В декабре — 8, 15 и 22-го — маздеисты празднуют Деган.
22-го у них "День рождения Солнца", древний праздник Митры, Победителя тьмы, культ которого в свое время был распространен по всей Римской империи.
В один из этих дней в древности царь, облаченный в специальную белую одежду, публично разбирал жалобы своих подданных и судил.
В этот праздник зажигали множество огней, почему его и называли "праздником тысячи лампад".
Празднику "Рождения Солнца" маздеисты придают большое значение. Они говорят, что солнце рождается для новой жизни в том смысле, что в момент поворота земли к нему сила солнца, вся сконцентрированная в нем энергия, достигает максимального напряжения в этот день, час и минуты.
Связь огня с солнцем (пламя на алтаре) символизирует Дух, вечно обновляющий все существующее.
Плоды, хлеб, вино и мед представляют собой символ четырех начал, лежащих в основе метафизического и видимого мира.
Праздник Фравардин бывает перед Новым годом (Нам Руз) 21 марта и занимает тоже несколько дней, из которых каждый имеет свое особое название.
Во время Фравардина день 16 марта посвящен душам усопших и называется "День душ". По верованиям маздеистов, раз в году душам умерших разрешается посещать своих близких. Это очень интимный и высокодуховный день.
Каждый дом верующих зороастрийцев в этот день особенно тщательно прибран, лучшая комната в доме отведена для "гостей", на алтаре зажжен огонь (по возможности из сандалового дерева), приготовлены сладости, фрукты, и вся комната украшена цветами. Члены семьи и домочадцы с благоговением присутствуют в этот день при обрядах, совершаемых "мобедом" (священником).
Гахамбар есть цикл годичных религиозных праздников, падающих на различные времена года, в число которых входят и вышеуказанные. Идея их — следовать символически за теми б этапами, в течение которых Агурамазда посредством 6 Амешаспентов, верховных Архангелов, сотворил мир.
Каждый из 5 Амешаспентов символизирует какой-либо атрибут Агурамазды в духовном мире, а в физическом мире заведует одной из 6 сторон сотворенного мира, поддерживая и охраняя ее.
Так, например, Бехман, который олицетворяет божественную мысль я премудрость Агурамазды, в земной сфере является покровителем всех полезных животных. Вот имена и духовные атрибуты шести Архангелов на языке Гаты.
1. Аша — олицетворяет Истину, Прямоту и незыблемость божественного Закона и Порядка.
2. Вохуманах — божественная Мысль, Премудрость.
3. Кпаштра — верховное Могущество Божие.
4. Армаити — Терпение, Смирение, устремление к Боту и Любовь.
5. Хорватат — Совершенство, Здоровье и хорошее самочувствие.
6. Амеретат — Бессмертие.
На современном языке парсов Архангелы носят теперь такие имена: Ардибехест, Бехман, Шехривер, Спендармад, Кхордад и Амардад.
В переводе название "Амеша-Спента" означает "Священные бессмертные": все они, с точки зрения зороастризма, суть как бы министры великого владыки Агурамазды.
Кроме этих верховных Архангелов, зороастризм признает существование бесчисленного множества низших ангелов, принадлежащих к различным категориям от низших степеней до высших. Есть ангелы-хранители солнца, луны, звезд, небес, земли и т.д., есть ангелы воздуха, огня и воды. После Амешаспентов имеются еще 24 верховных Ангела.
Борьба добра со злом на земном плане есть борьба Ангелов добра с Ариманом и с его Ангелами зла. Злой дух Ариман; ("Ангро-Манью") в писаниях Авесты всегда борется с Ангелами добра ("Спента-Маикыо"), но никогда не противопоставляется Агурамазде.
Долг человека, по Авесте, сделать выбор между добром и злом и активно помогать силам добра в их борьбе с царством злых Ангелов.
Священнее писание зороастризма "Авеста" по языку, на котором оно написано, западными учеными названо "Зенд-Авеста".
