Традиция маздеизма, по преданию, идет из глубокой старины, от самого начала белой расы. Первичные формы этой традиции сложились еще в доисторические времена, задолго до начала эмиграции арийцев из Европы в Азию.
"Много, много тысячелетий тому назад около Северного моря, там, где теперь расположен Арктический пояс, был иной климат, похожий на климат южноевропейских стран — Греции, Италии и Леванта". В песнях эскимосов, сохранившихся с незапамятных времен, вспоминаются солнце, пальмы и зеленая растительность. Описания расположения звезд в ранних Ведах соответствуют расположению северных звезд — об этом есть специальные исследования1. ( 1- "Индусы наследовали Веды от какой-то весьма цивилизованной расы, которая обитала в стране, покрытой ледниками". — Т ил а к С.Г. The Arctic Home in the Vedas.. "". — Мазани Р.П. Зороастризм — религия добродетельной жизни. Париж, 1939.) Согласно Авесте. арии, т.е. "благородные", в отдаленной древности были обитателями прекрасной страны Арьяна Ваэджа, колыбели Ариев. Бар Гангадгар Тилак (индусский ученый) помещает эту страну в районе Арктики, откуда арии спустились на Памир
"Дальше, там, где теперь находятся западноевропейские страны и европейская Россия, — продолжает предание, — климат также был влажным и теплым, и почти вся Западная Европа была покрыта лесами и обильной растительностью".
Какое событие явилось причиной изменения климата приполярных стран и превращения части их в оледеневшее пространство?
На протяжении больших периодов времени, по одной из научных гипотез, в силу медленного изменения положения Земли по отношению к Солнцу происходит перемещение по поверхности Земли неравномерного (в силу самой фигуры Земли — шара) распределения тепла. Гипотеза предполагает, что некогда экватор проходил через те области Земли, где теперь полюса, а полюса были где-то по линии теперешнего экватора.
Может быть, предание маздеистов (подобно индусским преданиям) является отражением произошедших в глубокой древности изменений, может быть, оно почерпнуто из преданий каких-нибудь еще более древних, бесследно исчезнувших народов, как думает Тилак?
Огромный период времени, требующийся для перемещения полюсов и "много, много тысячелетий тому назад", как гласит предание маздеистов, — трудно сопоставляемые сроки.
Предания, относящиеся к истокам арийской расы, многочисленны и часто противоречивы. По другим преданиям белая раса зародилась в районе Средиземного моря, а затем появилась в юго-восточной части Анатолии, в Курдистане и в западном Закавказье.
Предание о потопе (или о потопах), которое мы встречаем у всех народов, также, вероятно, является отзвуком действительно произошедшей сейсмической катастрофы.
Лицо Земли изменяется. Если допустить, что род человеческий древнее, чем думает большинство наших ученых, то люди, — возможно, даже высокоцивилизованные люди, — могли когда-то быть свидетелями этих изменений.
Не так давно появились из-под земли остатки неведомой цивилизации в долине реки Нила (раскопки в Могенжо-Даро). На островах Тихого океана, в Южной и Северной Америке сохранились следы каких-то совершенно исчезнувших народов.
В области легенд — не только предание Платона об Атлантиде ("Тимей" и "Критий"), но также устные и письменные предания Индии, Тибета, Китая и Монголии, сказания южноамериканских народов, древний вавилонский эпос о Гильгамеше и, наконец, Библия — все рассказывают о потопе и гибели какой-то могущественной и цветущей допотопной цивилизации.
