Глава Х Закон циклов. Три "круга", или три мира: духовный, душевно-энергетический и материальный. Три вида сознания в трех мирах. Жизнь во сне. Смерть

— В каждом из больших циклов повторяются подобия одних и тех же событий. Я говорю "подобия", потому что становление мира — сложный процесс, который не идет к какой-то во вне ему данной цели, но разворачивается, как спираль, вокруг внутренней духовной точки, к которой он тяготеет. Достигнув высшей для данного цикла точки, линия развития падает, а затем вновь стремится взойти на высоту в новом цикле и вновь падает, когда содержание данного "Цикла циклов" исчерпано. Существа, принимающие участие в этом ряде "малых циклов" (объединенных в "Цикл циклов"), связаны с ними; когда вновь начинает воплощаться "Цикл циклов", они идут в нем снова. Те же существа, которые в своем развитии отстали, принуждены вновь возвращаться в каждый "малый цикл" тогда, когда подобие "малых циклов" начнет повторяться. Диаграмма "круговорота душ" представляет собой очень сложный рисунок. Люди, жившие некогда на земле или живущие сейчас, соединены с Духом Земли энтелехией своего тела: поэтому те, кто жил или живет на Земле, и в настоящем, и в новом воплощении Земли связаны с ее судьбою, поскольку они вообще хотят жить, т.е. путем аскезы и отречения не порывают связи с "манифестированными мирами", — так говорил мне старец.
Эволюция других бесчисленных миров в мировом пространстве выходит за пределы познания человека. Но соотношение планет Солнечной системы, составляющей с Землею один организм, связано с эволюцией Солнечной системы. Древняя наука изучала весь этот "Малый Космос"; она была не суеверным мечтанием о влиянии "звезд", как современная астрология, но точной наукой1(1 -Астрология до сих пор очень распространена в Персии. Под "древней наукой" рассказчик разумеет науку исчезнувших великих цивилизаций, кое-какие следы которой сохранились в "Традиции".) Предания утверждают, что в прежние времена, когда на земле существовали очень высокоразвитые народы, сношения с другими планетами нашей Солнечной системы осуществлялись на особо построенных для этой цели летательных снарядах. "Теперь, как знаете вы, такие снаряды на вышли еще из области научных фантазий. Когда-нибудь из Европы или из Америки межпланетные аппараты полетят на Луну, а пока что мы должны исследовать иные миры другим способом. Слышали ли вы о том, как в Тибете и в некоторых других местах особо тренированные люди приводят себя в состояние транса и в трансе, достигая иных планет, наблюдают тамошнюю жизнь? Рассказы их записываются и потом сличаются с рассказами их предшественников для проверки.
Странно и удивительно представить себе самую возможность таких посещений. Но как для опытных мореплавателей пути, чуть намеченные линиями на морской карте, изображают действительность и достоверность, тогда как профаны в морском деле видят перед собой только черточки на бумаге, — так и небесные пути, известные некоторым просветленным, ясны для них и убедительны"2(2 -В некоторых монастырях Тибета и Гималаев, действительно, по свидетельству лам и браминов, существуют такие записи. "Высокоразвитый йог не нуждается ни в каких механических приспособлениях, чтобы передвигаться по воздуху, по воде и по земле, потому что, как говорят, он может покидать свое грубое физическое тело и посещать какую ему угодно часть земли, или, поднимаясь за стратосферу, — другие миры, двигаясь со скоростью света". — Эванс-Венц. Великий Тибетский йог Миларепа.)
На Востоке считают, что у каждой планеты, звезды и солнца есть свой двойник в иных планах бытия. Видимый материальный мир, весь Космос, с их точки зрения, есть сгущенная от начальной до предельной плотности ("материи") тень от других миров, образованных у же не из атомов, а из частиц энергии, которую они называют "Аказа".

