Начиная с древних времен, чего только не говорилось с происхождении людей! Одни изображали Небесного Человека собирательным идеальным единством, распавшимся на составные части, когда это единство было нарушено. Другие учили о творении Богом отдельных душ — до времени или же в тот момент, когда Он посылает в мир нового человека. Третьи утверждают, что человеческая душа некогда была двуполой, затем распалась, и каждая половина ищет теперь свою половину.
По нашим верованиям, Небесный Человек рожден, как искра, из пламени Верховного Света. Вечный и бессмертный дух Фраваши проходит через множество форм в низших мирах, а в мире духовном, в Боге, имеет одну верховную форму. Он — образ и подобие Божие; то, что есть в Боге, есть и в нем, подобно тому, как на алтаре в пылающем земном огне пребывает мировое всеобъемлющее пламя.
Есть ли пол у Бога? Это предельно страшный вопрос, потому что малейшая неправильность в понимании его приводит людей к извращенным и чувственным культам.
Небесный Человек некогда вовлекся в тварный процесс, утратил свою устойчивость в Боге и раздробил свое сознание.
Я говорил уже, как и почему в его сердце возникло зло и отчего самоутверждение повело к смерти. Ныне, чтобы еще яснее определить настоящее положение вещей, нужно сказать, что Фраваши заключен как бы в темнице, в порочном круге относительной жизни, созданной его ошибкой. Пока он не победит в себе самостности, он не может освободиться от ее последствий. Он ищет себя в отдельности, утверждая себя в бесчисленных формах, создаваемых из материала тварных миров, но не может достичь удовлетворения. Жажда томит его, и ее нечем утолить, потому что жажда происходит не от отсутствия внешних вещей, но от отсутствия Бога . (1 - Сравните: "Для Себя Ты создал нас. Боже, и не успокоится сердце наше, пока не найдем Тебя". — Блаженный Августин.)
Неограниченный по своей природе, хотя и помраченной, Фраваши стремится к неограниченному удовлетворению себя. Забыв, что относительное не может стать неограниченным, он пьет с жадностью воду низшей жизни — соленую воду в пустыне. Отсюда приходит мечта о счастье, которое так искушает человека на Земле, отсюда его мечты о неограниченном счастье. Но опыт жизни всегда приносит лишь горькое разочарование. Страдание от несоответствия желаний и действительности составляет цепь, приковывающую помраченный дух к земной жизни. Надеясь в следующий раз лучше преуспеть в осуществлении своих вожделений, он возвращается вновь и вновь в "миры творенья", не понимая, что истинное счастье возможно только в Боге. Вечный круговорот рождений и смертей в своей оболочке — на Земле в "человеке-форме" — является следствием духовной слепоты помраченного духа. Непрестанно, одну за другой, создает он эти преходящие, как и все земное, формы, любуется через них собой и любит себя в "человеке-форме".
Верховный Дух, носитель образа Божия, Фраваши имеет великую власть: создавать живое, чувствующее и мыслящее существо — свое выражение. Одеваясь в него, как в ризу, он обитает в "человеке-форме" и как царь, сидящий на троне в своем дворце, управляет всей деятельностью земного человека.
Вот как совершается создание "человека-формы". Он, во-первых, вновь замышляет его на основании всех своих прежних энергий, созерцает в уме будущего "человека-форму", затем чувствует его и, наконец, видит в определенном физическом образе.
Он представляет себе таким образом полное существо человека, который должен прийти в мир со всеми его желаниями и наклонностями, со всеми его способностями и интересами, потому что нового "человека-форму" он создает как вывод из прежнего опыта и на основании его.
Прежде чем сойти в миры "душевно-энергетический" и "физический", идея будущего "человека-формы" вместе с его Фраваши предстает перед лицом Творца и получает от Него благословение и дыхание жизни. После этого Фраваши, облеченный в будущего "человека-форму", устремляется к земле, к той самой черте, которая, по мысли его, должна дать ребенку соответствующее рождение. Говоря поэтически, ангел несет с неба душу будущего человека — и если бы люди могли видеть снисхождение души, они бы так не профанировали таинство плотской любви.
Когда Фраваши через своего "человека-форму" изживает все возможности, доступные для данной жизни, он покидает свое местопребывание в "человеке-форме", и наступает смерть. Фраваши уходит в "душевно-энергетический мир", облеченный в свою вторую одежду, в неразрушимое тело "душевно-энергетического мира" для того, чтобы отдохнуть, сделать вывод из только что пережитого опыта и подготовить следующее "воплощение".
Земной человек, или "человек-форма", тот, который рождается, живет и умирает на земле, никогда не может возродиться, так как не он носитель жизни. В "человеке-форме" все неповторимо: ум, характер, способность чувствовать и даже внешний вид его тела. Память о прежних существованиях принадлежит Фраваши, "человек-форма" не имеет и не может иметь никакой памяти, пока сознание Фраваши, воплощенного в данном "человеке-форме", не достигнет определенной степени освобождения от самосности. Люди, начинающие осознавать себя в качестве духовных существ, не зависящих от плоти, т.е. от своей земной личности, сначала смутно, в виде отдельных эпизодов, затем все полнее и полнее вспоминают прошлое. Будда и Пифагор говорили о такой полной памяти, о своих прежних жизнях. Воплощенному духу, "человеку-форме", очень трудно научиться не отождествлять себя со своим телом. Люди постоянно говорят "моя душа", т.е. принимают за свое "Я" тело. Слово "Я", если серьезно подумать, приложимо лишь только к духу. Блажен тот, кто в "ложном себе" находит неразрушимое "Я" — такой человек становится выше страха, выше смерти.