Как нам известно по астрономии, Солнце с планетами нашей Солнечной системы — так называемой малой вселенной — отделено от остальных миров Космоса колоссальными расстояниями в необозримом мировом пространстве. От одной из самых близких к нам звезд, от "Неподвижной Звезды", свет идет на землю 4,17 световых года, от Проксимы Центавра — 4,1 световых года2. (2 - Чтобы избежать этих тройных цифр, превосходящих наше воображение, астрономия принимает за единицу длины путь, который совершает свет в безвоздушном пространстве в течение года. Свет движется со скоростью 300 000 километров в секунду. Эта мера носит название светового года и равняется, в круглых цифрах, 10 000 миллиардов километров). Все остальные звезды находятся на еще более значительном расстоянии от Земли. Известны некоторые звезды, свет от которых идет к нам несколько световых веков. Известны и другие звезды, от которых свет идет тысячи и миллионы световых лет, как, например, от "Миров островов", находящихся вне нашей Галактики. Там вращаются мириад звезд, свет от которых доходит до нас через 800 000 или даже 2 000 000 световых лет.
По сравнению с этими расстояниями наша Солнечная система, наша "малая вселенная" действительно так мала, что ее нельзя было бы увидеть даже с ближайшей звезды в самые сильные из известных нам телескопов. Сама же "Неподвижная Звезда" видна нам с Земли только потому, что по своим размерам она неизмеримо больше нашего Солнца.
Нужны были сверхмощные телескопы, чтобы заметить с ближайшей звезды светящуюся точечку-звездочку — нашу солнечную вселенную — и понять, смотря с той звезды, что эта светящаяся в бесконечности точечка на самом деле не одно тело, а что там есть центральное ядро, вокруг которого вращаются непостижимо маленькие другие точечки — планеты нашей Солнечной системы.
Одна из таких точечек — Земля. Итак, планеты нашей Солнечной системы с центральным светилом — Солнцем, — представляют собой лишь маленькое звено в бесконечной цепи светил, звено, уединенное в бесконечности Космоса, искру в беспредельном пространстве.
Будущая судьба одной из этих точечек — Земли — через много миллионов лет представляется науке печальной; Землю ждет или полное охлаждение, "ледяной конец", или же, по другим предположениям, — взрыв, огненная смерть земного шара.
Если мы вспомним, что Солнце, среди всего этого уединения в бесконечном пространстве, является единственным источником жизни на связанных с ним планетах, то со всей ясностью мы сможем понять, почему древние придавали ему такое значение.
"Древние учили об общей жизни Солнца, Луны, Земли и планет, составляющих вместе единый организм", — говорит предание.
Каждая из планет нашей Солнечной системы имела своего особого духа-гения, по учению древних персов. Гений есть как бы душа планеты, энергия, одухотворяющая ее. Так древние представляли себе взаимодействие энергии и материи.
Современным людям чужды представления о гениях, но о многом ли, в сущности, мы знаем больше, чем древние? Мир, в котором мы живем, так еще мало исследован. Через две-три тысячи лет наша астрономия будет казаться тогдашним людям столь же наивной, как нам — персидская. Но трудность получения объективного и достоверного знания о внешнем мире состоит не только в недостаточном накоплении фактов и суммировании их: все приборы, которыми мы пользуемся, являются лишь продолжением и усилением наших органов. Другими словами, даже при помощи аппаратов мы видим внешний мир (и будем продолжать видеть его) под углом зрения наших органов восприятия.
В течение бесчисленных поколений человечество выработало привычку воспринимать внешний "объективный" мир — и эта рутина восприятия явилась бы нам помехой даже в том случае, если бы мы вдруг получили возможность при помощи какого-нибудь аппарата или видоизмененного органа посмотреть на мир "новыми глазами".
Трудно также представить себе механизм сознания. То, что мы знаем о себе самих, все, что мы "открыли в человеке", в большинстве случаев представляет собой лишь смутные догадки. До тех пор, пока бессознательное не станет доступно контролю сознания, целостный человек, т.е. соотношение всех его внутренних процессов, останется неизвестным.
Мы знаем, что процессы, совершающиеся в бессознательном, во многих случаях управляют нашими поступками и чувствами в бодрственном состоянии. То, что представляется нам вполне зависящим от нашей воли, в основе своей порой совсем другого происхождения: наряду с впечатлениями от нашей бодрственной жизни сознание наше должно ещё преломлять по своим законам, т.е. истолковывать, переводить на "дневной язык" стихию бессознательного.