Божественный мир, обитель Чистого Духа и тех, кто находится в Духе, после освобождения от последних уз проявленных миров есть Нерушимая, Неподвижная, Полная Света, Силы, Полноты и Мудрости обитель Агурамазды. Вокруг Него ("вокруг" и дальнейшие описания — условность языка) превыше чувства и форм расположен безграничный круг "Мысленного мира" — чистого разума, все содержащего в себе, в верховном состоянии света и покоя. Только святым, достигшим высочайшей степени "Умного Лицезрения", в особом экстазе становится понятным этот Первый Круг, о котором невозможно говорить словами.
Тенью Первого Круга является Второй Круг — область чувств и бесчисленных форм, —.составляющий Энергетический Космос. Этот Космос неизмеримо больше своей тени Третьего Круга (Материального Космоса) — мира проявленных и зафиксированных форм. Вместе три (аллегорические) круга составляют "Триединую Вселенную". Традиция маздеизма учит., что Второй Круг, т.е. "душевно-энергетический мир", содержит в себе безграничное количество миров, солнечных систем и планет — от низших, по плотности своего состава находящихся на границе физической материи, до высших, где формы жизни необычайны и прекрасны.
Второй Круг можно сравнить с зеркалом, в котором отражается Первый Круг: Дух созерцает Себя в своем собственном отражении, в бесконечном богатстве и разнообразии своих потенций.
Второй Круг весь в движении, и явления в нем освещены светом неописуемой красоты. В бесконечных вихрях, в сочетаниях самых изумительных цветов и оттенков этот план воистину может называться раем, пределом мечты, нетленною красотою. Он имеет бесчисленное количество подразделений, так что если представить себе путешествие в этом плане, путник будет восходить, как по лестнице, со ступени на ступень, с каждым новым шагом созерцая все более и более прекрасные видения. Вещество различных степеней этого плана несравнимо более пластично, чем известные нам состояния материи. Неустойчивость форм делает их вечно переливающимися, текучими. Звук и свет образуют здесь неумолкаемую прекрасную музыку. Музыка "небесных сфер", бесконечные степени совершенства все ширящейся и восходящей к престолу Агурамазды песни хваления — не поэтический вымысел, но реальность. Счастлив тот, кто еще при жизни услышит хотя бы частично эту музыку! Некоторые подразделения Второго Круга на условном эзотерическом языке сравнивают с "Огнем", другие — с "Водой", самый же Круг в целом называют "Океаном".
Однако эти сравнения ничего не могут сказать тому, кто не "погружался в Океан", т.е. не получил особого посвящения, дающего возможность видеть его собственными глазами3(3 -"Владение искусством "Пхо-ва" в первую очередь дает йогу возможность вызывать в себе состояние, подобное тому, которое в нормальных обстоятельствах является смертью. Разница между состоянием "Пхо-ва" и смертью состоит лишь в том, что при естественной смерти душа и дух окончательно покидают тело, тогда как благодаря йогическому способу разделение души и духа с телом бывает временным". — Э в а н с -В е н ц . Тибетская йога и тайные доктрины. Кн. IV: Йога переключения сознания. Париж, 1938.)

Часто на том же условном языке Второй Круг называют "Страной Сна", или "Душевным планом", в отличие от планов Духовного и Мысленного. В дальнейшем и мы будем называть Второй Круг планом или миром "душевно-энергетическим".
Благодаря текучести и неустойчивости бесконечно разнообразных форм, отражаясь словно в тысячах зеркал, духовные существа, пребывающие в "душевно-энергетическом мире", утратили правильное представление о себе. Принужденные постоянно различать в этой среде "я" от "не я", так как здесь впервые появляется множественность, духовные существа оказались в опасности сосредоточиться на самих себе. Лишь чувство связи с Богом, лишь постоянное утверждение себя в Нем делало их господами над мощными, бесконечно противоречивыми "волнами" этого Океана. Но некоторые духовные существа, в том числе и Небесный Человек, потеряли эту основу и оказались в цепях иллюзии. Поставив себя в центр своих интересов, они раздробили тем самым целостность своего сознания и с тех пор имеют лишь сонное сознание и сонную волю. Раздробившееся их сознание не может больше воспринимать жизнь целостно; лишившись связи с Подлинной Реальностью, они потеряли меру сравнения и погрузились в сны.
"Кто пробудит спящего?" — поется в древнем гимне. Тогда-то Агурамазда замыслил и привел в исполнение появление Земли, т.е. Космоса, составленного из прочной "плотной", а не текучей среды. Таково было начало нашей Вселенной, Третьего Круга, куда волей Агурамазды должны были снизойти помрачившиеся обитатели "Голубой Страны" — помните мою легенду?
Плотная физическая материя не терпит текучести, она требует выбора одной какой-либо формы за счет всех других. Художник или поэт, останавливающийся на том или ином образе из числа многих, роящихся в его воображении, делает то же самое. Итак, создав видимые миры, Агурамазда послал людям "землю среди воды", прочную почву для спасения.
Лишившийся абсолютной устойчивости в Боге Фраваши получил возможность найти относительную точку опоры вовне, т.е. возможность создавать "человека-форму. Опираясь на бодрственное сознание, основанное на способности мыслить, т.е. производить выбор, классификации и обобщения, человек может сначала познать себя в отношении внешнего физического мира, а затем — душевного и духовного. Создание "человека-формы" для Фраваши — путь спасения. Поэтому мы благословляем Землю, т.е. все миры Космоса от низших до высших, и благодарим Бога за оказанное нам благодеяние.
"Когда человек отходит ко сну — где он?" В плане земной жизни его нет — он не бодрствует. Во сне человек возвращается опять в "душевно-энергетический мир", так как в нем есть сон, а следовательно, и потребность в сонной жизни. До настоящего времени "человек-форма" еще на таком уровне, что в нем, т.е. в его дневном, бодрственном сознании, может вмещаться лишь незначительная часть его Фраваши. Если бы человек лишился сна, куда бы шла вся невоплощенная энергия и где бы жила недовоплощенная личность Фраваши?4(4 Святые, Фраваши которых воплощен почти полно, спят мало. Екатерина Сиенская спала по полчаса раз в три дня; св.Людвина имела три часа сна за 30 лет и т.д.) Итак, находясь во время сна в "душевно-энергетическом мире", падшие духовные существа могут там действовать, воспринимать впечатления, сообщаться с себе подобными и с другими существами этого мира.

