Глава II Ормузд и Ариман (Добро И Зло). Спаситель (саошиант). Конец мира. Священные элементы. Закон всяческой чистоты. Нравы древних персов

Пророки и учителя древних персов, преемников которых потом, в исторические времена, называли "магами"1(1-Моbedh ("мобед") — маг; Mobedhan-mobed (мобедхан-мобед) — верховный маг, глава корпорации магов в исторические времена. "Маг" означает "могущий". Маги не составляли особого сословия у древних персов. Магом мог сделаться всякий. Для этого надобно было отличаться чистотой жизни и изучить священное писание (Авесту), молитвы и священные гимны. Маги носили длинное белое одеяние, высокие шапки и длинные посохи), никогда не признавали дуализма.
Борьба принципов Добра и Зла, Ормузда и Аримана никогда не понималась древними персами как соревнование двух равных, извечно существующих Начал.
Ошибочное представление о дуализме древней персидской религии основано на неумелом пересказе ее древнегреческими писателями. В самой же Авесте Агурамазда — Великий Дух, Он — выше и больше всего. Им сотворенного, Он — Полнота, а не только "Положительный Тезис"2(2 - "Европейские писатели часто изображали зороастризм в виде дуалистической религии, но подобное мнение не принимает в расчет основных элементов богословия Авесты. Ответственность за это заблуждение падает, однако, не столько на этих авторов, сколько на самих зороастрийцев позднейших времен, которые утеряли чистоту первоначального учения своего Пророка, спутали его богословие и философию и породили ложное верование, что Злой Дух может быть равен Агурамазде").
.
Подобно сияющему светилу, Агурамазда царит на небе и на земле, тогда как зло и все отрицательное в мире представляют собой только тень, временное состояние помрачения, которое по природе своей конечно. "Зло подобно тени, отбрасываемой предметом на солнце", — говорит предание маздеистов.
"Необходимость зла в мире равна физическому закону света и теней, но подобно тому как источник света находится во вне, а тень отбрасывают лишь непрозрачные предметы, так и зло существует в мире лишь вследствие наличия в нем "непрозрачных душ", которые не пропускают через себя божественный свет.

Сумма непрозрачного в мире составляет царство Аримана — великий соблазн зла, имя которому — легион. Сумма непрозрачного от начала мира борется с царством света — в этом смысле Авеста3 (3 - Авеста, или Зенд-Авеста (так как она написана на языке Зенд), священное писание зороастризма, как определяют европейские ученые, возникло приблизительно за 1000 лет до Р.Х. Предполагается, что окончательная редакция книг Авесты сделана около VI века до нашей эры, тогда как первичные тексты "Гата", написанные самым архаическим языком, относятся к VII веку до нашей эры. Для определения древности происхождения писаний ученые стараются установить приблизительный возраст рукописи, изучая ее с точки зрения языка, однако нужно принять во внимание, что стансы, составившие потом священные книги (в Индии — Веды, в Персии — Авесту), долгое время передавались изустно, заучивались наизусть и лишь в сравнительно позднейшие времена были записаны. Нельзя утверждать также, что до нас дошли самые первые рукописи этих писаний, и поэтому значительно большая древность персидских и индусских священных книг, о которой говорят брамины и маздеисты, представляется вполне возможной.) говорит о борьбе Ормузда и Аримана, но время придет, когда всяческая тварь просветится и царство тени исчезнет.
Авеста повествует о воскресении мертвых, об огненной смерти старого мира и о Дне воскресения. Но в отличие от христианского учения, по Авесте, ад тоже получит возможность спастись: в конце концов настанет повсеместное утверждение добра и чистоты во всем творении.
"Гаты", древнейшая часть Авесты, — говорит о. Мазани, — возвещает наступление времен, когда настоящий цикл весь будет преобразован. Ввиду того, что эволюция Вселенной достигнет поставленной ей Творцом цели, процесс творения тогда остановится. Мировой процесс, такой, каким на заре творения замыслил его Агурамазда, достигнет момента полного своего завершения. Тогда явится последний из (приходивших в мир) Спасителей — Саошиант. Он доведет до конечного совершенства дело очищения и преображения мира и уничтожит вполне, до последнего следа, результаты темной работы Ангро-Манью (Аримана). Он изведет все души грешников из ада, омоет и очистит их, так как его приход явится окончанием срока наказания грешников. Души праведных также предстанут перед Саошиантом — будет исполнен Рестахиз, т.е. "воскресение мертвых".
Почему та или иная душа вдруг закрывает себя для Господнего посещения и не хочет (или не может) продолжать быть проводником света?
Предшествовало ли падению человека падение ангелов, как учит Библия?
Содержится ли в маздеизме какой-либо намек на идею первородного греха?
В каком смысле и как наиболее правильно нужно понимать символ пылающего на высоте огня — древний образ снисхождения духа в материю?
У древних зороастрийцев, так же как у нынешних маздеистов, огонь был символом целостного начала жизни, знамением Бога-Творца, вечно производящего и вечно поглощающего в своем пламени бесконечную цепь творений.
Огонь — вечный символ жизни и смерти, возникновения и разрушения форм, символ той Силы, которая порождает жизнь во всем ее многообразии, во всей ее сложности и красоте. Поэтому существеннейшей частью древнего культа зороастризма было зажигание огня (аtar) на алтаре под открытым небом.

