"В каждом человеке есть потаенная часть души, откуда все святое и чистое получает власть расширяться подобно наводнению. Благо тому, кто умеет отдаться потоку божественной благодати и не строить в себе искусственных плотин — потому что люди обычно пугаются своего собственного счастья".
Ангельское начало, по верованиям маздеистов, есть в каждом человеке.
Есть в нем и темное начало — свет и тень сосуществуют в человеческой душе, как вовне мира божественный и демонический.
Маздеисты называют ангелов "детьми божиими", но считают их совсем отличными по природе от людей. Люди иного происхождения, чем ангелы, которых Агурамазда сотворил раз и навсегда "из пыли небесной".
С точки зрения маздеистов, ангелы являются как бы отражением духовных потенций Бога, лишенных личного самосознания. Они орудия Божий, они ведают устройством мира и всеми процессами вещества, но имеют лишь коллективное общее сознание.
Области ангелов бесчисленны, некоторые чины их очень высоки, однако человек, достигший полного раскрытия своей духовной сущности (Фраваши), делается несравненно выше их.
Злые духи — тоже не похожие на человека существа. Но в отличие от ангелов они по-настоящему нереальны.
Злые духи — суть тени — иллюзия, порождаемая неполнотой сознания, так же, как и само зло, "они — лишь относительно живые образы, созданы заблудившимся сознанием". Но власть их тем не менее очень велика. Злые духи имеют мысленные тела. Они присасываются, как паразиты, к мысленному и чувственному составу человека и в случае, когда мысли и желания его нечисты, способны развить в нем воистину адские силы.
Человек обязан бороться со злыми духами и со всякими проводниками зла. Он должен уничтожать вредных животных и гадов, созданных духом зла Ариманом (Ангро-Манью). Наиболее верный способ борьбы со злом, по мнению маздеистов, есть уничтожение его в себе самом. Ад исчезает внутренне, как внутренне он и возникает в душе человеческой, т.е. поскольку она очищается от зла, зло ослабевает и "тени зла тают".
Добрые же мысли, находящиеся в согласии с ангелами, сопровождают человека до самого порога слияния с Божественным советом.
"Зло и тени зла — заблуждение, и когда человек, наконец, осознает, что он по своей внутренней природе — дух и свет, вся темнота становится для него несуществующей. Такой человек навсегда сбрасывает с себя пелену зла и входит в области Вечного Света, где нет уже деления на свет и тьму",
Маздеисты не считают материю источником зла, не считают ее нечистой в ее метафизической основе. "Противопоставление духа материи, — говорят они, — является ошибкой мысли, всякий дуализм, всякая ненависть к земле и презрение к телу — большое заблуждение...
Процесс жизни стремится к выявлению совершенства существующих форм, к постепенному улучшению их, а вовсе не к отрицанию и уничтожению. Идея о господстве духа над материей должна привести нас не к отрицанию плоти, а к возможно более полному просветлению и утончению ее".
С незапамятных времен маздеисты изучали строение человеческого тела и различные его функции. Они умеют подчинять контролю воли те мышцы, которыми обыкновенные люди не могут управлять. Благодаря гимнастике и дыхательным упражнениям они превращают тело в послушное орудие и могут в случае нужды сосредоточить в определенной части тела огромную энергию.
"Всякая болезнь, — говорят они, — обусловлена нарушением внутреннего ритма души, болезни суть следствие, точнее — физическое выражение неправильностей во внутренней жизни... Если бы вы могли видеть те процессы, которые совершаются у вас в душе, все те конфликты различных чувств, желаний и страстей, которые, как смерчи в море, все время бороздят поверхность вашей души, вы бы легко убедились в том, откуда являются болезни.
Когда душа становится спокойной, как озеро в тихую погоду, мир ясно отражается в ней, и болезни, вернее — причина болезней, покидают тело. Обратите внимание на жизнеописания святых: их тела становились настолько пронизанными духовными вибрациями, следствием непрестанных молитв и других аскетических подвигов, что еще при жизни они приобретали чудесные способности. От тела их исходит особый аромат, о котором упоминают многие современники. Пища и питье становятся ненужными, как будто самый непреложный закон питания для них отменяется".
Действительно, мы знаем, что благоухания сопровождали многих святых, например св. Франциска Ассизского, св. Екатерину де Ричче, св. Терезу. Тело последней после ее смерти благоухало еще девять месяцев. Вспомним также о "благоухании Святого Духа", о котором говорит Мотовилов в рассказе о чудесной беседе с ним в лесу св. Серафима Саровского.
Св. Анжела де Фолионьо не ела и не пила десять лет, Екатерина Сьенская — восемь, св. Людвина — двадцать восемь, а современная стигматизованная Баварская Тереза Нейман не ела и не пила около тридцати лет.
Какая тайна строения и питания вещества, из которого построены наши клетки тела, кроется за этим феноменом?
И еще вопрос — то, о чем говорят святые всех времен и всех народов: чем объяснить связь между внутренним состоянием человека (или группы людей, иногда даже целых народов) и событиями в его жизни?
Маздеисты убеждены, что эпидемии, войны, социальные потрясения и т.п. являются внешним выражением процессов, совершающихся в коллективной психике. В писаниях различных народов мы встречаем мысль, что вся тварь в мире мучится и ждет своего освобождения через человека. Маздеисты утверждают, что животные, растения и сама земля (т.е. неорганический мир) находятся в прямом соотношении с внутренним состоянием человечества. "Каждое изменение в человеке, — говорят они, — вызывает изменение во всем мире. Мир неуклонно продвигается к цели — к преображению путем этих маленьких, почти всегда незаметных, но порой чрезвычайно значительных изменений".