Во сне протекает наша вторая, гораздо более полная по содержанию жизнь, но впечатления от нее у обыкновенных людей проникают в их бодрственное сознание лишь весьма неясно. Сон, который мы помним при пробуждении, — это сказка, рассказываемая детям невидимым мудрецом, которая слагается в тот момент, когда мы находимся на грани двух состояний. Поэтому у большинства людей "сонная путаница" является постоянным результатом времени, проведенного во сне. Лишь мудрецы или ученые могут смутно догадываться по образам снов о том, какие силы бродили в душе видевшего то или иное сновидение.
Поэтому значение жизни во сне ускользает от внимания обыкновенного человека. Профанам сны кажутся пустяками, тогда как мудрецы знают о том влиянии, которое имеют сны на бодрственную жизнь. Сон есть частичная смерть — так, с древних времен, утверждали мудрые5(5 - "Смерть состоит в том, чтобы изгнать себя из тела; Сон — это бегство из тела, подобное бегству раба от хозяина". — Плутарх.О душе, III, 5. "Не без божественного вдохновения говорил тот, кто сказал, что сон — это малые мистерии смерти, ибо, воистину, сон есть первое посвящение в смерть". — Плутарх. Утешение Аполлонию, 12. 6). Во сне душа частично разъединяется с телом, но сохраняет с ним связь. Она соединена с телом особой оболочкой, как мы ее называем, "жизненной сетью". Умирая, т.е. совсем разъединяясь с телом, душа увлекает за собой "жизненную сеть"6(6 - Этот кокон, "жизненную сеть" маздеистов традиция называет "эфирным двойником".Эфирный двойник является связью между физическим и душевным телом и управляет всей растительной жизнью организма. Во сне, когда высшие начала человека (душа и дух) уходят в другие миры, эфирный двойник поддерживает жизнь тела. Освобожденный от работы по исполнению приказов высших начал во время бодрственной жизни, во сне он ведет растительную работу, пополняя и восстанавливая энергию клеток. После смерти эфирный двойник отделяется от душевного тела в течение 9 дней. Призраки, которых видят ясновидящие и некоторые другие люди, и есть эфирный двойник, который после отделения от душевного тела медленно разлагается в "эфирной среде" душевного плана) и уходит на время в план "душевно-энергетического мира".
В низших слоях этого мира душа сбрасывает с себя жизненную сеть и начинает "плавание по водам Океана". Поэтому многие называют "душевно-энергетический мир" "Царством Мертвых", или "Загробным миром", что неверно. Хотя развоплотившиеся люди (равно как и другие разумные существа с других планет) проводят там большее время своего состояния "смерти", "душевно-энергетический мир" имеет свое особое население, находящееся на различных ступенях развития, а приходящие из материальных миров существа являются там лишь временными гостями.
Где находятся мертвые? "На небе", — ответите вы. "Под землей", — сказали бы древние; и вы, и они правы. Местонахождение "душевно-энергетического мира" повсюду, так как он проникает собой всю плотную материю.