Солнечное тепло и сила горения — два древнейших символа Божества: "Творящее Начало всего — вот их подлинное значение на языке древности", — объясняют маздеисты.
В наши дни мусульмане до сих пор называют маздеистов "поклонниками огня" и упрекают их в обожествлении огненной стихии, что неверно. Внешне, конечно, такое обвинение может показаться обоснованным: ритуал зажигания огня на высоте, поддерживание неугасимого пламени на домашних алтарях, гимны и обряды, производящиеся при богослужении маздеистов, могут, до известной степени, представляться "языческими" правоверному мусульманину. Но за традиционным древним формализмом, за внешним наслоением преемственных обрядовых действий и песнопений скрыта такая же чистейшая монотеистическая идея, как и в Исламе. Более того, ни в одной древней религии понятие о Боге-Творце не возвышалось до такой чистоты, как у персов.
"Божеству не следует поклоняться в храмах, так как вся земля и небо — один великий храм Агурамазды".
Маздеизм запрещает всякое изображение Бога. Крылатый диск, "фароар", который древнегреческие, а затем и европейские ученые принимали за изображение Ормузда, на самом деле есть изображение Фраваши, высшего начала души, а вовсе не Бога.
Ритуальная обстановка зороастризма проста: огонь, вода, земля и воздух — священные элементы.
Высоко на горах — башни для наблюдения звезд.
На высоте — алтари, на которых сжигались бескровные жертвы. Тело человеческое — храм, в котором обитает дух.
Дух освящает плоть, — и когда дух вышел из тела, нечистота низшей жизни, "материя, испачканная страстями человека", недостойна огня, не должна быть брошена в воду и даже земле не может достаться то, что было запятнано чувственной жизнью души, т.е. тем злом, на которое душа была способна во время своего пребывания в теле.
Поэтому у древних персов так же, как у современных парсов и маздеистов, тела умерших помещались на высоту, на "башни смерти", "дакмы", для очищения воздухом, где они становились добычей солнечных лучей и хищных птиц. Трупы оставлялись под открытым небом, пока хищные птицы не истребляли тела до самых костей; кости зарывали в землю вместе с носилками, на которых лежало тело.
"Человеческая душа бессмертна, — учили древние персы. — Человек сам своими поступками определяет свою судьбу — добродетельные после смерти наследуют рай, злые — отправляются в ад. На заре четвертого дня по выходе души из тела ангел Шоре ведет ее по мосту "Шинват", который соединяет наш мир с миром невидимым. Праведники, соблюдавшие заповеди Зороастра, легко переходят через этот мост и получают в награду различные степени блаженства согласно своим заслугам. Злые трепещут — и падают, сознавая свою греховность, в бездну зла, в мрачные области, где царит дух зла Ариман".
Маздеизм — прежде всего — религия нравственной чистоты. Его цель — установить мир в душе и создать вокруг себя "царство мира". Все, что является "непрозрачным", все, что не хочет пропускать через себя чистые лучи Агурамазды, — грех, пороки, злоба, эгоизм и гордость, — ему враждебно.
Мир Аримана ведет борьбу с началом чистоты, и, чтоб не загрязниться, человек должен быть всегда очень внимателен к себе. Поэтому ритуалы очищений, — начиная с омовений и кончая чистотой помыслов и чувств, — основное требование маздеизма.

