иной ситуации, как беречь и ценить. Знаменательно, что это делается по прямому указанию Axypa Мазды.
Человек, по наставлению Заратуштры, обязан кормить своего верного друга молоком и жирным мясом, ухаживать за ним. Любое неуважение к собаке осуждается; наказания заслуживает всякий, кто не воздает ей должное, кто кормит её горячей пищей или даёт слишком твердые кости.

В наставлениях пророка есть прямые указания о том, как следует ухаживать за собакой во время болезни. Здесь говорится, например, что её необходимо лечить так же, как человека. А за ощенившейся собакой нужно ухаживать точно так же, как за роженицей. Если же щенок умрёт из-за непринятия должных мер, то виновный в этом подлежит наказанию, как за преднамеренное убийство. Молодых собак следует содержать шесть месяцев, детей — семь лет.
Ахура-Мазда обращается к Заратуштре со словами, полными всяческого уважения к верному другу:

«Собаку, о Спитама Заратуштра, я, Ахура-Мазда, сотворил само-обутою, само-одетою, бдительной, чуткой и острозубой, рождённую принимать пищу от человека и сторожить его добро. Я сотворил собаку сильной телом против лиходея, сторожем нашего имущества, когда она в здравом уме. И кого голос её разбудит, у того ни вор, ни волк не похитит ничего из дома без его ведома» ...

В Авесте есть одно интересное положение, которое наталкивает на размышления: оказывается, великий пророк полагал, что собака уже в возрасте четырех месяцев становится рядом с человеком в его непримиримой борьбе со Злом, ибо в указанном возрасте она способна отогнать беса своим взглядом.
Хотелось бы отметить, что у многих народов собака считается лучшим другом человека. Но нет, пожалуй, в мире такого учения, в котором бы собака заняла столь почётное место, какое она занимает в учении великого пророка, Заратуштры.

В данной работе нет возможности останавливаться на оценках других «наших младших братьев» более подробно. И всё же нельзя не сказать хотя бы коротко об отношении пророка к Пародаршу — Петуху, поскольку его роль в борьбе против беса лени исключительно велика.
Но начнем с небольшого лирического отступления.
Мы с детства знаем простую песенку «Петушок»:

Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Что ты громко поёшь,
Ване спать не даёшь?

Как многозначительны, как лиричны приведенные семь строк! Мы, уже взрослые, и сегодня вспоминаем слова этой песенки каждый раз, когда петух «громко поёт» и «спать не даёт».
В Авесте Петух заслуживает хвалу за то, что он является живым будильником. (Пародарш означает «тот, кто видит первым»).

Пародарш-Петух является самым бдительным с т р а ж е м людей; это он воплощение Добра, разрушает коварные планы долгорукого беса лени. Последний старается усыпить всё живое, лишить его активности. Если же человек проснется, то бес лени идет на явный обман и упрашивает проснувшегося спать, так как будто бы ему еще не время вставать. И если человек снова заснет, то это будет победа беса лени. Пародарш-Петух громко (чтобы всем было слышно) возвещает о начале дня и тем самым он разрушает коварные планы беса лени, освобождает людей от его власти, призывает к бодрости, активной работе. Тогда спящие просыпаются и говорят друг другу:
«Вставай! Петух зовет!»

После этого уже никто не спит. Так Добро побеждает Зло. Люди же должны соревноваться между собой (в борьбе со Злом), победителя ждёт вознаграждение: кто из двух раньше поднимется на зов Петуха, тот первым войдет в рай.
Петух, как видим, является ярким врагом демона лени, медлительности и сонливости, и поэтому, замечает профессор М. Шварц, получение петуха и курицы в подарок равнозначно получению дома в дар, а достойное кормление этой птицы дает право на место в раю.

Вот почему Петух должен быть окружен заботой человека.
Полагаю, что приведённые слова в комментариях не нуждаются. Замечу лишь, что в борьбе с ленью Заратуштра сделал очень и очень много.

Читатель не мог не заметить, что забота Заратуштры о животных тесно переплетается с его другими морально-этическими установками. И не только. Профессор Г. Райхельдт заметил, что реформация, связанная с именем Заратуштры, является не только религиозной, но также и эко-номической доктриной, которая имеет определенную цель — приучить номадов Восточного Ирана к оседлой жизни, занятию земледелием и скотоводством. «Бык был самым важным богатством этих племён, писал Г. Райхельдт, — поэтому надлежащий уход за ним является целью учения Заратуштры».

Теперь мы видим, что пророк проявлял великую заботу и о других наших «младших братьях» о собаке, петухе и т.д.