"Каждое тело звучит, каждый жест — музыка; музыка — мысль и чувства, музыка — дуновение тончайших духовных вибраций", — говорили древние. Тот, кто умеет настроить себя в унисон с мировой гаммой, уподобляется священному певцу, слово и жест которого обладают творческой силой.
В мире устойчивых форм, где каждым актом определяя себя, мы осуществляем выбор, избирая среди множества всякий раз одну определенную возможность, Фраваши может преодолеть состояние обморока сознания. Это — нелегкая работа, с нашей точки зрения, по времени занимающая не века, не тысячелетия, а огромные периоды. Духи, связанные с назначенными им планетами, медленно продвигаются вперед; слово "медленно" — лишь условность наших понятий. На самом деле движение и личного, и коллективного цикла тяготеет не к внешней, а к внутренней духовной точке.
В течение данного цикла "человек-форма" и высшие, нам еще не известные возможности выражения Фраваши, "тела будущего века", даны ему как материал, который он должен постепенно обработать. С великим трудом Гений Человечества, т.е. Соборное усилие всех Фраваши, в сотрудничестве со многими чинами ангелов, заведующих процессами строения вещества, довели развитие земных существ до появления "разумного человека". Еще больше усилий от них потребуется для того, чтобы продвинуть нынешнего разумного человека к совершенству будущего века. Именно этой работой они и заняты сейчас. Продвижение осуществляется очень медленно: и до сих пор еще, за исключением немногих выдающихся личностей, разумный человек не может вмещать в себя хоть сколько-нибудь полно высшие начала Фраваши.
Древние были правы, говоря, что духовная наука состоит в постепенном перемещении бессознательного в сознательное.
Если бы люди могли увидеть, какая сила и красота, какая власть и слава содержатся в полном человеческом образе! Как куколка не похожа на бабочку, как серый червяк не знает ничего о красоте одеяния, приготовленного ему природой, так и нынешний человек, лишь недавно вышедший из животного состояния и до сих пор еще несущий в себе много неизжитого из животного мира, не поверил бы в свои собственные возможности, если бы услышал о них и не узнал бы себя самого в своем будущем просветленном образе.
Святые, появлявшиеся на земле, не раз описывали нам красоту очищенной от грехов души, которая утвердила себя в Боге2(2 -"Когда душа взойдет к совершенству Духа, очистившись от всех страстей, и в неизреченном общении пришедши в единение и срастворение с Духом-Утешителем и, срастворяемая Духом, сама сподобится стать Духом — тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостию, вся упокоением, вся радованием, вся любовию, вся милосердием, вся благостию и добротою...
...Отверзаются перед ним двери, и входит он внутрь многих обителей; и по мере того, как входит, снова отверзаются перед ним двери в соразмерном числе, например из ста обителей в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается, в такой же показываются ему новые чудеса. Ему, как сыну и наследнику, вверяется то, что не может быть изречено естеством человеческим или выговорено устами и языком" .-Св. Макарий Великий. Добротолюбие.)
Когда мы читаем такие описания, мы увлекаемся их красотой, но смысл описаний остается нам недоступен. Очень редко встречаются люди, которые, читая такие описания, бывают потрясены и загораются желанием испытать на себе то, что они прочли.
За немногими исключениями, жизнь никогда не дает человеку того, чего он хочет по своему рассуждению. Чаще же всего ему не дается все сразу: почести, богатство, любовь, или же они приходят не ко времени, когда силы человека уже исчерпаны. Но, несмотря на свой собственный опыт и на окружающие примеры, человек до гробовой доски все еще чего-то ждет, надеется, что судьба изменится, желания осуществятся, вознаградятся лишения... Счастье и цель жизни? В чем счастье, в чем цель? Цель, — полагаем мы, — стать в правильное отношение к жизни. Счастье, — мы думаем, — достигается только тогда, когда, став в правильное отношение к жизни, человек находит свое место в мире. Не зная цели, люди гонятся за призраками, живут в постоянном страхе и бегут, подгоняемые бичом желаний. Но, достигнув какой-либо из своих целей, они видят всю ее пустоту и устремляются вновь за какой-нибудь другой целью. Попробуйте разубедить их — они засмеются в ответ: на земле и только на земле, по их мнению, находится реальность. Иллюзию реальности земной жизни нелегко преодолеть. Философы, излагая свои схемы о Боге и о духовном мире, сами себя опровергают: считая высшее отвлеченным, они, в сущности, повторяют то же, что и пастухи: "Эта жизнь — реальная, другая жизнь — только призрак". За очень малыми исключениями, людям еще очень трудно понять истинное значение слов, которые неустанно повторяют им мудрецы в течение неисчислимого времени: "Этот мир — иллюзия, единственная реальность — Дух, истинная жизнь и счастье достижимы только в Боге".