Глава ХII Как найти внутреннее «я»?

Где находится высшее "Я" в теле воплощенного человека? Оно пребывает в сердце, а именно — в верхней правой его части. В сердце заключается драгоценный клад, который маздеисты сравнивают с ключом, с чудесной жемчужиной, с таинственным внутренним солнцем1(1 -Сравните: "Трудно созерцать Его, того, кто будучи невидимым, проникает все вещи, пребывающего в сердце, сокровенного в древней пещере. — Ката-Упанишад (пер. Е.Марко),II, 12.
"Меньше, чем самое малое, больше, чем самое большее, Атман (внутреннее "Я", фраваши) покоится в сердце твари". — Там же, II, 20. "Человек величиной с мизинец пребывает в нас внутри, посредине, во внутреннем "Я", — господин прошедшего и будущего. От него человек никогда не захотел бы скрыть себя, потому что Он, воистину, есть "Это". — Там же, IV, 12. "Ищите Господа". — Ищите, но только в себе. Он не далече ни от кого. Близ Господь со всеми призывающими Его искренне. Найдите место в сердце и там беседуйте с Господом. Это приемная зала Господня! Кто ни встречает Господа — там встречает Его. И иного места Он не назначил для свидания с думами". — Епископ Феофан. Собр. писем. Письмо 762.
"Читая в Отцах о сердечном месте, которое обретает ум молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца. Силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеческим...". "...Сила души — ум, хотя и духовна, но имеет местом своего пребывания головной мозг; так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся под левым сосцом груди, около сосца и несколько выше. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца". — Епископ Игнатий Брянчанинов. Соч. Т. V.. С.115-116.)
Сознание, сосредоточенное в мозгу, является лишь частью целостного сознания до падения, восстановить которое и есть настоящая цель жизни человека. Сознание мозга мыслит себя отдельно от Бога и от мира, формула самосознания одного мозга (если забыть, что человек одновременно живет всеми сторонами своего существа)... была бы предельным утверждением самостности.
Когда и каким образом происходит в человеке восстановление прежнего целостного сознания? Где средства для этой работы и почему из всех людей только очень немногие разрывают путы ослепляющей нас самостности?
"Познай Любовь, — говорит наше предание, — и ты освободишься от заблуждения отдельности". Любовь — дело сердца, и пока сердце не привлечет к себе ум и, овладев им, не научит его своей потаенной мудрости, самый умный человек, сколько бы он ни силился познать Бога, останется слепым.

— "Воин" (ум), — говорит предание, — обезоруживается "женщиной" (Сердцем), "женщина" улыбкой побеждает смерть (в сердце)2 (2 - "Как понимать выражение: сосредоточить ум в сердце? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце значит установить внимание в сердце — умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при этом, чтоб ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни". — Епископ Феофан. Собр. писем. Письма 584 и 589)
Смысл этих аллегорических выражений сводится к тому, что сердце является местопребыванием духовного сознания. Открыть дорогу "внутрь себя", приобрести дар внутреннего прозрения возможно, только ощутив в себе Фраваши, распознав это таинственное существо. Соединение ума и сердца — основа духовной работы:
"Разбуди Спящего в тебе, Он проснется!". "Когда ум сойдет в сердце, ты с изумлением увидишь Человека, пребывающего в себе, — говорили древние, — и поклонишься в нем Агурамазде, Которого встретишь как бы в своем собственном доме. Внутри себя ты найдешь тогда удивительную страну, которая заключает в себе все миры и вне тебя не существует".
Еще древнегреческие писатели обратили внимание на чрезвычайно строгое требование внешней и внутренней чистоты в маздеизме. Забота о чистоте помыслов и поступков, нетерпимость ко лжи и к нечистоте предстает нам в новом свете в связи с учением маздеистов о сердце. "Путь к сокровищу сердца усеян, как алмазами, добродетелями чистоты, никто не входит туда иначе, как если он совершенно очищен", — утверждает предание.
Нахождение в себе "Сердечного Человека" маздеисты сравнивают с рождением в духовный мир; тот, кто начинает чувствовать в себе и в других "Человека", находится на пути в Царство Божие.

далее