Агурамазда — Дух Чистый, Вездеприсутствующий, Всеведущий, Неразрушимый, Вечный.
Его отражение в человеке — дух, а разум и душа, т.е. страстное, чувствующее начало, — только безразличные орудия, которые в зависимости от воли духа служат добру или злу и в этой, и в загробной жизни.
Тело составлено из элементов, но так как вся природа одухотворена, души элементов испытывают на себе доброе или злое влияние обитающего в них духа. Животные, растения и весь низший (неорганический) мир несут на себе отпечаток влияния человека. Своими помыслами, чувствами и поступками человек преображает окружающий его мир, делает его адом или раем в зависимости от своего внутреннего уровня.
Магия слова — великая сила, данная человеку еще в те дни, когда элементы, составляющие физические тела, были так мягки, что, словно глина в руках горшечника, поддавались каждой вибрации, каждому слову, произнесенному вслух: "В те дни слово, — утверждает предание, — воистину было творческой силой".
Назначение человека — хранить и умножать в себе образ Агурамазды на земле, быть Его отражением и совершенным проводником божественного влияния.
Вот, в кратких словах, сущность древнего зороастрийского учения. Современные последователи Зороастра... до сих пор чтут память своего древнего Пророка4(4 - По греческим преданиям Зороастр (по-персидски — Заратуштра) жил за несколько тысяч лет до Р.Х. Многие европейские ученые XIX века считали его легендарным персонажем, современные же ученые склонны признать его историческим лицом. Существование его они относят к VII веку до нашей эры. Согласно традиции, Заратуштра родился в Мидии, в двадцатилетнем возрасте отрекся от мира, в тридцать лет начал свою проповедь, обратил в свою веру властителя Бактрианы Виштаспа (Vishtaspa), распространил свою проповедь по всей Персии и даже за пределами ее, а в возрасте семидесяти семи лет был убит при защите храма Огня во время нашествия варваров. Дата рождения Зороастра и место, где он родился, — предмет споров. Древние авторы, в том числе Ксантус, Плиний и Плутарх, а также многие маздеисты называют время от 6000 до 1000 лет до Р.Х. Новейшие европейские ученые — от VII века до Р.Х. до более отдаленных дат, примерно, 2500 лет до нашей эры. Место рождения, по одним преданиям, — Азербайджан, в районе Баку, по другим — в городе Раи, в окрестностях Тегерана, где до сих пор находятся развалины этого города.)

Все, что связано с идеей добра и чистоты, получило на древнем языке значение божественного установления. Правда мысли и слова, праведность поступков5 (5 - "Гумата" (правильная мысль), "Гукхта" (правильное слово) и "Гваршта" (правильное действие).) и правильные занятия — земледелие, скотоводство и садоводство — считались в древней Персии угодными Агурамазде.

Злое начало — злые мысли, лживые слова, неправедные поступки, охота, война. Подобно тому как для отдельного человека отсутствие душевного мира является источником беспокойства и многих несчастий, так для целого народа отсутствие добродетелей ведет к голоду, к войнам, к моровым язвам, пожарам и всяким бедствиям.
Семейное начало — основа общества, многочадие — благо. Женщина равна мужчине; она не должна стремиться утверждать свою власть над ним и не должна заниматься делами, выходящими за пределы ее прямых обязанностей. "Некогда женщины правили народом и стояли во главе культа, — прибавляет предание, — но это не показалось угодным Агурамазде (6 - Намек на матриархат, существовавший некогда у древних арийцев, когда они жили еще в Ариана-Ваедже на Севере.)

Любимым занятием древних персов было земледелие и скотоводство. Они любили также разводить сады и в этом деле достигли большого искусства, сохранившегося и до сих пор. Их идея была в том, что деревья, растения, злаки и цветы созданы Богом для умножения жизненной силы земли. "Растительное царство является мощным аккумулятором жизненной силы, и людям очень полезно находиться среди растений". Поэтому и пища, которую должен употреблять человек, если он хочет оставаться чистым, должна состоять, главным образом, из овощей, плодов и хлеба.
Силу земли, производящую тела людей, животных и растений, древние называли "Божественной Матерью". "Для нее тоже не было изображений, ее почитали в духе, но уважение к Матери-Земле было очень велико у наших предков".
Если бы мы могли встретиться с кем-либо из тогдашних людей, они, вероятно, показались бы нам ограниченными и скучными. Но многое из того, к чему по окончании буколических времен стремилось и стремится человечество, в свою очередь показалось бы древним не стоящим внимания. Они не спешили строить больших городов, в жизни довольствовались малым, хотя знали известный комфорт и удобства. Строительное искусство древних персов в исторические времена также не стояло на низшей ступени по сравнению с другими народами.
В области внешней политики, до наступления эпохи великих завоеваний (Кир, Камбиз, Дарий), древние персы не стремились расширять свои границы и смотрели на войну как на необходимое зло, нужное, чтобы защищать от врагов пределы своей родины.
Вот приблизительно в кратких словах то, что мы узнаем о древних персах из школьных учебников.
Но под этой сухой материей мы находим ощущение непрестанной связи с Высшей Жизнью, идею душ "прозрачных" и "темных", идею чистоты, связь с жизненной силой Земли, а также утверждение, что злое начало временно и не присуще природе.

далее