Исторические бедствия о течение многих веков, начиная с завоевания Александром Великим и кончая арабским: нашествием в 651 г. по Р.Х., сведшим почти на нет само существование зороастризма в Персии, привели к тому, что большая часть Авесты до нас не дошла. Если преувеличена легенда о том, что Александр Великий сжег якобы подлинник Авесты, написанный золотыми чернилами на 12000 коровьих кож, то уже не фантазия, а исторический факт, что еще в древности персидским царям позднейших династий приходилось повсюду разыскивать разрозненные книги Авесты.
Европейские ученые, начиная с XVIII века, сделали очень много в смысле нахождения и истолкования различных частей Авесты. В настоящее время, начиная с труда Виrnouf’a, имеется множество книг европейских и американских ученых, посвященных Авесте, и лучшие ее переводы на современные языки сделаны тоже ими.
Древность различных частей Авесты тоже исследована до мельчайших подробностей, хотя и до сих пор еще общего мнения о ее "возрасте" среди ученых не составилось.
Она, видимо, древнее, чем думают многие европейские ученые и даже сами зороастрийцы. Так или иначе следует отметить, что Авеста началась в бронзовом веке, когда еще не знали железа (начало железного века — ХIV-ХIIIвв. до Р.Х.), а также и соль тогдашним иранцам была не известна — железо и соль в Авесте не упомянуты.]
Не претендуя и не желая входить в эти чисто научные, специальные вопросы и отсылая интересующихся ими читателей к научной литературе, я лишь в самых общих чертах скажу о содержании Авесты.
Современный текст Авесты состоит из пяти частей: Ясна, Вис-парад, Вендидад, Яште и Кхордех-Авеста.
Ясна посвящена главным образом религиозным обрядам. Она состоит из 72 глав, что напоминает традиционный пояс, который обязаны носить зороастрийцы, сделанный из 72 нитей белой овечьей шерсти. Ясна включает в себя пять "Гат", священных поэм, представляющих по своему языку самую древнюю часть Авесты и, вероятно, написанных самим Зороастром. "Гаты" являются наиболее почитаемым писанием зороастрийцев с незапамятных времен.
Виспарад представляет собой дополнение к Ясне и также читается во время различных религиозных служб в течение года и шести праздников Гахамбара.
Вендидад не есть собрание молитв. Он разделен на 22 главы (Фиргарад), имеющие самое разнообразное содержание. Есть главы, трактующие о клятве, об обещаниях, о разных правилах поведения, как, например, омовениях, очистительных церемониях, о содержании в чистоте воды (колодцев, озер), об отношении к 4 элементам, о погребении (о "дакмах" — "башнях безмолвия"), о животных и т.д.
Яште есть собрание молитв для обращения к Богу, к Амешаспентам и к некоторым ангелам. Кхордех-Авеста ("малая Авеста") есть собрание молитв, читаемых в течение дня, особенно в важные дни каждого месяца, а также по поводу личных событий в жизни верующего, счастливых или несчастных, например во время рождения детей, свадьбы, смерти и т.п.
Основа учения Зенд-Авесты есть чистый монотеизм, не признающий никаких других богов, кроме Агурамазды. Зороастр был категорически против идолопоклонства, против кровавых жертв (даже животных), против вина и наркотических снадобий, которые в его время применяли в своих обрядах язычники. Он проповедовал необходимость внутренней моральной чистоты и добродетельной жизни, всячески поощряя занятие земледелием и садоводством.
Никто не должен оставаться безразличным к ближнему; бедность, нищета — явления, с которыми все должны бороться. Религия Зороастра требует активности во внешней и во внутренней жизни. Добрые мысли, добрые слова и добрые дела являются основой праведности. Зороастр думал не только о своих непосредственных последователях, но вообще о всех людях на земле и говорил, что готов немедленно идти в любую страну, где есть хоть один человек, нуждающийся в помощи.
Поэтому и современный маздеизм обращается ко всем народам и ко всем людям без исключения и требует милости в отношении не только людей, но и животных.
Все живущее находится под защитой шести Архангелов, которые во всем отдают отчет Всевышнему.