Тройственный состав человека — тело, душа и дух (я не буду говорить о дальнейших, более сложных подразделениях души и духа), — находится в соответствии с тремя его сознаниями. Эти сознания: 1) Бодрственное, 2) Душевное — во сне, сопровождаемом сновидениями, отблеском жизни в мире "душевно-энергетическом" и 3) Духовное, которое открывается в глубоком сне, когда спящий не видит сновидений. Практически жизнь воплощенного человека в смысле доступного его сознанию протекает в физическом и в "душевно-энергетическом мире", и, хотя у обыкновенных людей бодрственное и сонное сознания еще разъединены (так что они могут руководствоваться только то одним, то другим сознанием), все-таки мы отдаем себе отчет в кое-каких впечатлениях сонной жизни. В глубоком же сне (т.е. во сне, не сопровождающемся никакими сновидениями) спящий выходит не только из своего тела, но и из тела "душевно-энергетического", сосредоточивается в духовном своем образе (т.е. Фраваши вбирает в. себя его) и пребывает перед лицом Бога. Отделившись от своих частичных выражений в "человеке-форме" и в форме существа "душевно-энергетического мира", Фраваши соединяет вновь в себе все свои энергии. Поэтому-то у спящего нет и не может быть сознания в таком состоянии, но зато и физически, и душевно глубокий сон очень освежает его.
Святые же, достигшие на земле духовного самосознания, в подобном сне созерцают неизмеримо высокие явления. Впрочем, у "соединенного", как мы говорим, разделение сознаний, а с ним состояния сна и бодрствования не имеют того значения, как для обыкновенных людей, "соединенный" всегда в Боге7(7 - Сравним учение маздеистов о состояниях во сне с учением Упанишад: Это внутреннее "Я" есть "АУМ", или само Слово, или его часть. Состояния — суть его части, его части суть состояния А,У,М. Тот, кто пребывает в состоянии бодрственного сознания, как все живущие люди, есть "А", первая часть, потому что он обнимает собой все вещи или потому, что он — Первый. И воистину он получает то, что желает тот, кто познает Его так. Тот, кто находится в состоянии жизни во сне, светоносное, светящееся Существо, тот есть буква "У", вторая часть Слова, потому что он — лучший или занимающий среднее положение. Он расширяет поле своего сознания и достигает равенства души и среди окружающих его нет никого, кто бы не знал Брахмы, — так это для того, кто сознает себя таким.Тот, чье поле деятельности есть жизнь в состоянии глубокого сна (без сновидений), существо, обладающее сознанием, есть буква "М", третья часть, потому что он измеряет все это и достигает цели, — тот, кто осознает себя там. Четвертый — Неделимый, непознаваемый, Тот, который есть увенчание всяческого начинания, милосердный, не имеющий равного себе — такой "АУМ" воистину, есть внутреннее "Я". Посредством Себя он входит в Себя — тот, кто осознал себя таким, входит в Себя". — Девять Упанишад. Пер. Е. Марко. Париж, 1923.)

Для обыкновенных людей, вступающих на путь духовной науки, открывается "малая дверь" — приобретение сознания во сне и в "душевно-энергетическом мире" полностью8 (8 - См.: Эванс-Венц. Тибетская йога и тайные доктрины. Кн. III: Йога шести доктрин — учение о сохранении сознания во сне. Париж, 1938.)
.
Традиция Востока знает способы сохранения сознания во сне, точнее, способы координации сознаний душевного и бодрственного.
По мере дальнейшего усовершенствования "человека-формы* люди будущего со временем станут сознательно жить на физическом я на "душевно-энергетическом" плане одновременно. При нынешнем же развитии человечества подобные опыты могут производить лишь отдельные люди, прошедшие специальную тренировку, которая требует особых данных.
Однажды, указав на дорожку сада, на которой солнечные лучи, пробиваясь через листву деревьев, образовывали удивительные узоры, мой собеседник сказал:
— Посмотрите, как красив этот мир! Солнце создало его, а через некоторое время, когда солнце передвинется, он исчезнет. Зачем игра света? Зачем эта призрачная красота, которая никогда больше не повторится и которая тем не менее существует сейчас для нас вместе со всем остальным миром? То, что мы знаем об игре света и теней, не исключает эту картину из бытия, как не исключает других окружающих предметов. Если есть свет — все проявления этого света живут, и если бы не было "мира сна", — не было бы никакой жизни.
Сонные состояния — источник живой воды для нас. Посредством их мы соединяемся со своими истоками. Во время сонного состояния мы отдыхаем на родине, хотя, просыпаясь, уже не помним о том. Но что важнее: счастье или воспоминание о счастье?

далее