Где находится центр сознания в состоянии сна?
Является ли "осознание себя во сне" другой формой сознания или же во сне действует то же, но только помраченное и неполное "дневное сознание" — вот в чем загадка.
Современные научные теории не в состоянии еще дать исчерпывающие объяснения происхождения и содержания сонного состояния и сновидений. Исследователи до сих пор идут ощупью, строя лишь более или менее убедительные предположения.
Является ли состояние сна (в котором мы проводим около одной трети нашей жизни) параллельным земной (бодрственной) жизни бытием, или же сонное состояние есть только умаленное бытие на том же земном плане?
Есть особая категория сновидений, которую очень трудно объяснить, потому что в них присутствует проблеск какого-то иного самосознания.
Эти сновидения сопровождаются ощущением узнавания. Мы вновь оказываемся в хорошо знакомой, но не земной обстановке, приходим куда-то, где по ощущению во сне идет своим чередом наша другая жизнь, как бы параллельная земной жизни.
Такие сновидения запоминаются на всю жизнь видевшими их, настолько сильное они оставляют впечатление. Иногда эти сновидения повторяются через известные промежутки времени. Характерной чертой такого рода сновидений, помимо ощущения узнавания и возвращения, является наличие очень ясного самосознания во сне и остающееся после пробуждения чувство, говорящее о существовании двойной жизни. Клод Фаррер в рассказе "Где? "дал очень яркую к точную зарисовку подобного сновидения3.(3 – Farrere Claude. “Ou?” – “L’autre cote” Ed. Flammarion. Paris, 1928.)
Есть также другой вид многократно повторяющихся сновидений. В этих сновидениях присутствует всегда одна и та же земная обстановка, и переживания всегда одни и те же. Если, например, спящий видит себя идущим по подземному коридору и испытывает страх, — коридор и страх будут преследовать его при каждом повторении. Обычно такие повторяющиеся сновидения объясняют лежащей глубоко в бессознательном "травмой" (психическим повреждением, не могущим выявиться в бодрственном состоянии) или же наличием органической болезни, принимающей во сне символические формы.
Считают также, что повторяющиеся сны в известных случаях свидетельствуют о наличии в человеке какой-нибудь невыявленности, которая хочет выразить себя в сновидениях.
Внутреннее наше содержание шире, чем мы это предполагаем. И не есть ли человек — двойственное или даже многопланное существо» лишь частично живущее в земном плане, может быть, лишь частично воплощенное?
Если так, то параллельно земной бодрственной жизни существует другая жизнь, находящаяся в соотношении с нею, — жизнь в состояниях сна, не попадающая обычно в поле зрения бодрственного сознания.
Что такое смерть за пределом физических феноменов процесса "разлучения души с телом", смерть как состояние отделенной от тела души? — такой вопрос необходимо поставить всем тем, кто допускает существование души и ее бессмертие.
Действительно, если человек шире, чем комплекс клеток, составляющих его тело, если оживлявшая тело душа после распадения своей оболочки продолжает жить в других измерениях, то мы необходимо должны предположить для нее все признаки, характеризующие живое существо, т.е. душа должна иметь самосознание (может быть, как и в земной жизни, чередование периодов бодрствования и сна), должна иметь органы восприятия, приспособленные к тамошнему состоянию окружающей среды, должна иметь возможность действовать, перемещаться (в видоизмененном, с нашей земной точки зрения, пространстве), сталкиваться с внешней средой, встречаться с подобными себе, испытывать притяжения и отталкивания и тому подобное.
В чем смысл аналогии между состояниями смерти и сна, издавна подмеченной всеми народами? Наблюдение над сном, за которым следует пробуждение, еще в незапамятной древности дало людям идею возрождения и загробной жизни. Состояние души во время сна, частичное переселение спящего в иной мир явились глубокой аналогией для древних мистерий: временное отделение души от тела во время сна стало для них прообразом освобождения духа от уз материи.